Розы уходят из эпицентра революции...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Если б сегодня в Грузии были 1990-е годы, мы могди бы сделать определенный прогноз: в Цхинвали налицо война, и ее лицо - это лицо не какого-то сепаратистского режима, а властей Грузии. Именно так вписались обе наши войны - абхазская и цхинвальская - в страницы самой беспристрастной истории.
Но сегодня в Грузии - не 90-е годы прошлого столетия, время переоцененных ныне властей и переоцененной политики. Эксперты считают новые власти отцами новой политики, демократических революций, высоких государственных идеалов. Вот таким вот "отцом" и стал юный президент Грузии для своей древней страны во время тбилисской и аджарской бархатных революций. Но что же будет в Цхинвали? Что будет в Сухуми? Что бывает, когда противник меняет тактику действий? Когда в революции кончается время роз и начинают грохотать пушки? Какую метаморфозу претерпевает революционная энергия президента Грузии? Не превратится ли она в боевую энергию? После Шеварднадзе права на войну не имеет ни один президент Грузии.
Нет права на войну - есть обязанность вернуть территории - вырвать их из рук той страны, которая жаждет войны с Грузией. Это - не политическая дилемма. Это сложная политическая задача, которая обязательно должна быть решена! Именно так думают политики, приглашенные газетой "Ахали швиди дге" в качестве экспертов.
Дато Зурабишвили, член парламентского большинства, считает, что Цхинвали - это самый сложный экзаменационный тест для грузинских властей. "В последнее время ситуация в Цхинвальском регионе очень обострилась. Взятие в плен 50-ти грузинских полицейских - кульминация этой напряженности, как в политическом, так и в военном отношении. Я могу прямо сейчас сделать смелый прогноз и согласиться с заявлением первых лиц о том, что этот факт не повлечет за собой больших осложнений. Те, кто предсказывает войну, очень ошибаются. Этих людей, конечно же, освободят, и это освобождение, конечно же, получит соответствующую оценку с нашей стороны. Цхинвальский регион оккупирован сепаратистским режимом. Для этого режима важна не политика, а спрятанная за политическим фасадом система контрабанды - источник существования режима Кокойты. Не будем судить военных за то, что они оказались в плену. Тут фактически совершенно иное положение. Они оказались жертвами лжи, обмана, официально оформленных и нарушенных обещаний. Против этих военных объединились все российские и осетинские миротворческие силы. Командующий российскими миротворческими войсками - Набздоров - фактически для этого и назначен русскими в Цхинвальский регион. Он должен осуществлять запланированные провокации, притеснять грузинские миротворческие силы, местное грузинское население. Известно, что срок его службы на посту уже кончился, но его не отзывают, так как он очень хороший исполнитель.
Последний преступный факт, совершенный русскими и осетинами, никого не должен удивлять. Другого опыта и другой практики действий в Грузии российский военный генералитет никогда и не имел. Тут главное другое: каковы будут наши реакция и противодействие? Какова будет реакция на случившееся, сможем ли мы отреагировать как демократическое суверенное государство на действия страны, грубо вмешивающейся во внутренние дела соседей? Мы должны действовать не импульсивно, не спонтанной реакцией на раздражение, а придерживаясь международного права, международных норм и норм защиты прав человека. Надо сказать, что в подобной ситуации любые наши радикальные меры будут восприняты миром адекватно. Время империалистической России и завоевательской политики уже списано в архив. Своими вандальскими действиями в Цхинвали Россия еще раз покрыла грязью собственный имидж. Сегодня весь мир выступает против военного вмешательства, против выяснения отношений на языке оружия. Поэтому мы не должны выбрать этот язык как ответ на действия России. Это будет означать, что мы поддались на самую большую провокацию. Президент и остальные власти Грузии не должны поддаваться на подобные провокации.
Давайте посмотрим, что происходит. Россия создала себе имидж агрессора. Аналогичные действия со стороны грузинских властей (ответ на языке оружия) навесят на Грузию ярлык угнетательницы малой нации, агрессора. И в этом случае ни одна страна мира не захочет быть партнером Грузии и сотрудничать с ней. Мы должны обратиться за помощью к странам Европы, к известным международным организациям. Они должны заставить Россию отказаться от апробированных форм взаимоотношений с Грузией: вмешательства в ее внутренние дела. Между прочим, это не означает, что мы не будем иметь права использовать силовые методы. Международные организации признают использование силовых методов в тех случаях, когда другие методы просто не работают, чтобы избежать блокады и оккупации территории и народа суверенного государства".
Политик Вахтанг Хмаладзе считает, что положение действительно сложное, но не безвыходное. "Российские миротворческие силы еще раз нарушили соглашение, на основе которого располагаются на территории Грузии. Необходимы правильные, квалифицированные, юридически оправданные оценки. Необходим правильный политический курс. Необходимо требовать оценки от миссии ОБСЕ, так как эта организация работает в Цхинвальском регионе. Необходимо получить разъяснения от российских властей по поводу преступных действий их военных. Власти Грузии и ее первое лицо должны выбрать самый правильный и оптимальный путь для выхода из создавшейся ситуации. Пока что мы должны использовать все политические возможности. Только в том случае, если политические возможности будут исчерпаны, можно прибегнуть к радикальным мерам. И это уже не будет считаться агрессией, осуществленной властями Грузии".
По мнению представителя неправительственного сектора Пааты Закареишвили, "подобными действиями осетинская сторона искусственно обострила ситуацию. Я не знаю, при каких обстоятельствах произошел захват грузинских солдат, кто несет за него ответственность. Говорить о конкретных виновниках можно будет только после расследования. Но если ситуация осложнится, ответственность нести будет, конечно, грузинская сторона. Методы, которые использует власть для давления на осетинскую сторону, для меня приемлемы, но неприемлемо то, что власти Грузии не предвидят возможных ответных реакций со стороны сепаратистского правительства. Грузинская сторона должна прежде всего нейтрализовать ситуацию. Мы должны потребовать очистить Цхинвальского регион от оружия. Где есть оружие, там могут зазвучать и выстрелы, и это приведет к тяжелейшим результатам. Необходимо заострить внимание и на законодательных вопросах. Нужно срочно принять закон, предусматривающий восстановление прав осетинского населения, его возвращение в собственные дома, восстановление на местах работы; грузинские чиновники, в свое время притеснявшие осетинское население, должны быть наказаны. Только такими мероприятиями мы сможем восстановить доверие осетинского населения. Напряженность в Цхинвальском регионе не нужна грузинской стороне хотя бы потому, что в октябре в Абхазии пройдут парламентские выборы. Напряженная ситуация в Цхинвальском регионе может вызвать обострение и в Абхазии, что отрицательно скажется на процессе выборов и осложнит отношения с абхазами. По моему мнению, более радикальные шаги можно будет предпринять после выборов в Абхазии.
Что касается позиции России, то я думаю, Россия обязательно включится в этот конфликт. Она не остановится перед оказанием военной помощи осетинам. В интересы России входит развязать еще один кровавый конфликт в Грузии, чтобы показать миру, что Грузия не готова стать демократическим государством, что у Запада не должно быть иллюзий и надежд на существование демократического государства на Кавказе".
А один из лидеров парламентского оппозиционного блока "Промышленники - новые", г-жа Пикрия Чихрадзе, напоминает первым лицам государства о других сторонах проблемы: "В создавшейся ситуации власти первым долгом должны позаботиться о сохранении человеческих жизней. И грузинские военнослужащие, и местное грузинское население должны быть защищены от любого риска. Второе, что обязательно должно быть сделано: на местах необходимо создать такие условия, чтобы живущие там грузины не были вынуждены покидать свои жилища. Деревни в ущельях Лиахви - последнее свидетельство пребывания Грузии в Цхинвальском регионе. Если и эти грузины оттуда уйдут, политическая проблема с точки зрения урегулирования конфликта будет отброшена на несколько лет назад. Необходимо осознать, что самопровозглашенные цхинвальские власти действуют с одной-единственной целью: подтолкнуть нас к войне и кровопролитию, чтобы с грузинской стороны раздался выстрел. Урегулирование наших отношений с Россией должно взять на себя международное сообщество, и никто другой: Россия будет считаться только с теми, чьи силу и приоритет она признает. Только так и надо выкраивать жесткую, но последовательную политику отношений с Россией. Ясно одно: пока российские миротворческие силы будут находиться на территории Грузии, партнерских отношений у нас с Россией не будет".
Тамара Циклаури
Опубликовано 2-8 июля 2004 года
источник: Газета "Ахали швиди дге" ("Новые 7 дней")
-
22 ноября 2024, 00:31
-
21 ноября 2024, 17:03
-
21 ноября 2024, 16:22
Житель Тбилиси задержан за нападение на полицейских на акции протеста
-
21 ноября 2024, 15:21
-
21 ноября 2024, 14:07
1 -
21 ноября 2024, 13:27