Античеченская амнистия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление адвоката Ларисы Дагаевой, направленное ею в информационные агентства и правозащитные организации.
"Я, Дагаева Лариса Борисовна, работая адвокатом в бюро "Альянс" города Ессентуки, защищала Чупалаева Саид-Магомеда Цугаевича в Ставропольском краевом суде по уголовному делу по обвинению по статьям 279, 208, 222 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также в Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Ставропольский краевой суд приговорил Чупалаева С.-М. Ц., бывшего участника Чеченского Сопротивления "первой" войны, по всем статьям обвинения к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Мною была составлена кассационная жалоба, поданная за подписью Чупалаева С.-М.Ц. Рассмотрев кассационную жалобу, Верховный Суд РФ оправдал моего подзащитного по статье 279 УК РФ и снизил срок до 7 лет лишения свободы. В настоящее время Чупалаев С.-М. отбывает наказание в колонии. Как адвокат, я продолжаю действовать в его интересах.
6 июня 2003 года был опубликован текст амнистии, под которую подпадает Чупалаев Сайд-Магомед. Однако до настоящего времени соответствующими должностными лицами амнистия к нему не применена по следующим, явно надуманным по моему мнению, причинам.
Согласно пункта 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2003 года N 4125 "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики", постановлено освободить от наказания лиц, совершивших общественно-опасные деяния в ходе вооруженного конфликта в пределах границ бывшей ЧИ АССР, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях, либо добровольно сдали оружие и военную технику, кроме лиц, совершивших преступления, перечисленные в пункте 4 указанного постановления. Согласно пункта 3 постановления, должны быть освобождены от отбывания наказания лица, подпадающие под амнистию, по которым приговоры вступили в законную силу и которые отбывают наказание в исправительных учреждениях.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2003 года N 4127 меняет смысл предыдущего постановления и дает основания для его двойственного толкования.
Так, в пункте 1 постановления N 4127 указано, что под действие амнистии подпадают лица, совершившие общественно опасные деяния в период с декабря 1993 года до дня вступления в силу постановления, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях, либо добровольно сдали оружие и военную технику до 1 сентября 2003 года. Из содержания указанного пункта не ясно, подпадают ли под амнистию лица, уже отбывающие наказание, то есть, каким образом они могут отказаться от участия в Незаконных Вооруженных Формированиях, и как установить, отказались ли они в прошлом? Некоторые из них были задержаны уже после их выхода из состава НВФ и без оружия. Однако данный факт в приговоре суда не содержится, так как в приговоре устанавливаются лишь общественно опасные деяния, которые совершили данные лица.
Далее. Пункт 4 постановления N 4127 изменяет смысл вышесказанного. В указанном пункте разъясняется, что "под лицами, которые отказались от участия в НВФ либо добровольно сдали оружие и военную технику, понимаются участники НВФ, которые добровольно прекратили вооруженное сопротивление, явились к представителям власти и сдали оружие". Возникает вопрос: а как быть с теми, которые прекратили участие в НВФ еще несколько лет назад, то есть были задержаны без оружия через некоторое время после выхода из НВФ, и теперь осуждены и отбывают наказание?
Более того, в пункте 5 постановления N 4127 говорится о том, что порядок явки лиц, добровольно прекративших вооруженное сопротивление, а также порядок сдачи оружия, только будет определен. Значит, до этого времени данный порядок определен не был. И вновь возникает вопрос: а как быть с уже отбывающими наказание, для которых данный порядок и не существовал, и которые прекратили участие в НВФ и избавились от оружия, не уведомив об этом власти, после чего были задержаны и осуждены?
К тому же, если говорить о статьях 208 и 222 УК РФ, входящих в число амнистированных, то амнистия и вовсе теряет смысл при таком ее трактовании - "явка к властям и сдача оружия".
Согласно примечанию к статье 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Согласно примечания к статье 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. И без всякой амнистии!
Фактически, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, подпадающие под амнистию по статьям УК, полностью исключены из числа амнистированных, так как по мнению администрации исправительных учреждений, они добровольно не явились и не сдали оружия. (?!)
По моему мнению, так называемая "чеченская" амнистия 2003 года, если ее трактовать подобным образом, не более чем пропагандистский трюк. Фактически, таким образом, амнистия рассчитана только лишь на сдачу оружия боевиками в настоящем времени. И хотя в тексте амнистии содержится указание на амнистирование осужденных, то противоречиями, содержащимися в тексте вышеуказанных постановлений, эта категория лиц из амнистии практически исключена."
источник: Веб-сайт "Кавказский вестник"