Сможет ли Грузия соблюдать военный нейтралитет?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прибыв в Москву, Саакашвили предлагает коллеге Путину дружбу. Информированный кагэбешник Путин выражает удовлетворение инициативой нового президента Грузии в связи с его последними заявлениями. Насколько возможно начать заново отношения между государствами на фоне десятилетней "холодной войны"? С этим и с другими вопросами "Резонансы" обратилась к члену парламента Вахтангу Хмаладзе.
- Насколько возможно на фоне визита Саакашвили в Москву начать сложные российско-грузинские отношения с новой точки отсчета?
- Вахтанг Хмаладзе: В общем, все возможно, но это зависит от конкретного фактора - будет ли у России желание иметь с нами цивилизованные отношения. Это было бы выгодно для обеих сторон. К сожалению, до сих пор у России не было желания иметь с нами цивилизованные отношения, если не считать ничего не дающих устных заявлений. Реальная же политика Москвы была диаметрально противоположной - шла в полный унисон с агрессивными заявлениями хорошо нам известных российских политиков. То есть, начать отношения с чистого листа возможно, но у меня есть на этот счет определенные сомнения.
- На чем основано ваше недоверие к политике России?
- Сознание российских правителей столетиями формировалось на великодержавных принципах. Изменить его очень трудно, и я подозреваю, что вот так, единым махом, осуществить положительный прорыв в российско-грузинских отношениях будет невозможно.
- Что все-таки конкретно значит: начать с нового листа - что должно быть забыто, и наоборот, какие вопросы выйдут на первый план?
- При наличии доброй воли Москвы, мы, с нашей стороны, можем забыть все отрицательное, что сделано Россией, особенно после 1990 г. Вместо этого на первый план нужно выдвинуть те слабые, но положительные тенденции, которые можно заметить в отношениях между Москвой и Тбилиси. Мы должны исходить из того принципа, что в двухсторонней зависимости всегда были как положительные, так и отрицательные моменты. Но мы будем готовы продумать положительные моменты только в том случае, если официальная Москва сама будет готова действовать, исходя из высоких идеалов. В таких отношениях проигравших не бывает, и такой подход полностью исключает великодержавный подход. Начать отношения с чистой страницы как раз и означает, что одна сторона отказывается от привычных великодержавных амбиций, а другая предает забвению обиды, нанесенные ей на протяжении лет.
- Насколько возможен полный военный нейтралитет на фоне пребывания американских военных баз в Центральной Азии?
- Мне кажется, это будет очень трудно. Но если США, Россия и Европа (особенно первые две страны) будут иметь такое желание, то это будет возможно - и выгодно не только для нас. Одного нашего желания тут недостаточно.
- Что подразумевает Саакашвили под неоправданными компромиссами, на которые президент не собирается идти в отношениях с Россией?
- Неоправданны любые компромиссы, идущие на пользу только одной стороне - в данном случае, только России. Например, неоправданный компромисс - это пребывание в Грузии российских военных баз, которые ей ничего, кроме вреда, не приносят, зато Россия получает право определенного контроля не только над Грузией, но и над третьими странами.
- Насколько реальна формула - нефтепровод взамен Абхазии?
- В случае наличия соответствующей политической воли этот нефтепровод будет весьма выгодным как для России и Грузии, так и для третьей стороны. Но эта перспектива осуществима только при условии, что отношения России с Грузией будут основаны на взаимном уважении.
- И последний вопрос: как вы считаете, приняла ли Россия заявленную Грузией европейскую ориентацию?
- Это станет видно только тогда, когда Россия будет готова к цивилизованным отношениям с Грузией, так как в таком случае началом всех начал должно быть уважение к чужой воле. Неприятие этого принципа исключает цивилизованные отношения. Я очень хочу, чтобы события развивались в положительном направлении. Но, правду сказать, сомневаюсь в том, что Россия сегодня к этому готова.
Опубликовано 12 февраля 2004 года
источник: Газета "Резонанс" (Грузия)