"Спасите наши души"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Наша газета периодически поднимает проблемы чеченских детей, в том числе, и проблемы, касающиеся деятельности чеченского отделения Российского детского фонда, руководитель которого, Рамзан Хасуханов, побывал в эти дни в Москве. С 4 по 6 декабря в Центральной детской библиотеке Москвы прошел очередной выборный пленум Международной ассоциации детских фондов и Российского детского фонда, руководителем которого вновь переизбран Лиханов Альберт Анатольевич - академик, детский писатель, человек, пользующийся большим авторитетом у российской и мировой общественности.
Рамзан Хасуханов поделился своими впечатлениями о работе пленума и рассказал нашей газете о сохраняющихся проблемах детей Чечни.
- Несколько слов об участниках пленума.
- Помимо членов Правления Российского детского фонда (РДФ), участие приняли руководители всех региональных отделений, включая страны СНГ. Вместе со мной, по приглашению А. Лиханова, в работе пленума приняла участие и директор республиканской библиотеки им. Гайдара Зулай Сайдумова.
- О чем говорили на пленуме касательно Чечни?
- Выступавшие с пониманием говорили о проблемах чеченских детей, о необходимости оказания им посильной помощи. По инициативе Альберта Лиханова РДФ принял решение перевести и издать на чеченском языке ряд произведений русских и зарубежных авторов, пропагандирующих терпимость, ненасилие, добро. Подтверждена также готовность РДФ полностью оснастить мебелью и необходимым оборудованием, включая компьютеры, республиканскую детскую библиотеку, как только руководством Чечни ей будут выделены помещения. В "Молодежной смене" уже публиковали открытое письмо А. Лиханова к Главе Чеченской Республики с просьбой определить здание под эту библиотеку. Но вопрос остается открытым. Кстати, Зулай Сайдумова на пленуме была включена в состав Правления РДФ.
- Были ли у вас, Рамзан, какие-нибудь встречи вне пленума?
- Мне посчастливилось участвовать на торжественной церемонии открытия памятника-бюста русскому поэту Тютчеву, в бывшем имении которого и располагается Российский детский фонд. В церемонии приняли участие: заместитель председателя Правительства РФ Г. Карелова, министр культуры РФ Швыдкой, председатель попечительского совета программы РДФ "Фронтовые дети Чечни" И. Кобзон, известные писатели, деятели культуры. В ходе личных встреч с некоторыми из них у меня наметился план совместных действий, направленных на поддержку наших детей.
- А чем еще, в принципе, мог бы помочь РДФ чеченским детям?
- В настоящее время в системе РДФ действует 15 благотворительных программ. Во всех регионах, за исключением Чечни, эти программы успешно реализуются. Региональные власти очень серьезно относятся к деятельности РДФ и оказывают всяческое содействие расположенным на их территориях его местным отделениям. Истинная забота о детях везде объединяет усилия органов власти и общественных организаций. Вот только не знаю, когда это произойдет в нашей республике.
- Возможно, с завершением ряда политических процессов и связанной с ними эйфорией наше правительство повернется лицом к социальной сфере и вспомнит хотя бы о том, что тысячи наших детей нуждаются в безотлагательной медицинской помощи.
- Действительно, это очень серьезная проблема, от которой никто не вправе отворачиваться. В республике очень распространен детский церебральный паралич, таких детей тысячи. Благо, есть эффективный способ лечения этого страшного недуга. Как я уже отмечал в предыдущем интервью "Молодежной смене", на базе космических технологий создан специальный костюм, с использованием которого больному ДЦП возвращают здоровье. И стоит он по нынешним меркам не так уж много. Более 400 детей в Чечне страдают тугоухостью и нуждаются в слуховых аппаратах - их стоимость также отнюдь не фантастическая. Зарегистрировано около 200 случаев заболевания детей сахарным диабетом, а у нас нет даже элементарных препаратов, определяющих уровень сахара в крови. А сколько больных пороком сердца, нуждающихся в хирургическом вмешательстве!
- Не кажется ли вам, Рамзан, что вопрос реабилитации наших детей должен стать делом чести для руководителей всех рангов?
- Трудно не согласиться с такой постановкой вопроса. Я очень надеюсь, что правительство ЧР осознает всю глубину этой проблемы, уверен, что рано или поздно именно отношение к детям, тем более больным, станет главным критерием оценки деятельности республиканских властей. Мне кажется, что для начала следовало бы создать при Президенте ЧР Совет из руководителей министерств и ведомств социального направления для того, чтобы выработать план, если хотите - концепцию по совместному решению детских проблем. Без комплексного подхода на самом высоком уровне трудно рассчитывать на какие-то серьезные сдвиги в этом направлении. Со своей стороны я обеспечил бы объединение усилий наших властей и Российского детского фонда. Даже без государственной поддержки мне удалось в течение 2003г. направить в различные клиники Москвы для бесплатного лечения под эгидой РДФ более 200 тысяч тяжело больных детей из Чечни. Был реализован проект "Дети Чечни - послы мира" при содействии руководителя Гудермесского юридического пункта сети "Миграция и право" Лили Юсуповой, который позволил, в частности, полностью обеспечить национальными костюмами и музыкальными инструментами школьный танцевальный ансамбль из с. Джалка Гудермесского района. А если бы мне создали какой-нибудь минимум условий (помещение, телефон, зарплату), поставили бы на должный уровень работу нашего детского фонда, удалось бы сделать во много раз больше.
- А ведь те же министерства труда и соцразвития, здравоохранения, работу которых, отчасти, вы выполняете, отправляя детей на лечение, могли бы выделить по одной штатной единице в помощь фонду. Да и правительству нашему не должно быть в тягость решение вопроса зарплаты и хотя бы одной транспортной единицы для человека, совершенно бескорыстно взвалившего на себя наши общие проблемы, причем проблемы первостепенные.
- Видит Бог, я пекусь не о себе, а мой "голый энтузиазм" рано или поздно может изменить мне. Я видел много больных детей: глухих, слепых, без ноги, без руки. У них нет осязаемого будущего. Их боль вонзилась в меня, и не дает мне покоя. Меня поражает равнодушие некоторых чиновников и беспечность нашего общества перед страданиями детей. Меня возмущает, что ВТЭК выдает справки, в которых детей-ампутантов - жертв чеченской войны - записывали как инвалидов детства, лишая их целого ряда льгот и привилегий. Разве это не кощунство? Какая разница детям, как назывались боевые операции федеральных войск в Чечне, если их калечили настоящие бомбы, снаряды, мины?! Эту вопиющую несправедливость могла бы устранить Госдума, приняв соответствующий закон.
- Карты в руки нашим избранникам в Госдуме, клявшимся в самоотверженном служении народу - они могли бы инициировать принятие такого закона.
- Разумеется, с соответствующей инициативой мог бы обратиться в Госдуму и Госсовет ЧР. Может, нас услышат в стенах Госсовета?
- Должны услышать. Не может быть, чтобы в Правительстве и Госсовете ЧР не читали республиканских газет. Нашим детям, ставшим жертвами безумия взрослых, впору давать сигнал "Спасите наши души!".
- Но могут ли наше общество и власть спокойно дожидаться такого сигнала?!
- Пусть, Рамзан, наша беседа побудит их к пересмотру приоритетов в пользу здравого смысла, в пользу элементарного сострадания к самым беспомощным и невинным существам на земле - нашим детям.
Опубликовано 20 декабря 2003 года
источник: Газета "Молодежная смена"