Отравляющий газ остановил работу западногрузинского телеканала
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
25 апреля в 12 часов утра весь состав информационной службы телекомпании "Кутаиси" собрался в студии на традиционную "летучку". Как всегда, обсуждался предстоящий эфир. Но примерно через 40 минут одна из журналисток, 23-летняя Ирма Чолодзе, почувствовала себя плохо.
"Сначала мне стало трудно дышать, а вскоре после этого затошнило. Я хотела выйти в коридор, но не смогла даже встать - кружилась голова, в ушах звенело", - рассказывала потом Ирма.
Через час после этого студия была совершенно пуста, 18 сотрудников телеканала увезли на скорой помощи в городскую больницу, где им был поставлен диагноз "групповая интоксикация неизвестным газом".
Информационное вещание "Кутаиси" возобновилось только 30 апреля. Журналисты вышли на работу, хотя их медицинское обследование еще продолжается. Но хотя прошло уже шесть дней после инцидента, никто не может дать конкретный ответ на вопрос: что же все-таки случилось?
Уже несколько месяцев западногрузинский регион Имерети сотрясают все новые и новые скандалы вокруг средств массовой информации, в инициировании которых сами журналисты и многие неправительственные организации обвиняют местные власти. В частности, в феврале в результате судебного иска фирмы "Имерсервиси" было арестовано имущество той же телекомпании "Кутаиси". От телекомпании требовали выплаты арендной платы, но, считая незаконным это требование, руководство "Кутаиси" подало встречный иск в суд. Пока это дело не закончено.
Судебный процесс идет также по делу единственной независимой радиостанции "Дзвели калаки" ("Старый город"), которую обвиняют в облучении близлежащего жилого района.
Один раз ее эфир был приостановлен на две недели в январе-феврале. Затем суд разрешил работу до вынесения окончательного решения. Однако в начале апреля радиостанция была разгромлена - толпа местных жителей ворвалась в здание и уничтожила антенну радиостанции. Вынужденный отпуск коллектива продлится теперь до тех пор, пока владельцы не найдут немалые деньги на покупку новой антенны.
Последний по времени инцидент, однако, оказался совершенно диким. В тот же день по факту группового отравления журналистского коллектива было возбуждено уголовное дело. Студию в течение нескольких дней скрупулезно исследовала группа экспертов. По горячим следам в воздухе была обнаружена высокая концентрация углекислого газа и паров ацетона. По словам специалистов, в помещении без ущерба для здоровья можно было находиться только в респираторе.
Однако этот вывод оказался единственным конкретным. Эксперты, отказавшись одна за другой от нескольких версий, так и не смогли высказать что-либо касательно источника отравления. Не могут они также определенно ответить на вопрос, было ли отравление трагической случайностью или это теракт.
"После того рокового собрания по сей день в студии телекомпании непрерывно работает специальное оборудование. Мы фиксируем каждую секунду. Но ни капли постороннего вещества больше ни разу обнаружено не было. Есть несомненный факт, что журналисты серьезно отравились, но как мы не знаем", - сказал IWPR главный санитарный врач Кутаиси Тариэл Сванадзе.
Шеф местной полиции Темур Нозадзе, изучив полученные материалы, сделал вывод о том, что случившееся 25 апреля это все-таки несчастный случай. "Мы скрупулезно изучили случившееся. Студия герметично закрыта, единственный вход в нее охраняется 24 часа в сутки, посторонние в этот день в студии не появлялись, каждый сотрудник охраны в результате расследования оказался вне подозрения. Можно считать, что для продолжения уголовного дела оснований нет", - сказал Нозадзе IWPR.
Уголовное дело было закрыто накануне выписки из больницы пострадавших журналистов. Сами они сейчас избегают открытого разговора о происшедшем, но в частных беседах выражают уверенность в том, что против них был совершен теракт.
Аналогичное мнение высказывают также многие кутаисцы. Глава неправительственной организации "Центр поддержки демократии" Гига Шушания заявил IWPR, что "за этим инцидентом можно разглядеть попытку местного правительства запугать журналистов телекомпании "Кутаиси", деятельность которых властям очень не нравится".
Претензии со стороны официальных лиц в адрес "Кутаиси", действительно, звучали неоднократно. В пример "Кутаиси" чиновники приводят другую местную телекомпанию "Риони", новостные выпуски которой часто начинаются с освещения деятельности губернатора или других важных официальных лиц. Эти два канала являются единственными соперниками. В основном, чиновники бывают обижены частыми критическими сюжетами в трех новостных программах "Кутаиси". Например, в последнее время журналисты выпускали в эфир разоблачающие сюжеты о коррупции в энергосекторе, о расхищении госимущества.
Губернатор региона Имерети (столицей которого является Кутаиси) Темур Шашиашвили неоднократно публично высказывал раздражение работой телекомпании и даже обещал больше никогда не давать ей интервью. Пока, правда, губернатор не приводил в исполнение свою угрозу и на пресс-конференциях спокойно отвечает на вопросы телекомпании "Кутаиси".
Проблемная ситуация независимого СМИ осложняется также плохими отношениями с губернатором владельца компании - члена Сакребуло (орган местной власти), представителя оппозиционной партии "Новые правые" Бондо Шаликиани. Конфликты между ними не раз становились достоянием общественности. Губернатор называл Шаликиани "криминальной личностью" и "теневиком".
В обществе к Шаликиани отношение неоднозначное. Кутаисцы благодарны Шаликиани за его щедрый жест во время выборов в органы местной власти в июне прошлого года. Тогда бизнесмен на свои средства провел новую линию электропередач для госкомпании "Водоканалтрест", благодаря чему в Кутаиси значительно улучшилось водоснабжение. Никто также пока не ставит ему в вину использование телеканала для поддержки оппозиции, хотя в Грузии уже в полном ходу и изобилуют скандалами акции различных политических партий, готовящихся к намеченным на осень этого года парламентским выборам.
Но местные эксперты и журналисты, однако, считают именно предвыборную суматоху одной из вероятных причин того, что сразу несколько местных независимых СМИ оказались под ударом. Директор "Дзвели калаки" Ираклий Мачитадзе, рассуждая о причинах погрома радиостанции, говорит, что "компания слишком мала для глобальной политической игры, но зато организаторами акции было проверено, насколько эффективен подобный путь давления на прессу - натравить людей против независимого СМИ. Если будет эффект, такое повторится еще не раз".
Председатель альтернативного студенческого союза "Коммуна" Гигла Микаутадзе также уверен, что проблемы телекомпании и радиостанции были созданы преднамеренно. "Мы напечатали и распространили по городу прокламации, в которых призываем сограждан выступить против этой несправедливости и не дать задушить свободу слова", - говорит он. Не удовольствовавшись прокламациями, члены "Коммуны" также разрисовали масляной краской в нескольких местах асфальт лозунгами "Верните нам "Дзвели Калаки!". На следующий день туда прибыли асфальтоукладчики и настелили новый асфальт, объяснив это запланированными ремонтными работами.
Уже после возобновления информационного эфира "Кутаиси" случившееся в беседе с IWPR прокомментировал руководитель службы по общественным взаимосвязям мэрии Кутаиси Лаша Киладзе. "Групповое отравление сотрудников телекомпании - это уголовное преступление. Я не думаю, что имела место направленная диверсия, но те, кто создал угрозу здоровью и жизни этих людей, должны ответить, тем более что последствия этого отравления еще могут проявиться. Если сотрудники телекомпании сообщат о своих подозрениях касательно какого-либо конкретного лица, мэр города и местные власти всячески помогут им".
Опубликовано 2 мая 2003 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08