Дети Беслана опять в заложниках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Изображенные на этой иконе младенцы по неофициальной версии бесланские, по официальной - вифлеемские.
В канун 40-го дня трагедии в Беслане информагентства сообщили, что из Санкт-Петербурга в Северную Осетию будет доставлена икона с изображением "бесланских мучеников". Удивления новость не вызвала: таковыми все мы и считали ребят из школы N 1. Но едва минули сороковины, бесланские дети на иконе вдруг превратились в ... вифлеемских. И в том, что казалось проявлением скорби, обнаружился механизм пошлой политической провокации.
Верно говорят, что друзья познаются в беде. И вообще многое в беде познается. Кому-то и сорока дней, и всей оставшейся жизни не хватит оплакать потерю, а для кого-то трагедия - лишний повод "самовыразиться". Зураб Церетели, чуть ли не назавтра после сентябрьской бойни сообщивший о работе над мемориалом для Беслана ("НИ" подробно рассказывали об этом), не одинок. В Беслане еще продолжались опознания трупов, а в Петербурге готовилась к отправке икона "новомучеников", написанная художником Михаилом Осипенко. Заказчиком же и вдохновителем выступил протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. Апостола Иоанна Богослова. По его словам, которые приводит портал Credo.Ru, "убиенные современными иродами младенцы и отроки... погибли от агарян и являются святыми мучениками за Христа".
Насчет агарян сказано смело: в православной традиции так именуются арабы и турки, от чьих рук в средние века принимали смерть христиане. По такой логике, если, допустим, ты крещеный и даже не от взрыва террористов пострадал, а попал под машину, за рулем которой было "лицо кавказской национальности", дальше тебе прямой путь - в святые.
Беслан поставил перед каждым из нас мучительные вопросы. И внятных ответов у большинства из нас (включая парламентскую комиссию) пока нет. Самое честное - сказать: "Виновны все". Но ведь и это еще не ответ - лишь подступ к нему.
У о. Геннадия Беловолова ответ, похоже, был наготове. "Беслан, - заявил он, - это детская Голгофа. После избиения Вифлеемских младенцев в истории еще не было трагедии такого масштаба". Последнее утверждение более чем спорно - мало ли, что у человека в минуту волнения сорвется с языка, - если забыть об иконе. Изображения святых пишутся лишь после их прославления Церковью. Для прославления же необходимы три условия: почитание в народе, обретение мощей и подтвержденные случаи совершения чудес по молитвам к "кандидатам в святые".
Протоиерей Геннадий, конечно, все это знает. Равно как и о том, какой жесткой критике подвергнуто было на последнем Архиерейском Соборе РПЦ "самочинное почитание" царя Ивана Грозного и Григория Распутина, да и прочие, не названные подобные случаи, которых немало. Вспомним иконы "святого мученика Евгения" (юного солдата Жени Родионова, убитого в Чечне) и команды подводной лодки "Курск".
Но история русской Церкви насчитывает и множество случаев канонизации в угоду чьим-то политическим или иным интересам (свежайший пример - причисление к лику святых на том же последнем Соборе адмирала Ушакова). Нет фактов совершения чудес - придумаем. Нет почитания в народе - мы его инициируем. И инициатива почитания "бесланских мучеников" не заставила себя ждать.
На сайте Monarchija.Narod.Ru появилась "аналитическая записка", трактующая случившееся на "православный лад": "Слуги антихристовы, не довольствуясь планомерным духовным и нравственным разложением России и мира, жаждут крови православных христиан... Они спешат. Чтобы взять Россию измором, понадобится много лет даже при нынешних темпах геноцида. Поэтому сейчас их цель - устроить кровавую бойню там, где только это возможно. Кавказ - одно из самых уязвимых мест... В Беслане, очевидно, начался ускоренный геноцид осетинского православного народа. Начало ему положено РИТУАЛЬНЫМ УБИЕНИЕМ... Бесланская трагедия была спланирована кагалом, штабом антихристовых сил. Все остальные, от чечен до спецслужб, были лишь служками нелюдя-кохена, занесшего свой нож для ритуальных жертвоприношений над всем православным миром".
По соседству на сайте был размещен акафист (торжественное песнословие) жертвам "ритуального убиения", написанный неким "Рабом Божьим Александром (Германия)", с такими, в частности, словами: "Новых показал мучеников Господь в стране российской... во дни смут и нашествий агарян и предводителей их, лживых иудеев" (перевод на русский "НИ").
Развести бы в который раз руками, дивясь неискоренимой нашей дремучести и вере во всевозможные заговоры паче, чем в Царя Небесного. Но хочется понять: откуда вообще возникла "ритуально-мученическая версия"? Оказывается, из бесед с монахами, служащими в Беслане, о. Геннадий узнал, что детям, плененным в школе N 1, террористы "приказывали снимать нательные крестики, а при отказе простреливали руки и ноги - возникало подобие кровавых язв Христа. Некоторые остались живы, на их запястьях - страшные метки". Что это, если не ритуальное убийство?!
Руины школы N1 превратились в храм без канонов и ритуалов.
Ни о чем подобном нельзя прочесть в сентябрьских подшивках газет, потому что ничего подобного не слышали в Беслане журналисты. Этого не может быть, потому что этого не было. Но автор "аналитической записки" в Интернете держит ухо востро: "Человеку духовно недальновидному такое утверждение покажется перехлестом: мол, какое же тут "ритуальное убийство"?.. Но истинный православный должен уметь проникнуть через завесу потока новостной информации в мир невидимой, мистической брани".
Не хотелось бы подозревать отца Геннадия, человека, по-видимому, чистой веры, в сговоре с авторами упомянутого сайта. Но, даже и не сговариваясь, участники этой истории превратили трагедию в фарс.
Икону перед отправкой из Санкт-Петербурга освятил архиепископ Тихвинский Константин (Горянов). Церковные поминовения погибших в Беслане перед иконой возглавил епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан (Ашурков). Все шло как по маслу. А затем разразился скандал. Сначала на сайтах РПЦ, а затем и в светских СМИ появилась информация о доставленной в Беслан иконе "Избиение Вифлеемских младенцев". Мол, в переданные ранее сообщения вкралась ошибка. При том, что на иконе, сегодня находящейся в Свято-Успенском Аланском монастыре в Архызе, разборчиво написано "В память убиенныхъ мучениковъ Бесланскихъ", горы на заднем плане как будто с кавказской натуры срисованы, а на лицах "воинов царя Ирода" шахидские повязки.
Бедные дети и после страшной своей кончины оказались в заложниках - на сей раз не мифических агарян с иудеями, а "ревнителей благочестия".
Замять скандал вынужден был епископ Феофан: "Мы знаем, что невинная кровь мучеников, - а они именно мученики, эти дети, погибшие в Беслане, - является жертвой и за наши грехи".
Хорошие слова. Но кому, как не почтенному архиерею, знать, что мученик в церковном и в земном толковании - очень разные понятия. И если Церковь причисляет жертву грешников к лику святых - это зачем-то нужно не жертвам, а грешникам. Наверное, затем, что им так легче продолжать жить. Как-то спокойнее.
Михаил Поздняев
Опубликовано 20 октября 2004 года
источник: Газета "Новые Известия"
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37