Убийство на виду у всех
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Из-за серо-зеленых занавесок темно уже в половине второго. Кроме монитора в помещении светятся всего две точки. Это глаза Сергея Соколова, заместителя редактора "Новой газеты", человека лет сорока пяти. Звонок мобильного телефона, играющий "Танец маленьких лебедей" Чайковского, действует на нервы. С тех пор как сталинисты в августе 1991 года устроили путч, направленный против Горбачева, это произведение для москвичей - все что угодно, только не классика.
Самопровозглашенный "чрезвычайный комитет" приказал тогда советскому государственному телевидению вместо новостей транслировать нечто безобидное - "Лебединое озеро".
Неприятности из-за информации были и у редакции "Новой газеты". Виновата "бомба", говорит Сергей Соколов, которую последняя общенациональная оппозиционная российская газета поместила на своих страницах в начале декабря. На трех страницах были напечатаны фотографии до сих пор неизвестного эпизода из московской драмы "Норд-Оста", случившейся в октябре 2002 года. Тогда более 700 человек - зрители и актеры мюзикла - в течение четырех дней находились в руках чеченских террористов. При последующем штурме здания погибло 129 зрителей и актеров и 41 захватчик. До сих пор неизвестно, почему умерших было так много.
На фотографиях видно, как какого-то мужчину, закованного в наручники, тащат лицом вниз из театра. Со стороны улицы приближается женщина в черной куртке с белой повязкой на рукаве, поднимает руку с пистолетом, стреляет в него и снова опускает руку. Сцена целиком продолжается 20 секунд. Об этом свидетельствует время, указанное на пленке любительского фильма, длящегося в целом более шести часов, копия которого была передана "Новой газете". Фотографии сделаны с этой пленки.
"Пока что фильм не помогает решить ни одной загадки, а только задает новые", - говорит Соколов. Если мужчина в наручниках был террористом, почему тогда его застрелили? Мертвецы не могут выступать свидетелями, они ничего не расскажут о подстрекателях и о том, как все происходило. И почему именно этого мужчину застрелили снаружи, перед концертным залом, а других террористов в то же время, но внутри, в зале, как это Соколов видел в другом видеофильме.
Меж тем московская прокуратура добавила копию фильма к материалам по делу "Норд-Оста". Соколов, он как раз прикуривает одну сигарету от другой, был приглашен в качестве свидетеля. "Если мы сможем доказать, что эта "бомба" настоящая, все дело придется пересматривать", - говорит он.
Следователи ему рассказали, продолжает Соколов, что застреленный человек был помощником террористов, его личность даже якобы установлена. Еще летом. Хотя все захватчики были кремированы сразу после завершения драматических событий, в конце октября 2002 года. Для России кремация - это не самая привычная форма погребения.
Как вы думаете, господин Соколов, почему их сожгли? Чтобы впоследствии избежать эксгумации, если дело когда-нибудь будет пересмотрено? "Я не спекулирую, - говорит Соколов, прикуривая очередную сигарету. - В данном случае это бесполезно, так как убитый, совершенно явно, не тот, за кого его выдают следователи".
Его родственники, посмотрев фильм, который показали им журналисты, не увидели никакого сходства с тем, кого они с конца октября прошлого года считают без вести пропавшим. И, скорее всего, таковым он и останется. Потому как прокуратура хочет отчитаться перед Путиным о завершении следствия еще до середины марта - срока президентских выборов. Соколов полностью не уверен, сможет ли об этом сообщить "Новая газета": может, она к тому времени сама предстанет перед судом.
"Судебный процесс, - говорит Соколов и тушит в пепельнице, которая еще час назад была пустой, седьмой окурок, - в условиях управляемой демократии, существующей в России, является самым надежным способом, чтобы избавиться от критических средств массовой информации". При помощи исков о защите чести и достоинства, часто на сумму в несколько миллионов долларов.
Только "Новой газете" были предъявлены в прошлом году иски более чем на 10 млн долларов. "Для нас, - говорит Соколов, - это неподъемные суммы, но пока что мы все процессы выигрывали". Что не дает гарантий на будущее автоматом.
Опубликовано 26 января 2004 года
Перевод - веб-сайт "Inopressa.ru"
источник: Газета "Der Tagesspiegel", Германия