Москва не хочет уходить с Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тедо Джапаридзе был вынужден вернуться домой, не выполнив поставленную перед ним задачу. Краткий визит в Москву грузинского министра иностранных дел, который состоялся на прошлой неделе и спешно был объявлен российским министерством иностранных дел частным, не имел никаких существенных последствий. Беседа с заместителем начальника Генерального штаба Юрием Балуевским о выводе российских воинских подразделений с двух баз, пока еще остающихся в Грузии, закончилась, по большому счету, безрезультатно.
Джапаридзе еще раз смог убедиться в том, что Москва настойчиво продолжает вести политику проволочек и не хочет выводить из южно-кавказской страны расквартированные там войска. В настоящее время российские подразделения занимают военную базу Ахалкалаки на западе от Тбилиси и базу в Батуми (Аджария) на Черном море. В Гудауте (Абхазия) с мандатом СНГ и, следовательно, с согласия Грузии располагается российский миротворческий контингент, который наблюдает за хрупким миром на границе между взбунтовавшейся против Грузии автономией и метрополией. Вывода данного контингента Грузия не требует.
Уже в 1999 году тогдашний президент Борис Ельцин на конференции ОБСЕ в Стамбуле объявил о готовности вывести российские войска из Грузии и Молдавии. Американцы и европейцы неоднократно указывали на то, как это важно для европейских структур безопасности.
"Исполнение Россией ее стамбульских обязательств является обязательным условием для ратификации договора об обычных вооруженных силах в Европе", - сказал министр иностранных дел США Колин Пауэлл на недавней конференции ОБСЕ. При этом он не оставил сомнения в том, что Вашингтон по-прежнему поддерживает данный договор и хочет, чтобы он вступил в силу.
Однако Россия сопротивляется. За Кавказ цепляются, прежде всего, военные, которым в последние годы пришлось беспомощно наблюдать, как в Средней Азии появлялись американские военные базы. Их твердое убеждение: до тех пор, пока существуют базы в Грузии, Кавказ еще не потерян, и не потеряно влияние на курс грузинской политики. Сепаратисты в Аджарии и Абхазии в своей антипатии по отношению к правительству в Тбилиси чувствуют себя в присутствии российских военных гораздо увереннее. Однако страх, что освободившиеся военные базы когда-нибудь перейдут в руки к американцам, кажется необоснованным: грузинская конституция запрещает размещение в стране чужих войск. Российские офицеры тоже не верят в такую опасность, однако, они хотят как можно дольше сохранить свое присутствие на Южном Кавказе. Так что в Москве усердно возводятся оборонительные линии, которые искусственным образом должны препятствовать скорому выводу войск. Например, уже давно идет спор о сроках. Грузины требуют, чтобы через три года все было закончено. Русские утверждают, что им для этого нужно 11 лет. Вывод российских баз обошелся бы в полмиллиарда долларов, доложил "Интерфаксу" один из членов военного руководства. И поскольку ни у кого нет таких денег, данный процесс может продлиться еще дольше.
Кому он кажется слишком медленным, тот должен походатайствовать перед американцами и европейцами, чтобы те взяли расходы на себя, возмущаются российские военные. Никогда, бьют себя в грудь патриоты в военной форме, не повторится такой хаос, какой был при выводе войск из Германии. При этом они намеренно не хотят замечать разницы в численности целой армии и контингента двух военных баз. И еще они забывают, что при выводе войск из Германии в неизвестном направлении ушли суммы, измерявшиеся миллиардами.
Опубликовано 13 января 2004 года.
Перевод: веб-сайт "Inopressa.ru".
источник: Газета "Die Welt" (Германия)