Удивительное удивление
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В последние годы неподконтрольные властям журналисты перестали чему-либо удивляться в сфере отношений "пресса-власть". Однако сюрпризы иногда всё же бывают.
В частности, на днях автор этих строк встретился с председателем постоянной парламентской комиссии Национального Собрания НКР по внешним сношениям и информации Ваграмом Атанесяном (он же - лидер провластной парламентской фракции "Союза Демократический Арцах", он же - редактор печатного органа СДА газеты "Айреник). Беседа полностью "разрушила" наши представления о морали властей.
Кто-то из философов в своё время остроумно заметил, что нет такого существительного, которое нельзя бы было испортить прилагательным. Следуя этой логике, можно сказать также, что нет такого существительного, которое нельзя бы было облагородить прилагательным. Или - нет в природе такого явления (сколь бы мрачным оно ни было), которое нельзя было бы преподнести в лучезарном свете.
Но перейдём к сути нашего удивительного удивления. Мы поинтересовались у нашего высокопоставленного коллеги, почему получается так, что каждый год с подачи вышеупомянутой комиссии одна из двух карабахских профессиональных журналистских организаций, а именно - Союз журналистов НКР - получает государственную дотацию, а другая (то бишь Степанакертский пресс-клуб) - не получает. Дав понять, что пресс-клуб никогда не обращался и никогда не будет обращаться во властные структуры с просьбой о дотации, мы уточнили, что нас просто интересует, какими критериями руководствуются власти и, в частности, соответствующая парламентская комиссия, при предоставлении этой пресловутой госдотации какой-либо организации. И вот что услышали в ответ от г-на Атанесяна (цитируем):
- Не было никаких критериев, была лишь определённая озабоченность по поводу того, что при предоставлении такой дотации Степанакертский пресс-клуб мог бы с треском хлопнуть дверью - демонстративно отказавшись от неё и тем самым поставив власти в недвусмысленное положение.
"С болью в сердце" и надеждами на взаимопонимание и сострадание разъяснив, что власти определённо не желали попасть в такой переплёт, г-н Атанесян добавил:
- Мы просто не хотели навредить вашему имиджу независимой организации... Кроме того, пресс-клуб и без нашей помощи может полноценно работать, а вот есть организации, которым надо дать толчок, дабы сдвинуть их с мёртвой точки (это кивок явно в сторону СЖ - Г.Б.).
Ну и ну... С одной стороны приятно, конечно, услышать такую высокую оценку деятельности пресс-клуба от госчиновника, тем более что звучит она в унисон с пренебрежительным отношением к "ихней" журналистской организации. Но, с другой стороны, и ежу понятно, что это правда для бедных, эдакая красивая восточная легенда. А если вообще без обиняков, то - чистейшей воды фарисейство. По крайней мере, такая оценка и плохомаскируемое негативное отношение властей к независимой журналистской организации друг на друга волком воют. Но что любопытно, из такого отношения можно сделать несколько ошеломляющих выводов:
- власти содействуют не работающим организациям, а "иждивенцам";
- власти всецело понимают и чистосердечно признают, что предоставление госдотации есть способ контроля и порабощения (как тут не вспомнить нашу беседу с другим госчиновником, который искренне удивлялся: "Разве, получив господдержку, вы сможете остаться независимой организацией " и с усмешкой выслушал нашу "лекцию" о том, что госбюджет - это общенациональное богатство, а не кормушка для власть имущих).
Как бы там ни было, но во всей этой истории есть один положительный момент - чистосердечное признание, которое, как мы знаем, облегчает вину. Г-н Атанесян заверил нас, что в сложившейся ситуации (с выделением дотации) власти, по крайней мере, пытались быть порядочными. Что ж, кто-то остроумно заметил, что порядочным считается человек, который не врёт без надобности. В нашем же случае, как вы убедились сами, такая надобность была.
Опубликовано 31 января 2004 г.
источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)