Сельчане Ирганая потребовали справедливых компенсаций за свои земли
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители сел, чьи садовые участки попали в зону затопления Ирганайской ГЭС, лишились возможности заработка, многие вынуждены искать работу вдали от дома, рассказали сельчане. Часть ирганайцев получили по 9200 рублей за сотку, но это очень низкая компенсация, указала юрист Марина Агальцова.
Как писал "Кавказский узел", 25 марта Мосгорсуд удовлетворил жалобу на решение Пресненского суда Москвы по иску жителей дагестанских сел, попавших в зону затопления Ирганайской ГЭС, и обязал власти в разумные сроки подготовить документы для выплаты им компенсаций. Компенсации за жилье не получили более 1150 семей, чьи дома попали в зону затопления Ирганайского водохранилища, еще более 2000 семьям не выплатили возмещение за утрату садов, сообщило в апреле правительство Дагестана, пообещав решить эти проблемы. 18 июля жители Ирганая и других сел Унцукульского района в видеообращении к главе Дагестана Сергею Меликову попросили взять на контроль вопрос с выплатами компенсаций. Документы для получения компенсаций жителями дагестанских сел, попавших в зону затопления Ирганайской ГЭС, готовы и с мая лежат в министерстве энергетики и тарифов Дагестана, сообщила адвокат Марина Агальцова. Заявку еще должны утвердить правительства Дагестана и России и включить в бюджет, однако с учетом медлительности ведомств, очень мало шансов, что выплаты начнутся в 2023 году, предположил один из ирганайцев Магомед.
Жители дагестанских сел, попавших в зону затопления из-за ввода Ирганайской ГЭС, с 2008 года не могут получить компенсации из-за отсутствия согласованности между республиканскими и федеральными властями. Юристы Правозащитного центра "Мемориал"* подали коллективный иск от имени 567 человек с требованием признать незаконным бездействие Минэкономразвития России, правительства и Министерства энергетики Дагестана.
Житель селения Ирганай Шамсудин Шамсудинов - один из тех, кто обратился к Меликову с просьбой вмешаться в процесс представления выплат. Он отметил, что его сад и сады односельчан были затоплены 2008 году, владельцам садовых участков должны были выплачивать соответствующую компенсацию за упущенную выгоду, а также предоставить равноценные земельные участки. "Нам земли не выделили, упущенную выгоду (компенсацию за упущенную выгоду) не дали, а то, что дали - по старым расценкам", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В 2003 году было изменено земельное законодательство, а компенсацию, которую ирганайцам начали выдавать в 2005 году, предоставляли по закону, который действовал до 2003 года, пояснил сельчанин.
Шамсудинов рассказал, что у жителей селения Ирганай в результате строительства ГЭС было затоплено 215 гектаров садов из них владельцы 40 гектаров в количестве 175 человек не получили никаких компенсаций, отметил Шамсудинов, а владельцам садовых участков, расположенных на остальных 175 гектарах выдали компенсации за упущенную выгоду исходя из 9200 рублей за сотку земли (компенсация за упущенную выгоду за 10 лет - Прим. "Кавказского узла").
В Ирганае насчитывается около 700 участков, владельцы которых должны получить компенсационные выплаты, из никаких компенсаций за затопленные садовые участки не получили 180 семей, а остальные должны получить разницу между выплаченными суммами по закону 2003 года и положенной компенсацией, рассказал Шамсудинов.
По его словам, денежные средства были перечислены на его банковский счет без его согласия. Шамсудинов считает размер предоставленной компенсации несправедливым. "Я добиваюсь, чтобы мне дали то, что положено мне (компенсационные выплаты) по настоящему действующему с 2003 года закону, - рассказал Шамсуддинов, пояснив, что требует доплаты к той сумме (9200 рублей за сотку земли), которая ранее была выплачена государством. Шамсудинов добавил, что выступал в качестве истца в Московском городском суде.
Он подчеркнул, что 215 гектаров земель, затопленных в результате строительства ГЭС - это только садовые участки. Общая площадь ирганайских земель, затопленных в результате строительства ГЭС составляет 660 гектаров, среди них находятся сады, сенокосы и пастбищные земли, отметил Шамсудинов. "Мы не говорим даже про пастбища, про сенокосы, мы просим, чтобы чисто сады хотя бы нам оплатили (выплатили компенсации)", - отметил Шамсудинов.
Основной доход жителей Ирганая зависел от фруктовых садов, которые были затоплены в ходе строительства Ирганайской ГЭС, рассказал житель села по имени Магомед. На данный момент сельчане преимущественно выезжают в города республики и за пределы Дагестана в поисках работы, отметил житель села. "Практически вся молодежь выезжает. Они находятся или в Москве, или в Сочи или Ставропольском крае на заработках. Молодежь выезжает на заработки и пытается содержать семью, а старики (живут) за счет пенсий", - пояснил Магомед.
Он напомнил, что 85% сельскохозяйственных угодий жителей Ирганая было затоплено в результате строительства ГЭС. "У нас были хорошие пастбища тоже. Мы держали скот",- отметил житель села. Садовые участки в сезон давали финансовую выручку, которая позволяла владельцу участка "благополучно пережить весь год", - отметил Магомед.
Строительство Ирганайской ГЭС (филиал ОАО "Русгидро") началось в 80-х годах, а закончилось в 2008 году, и после ее введения в строй под воду ушли сады местных жителей с урожаем, дома, сельхозугодья. Жители сел, попавших в зону затопления, неоднократно проводили акции с требованием выплаты компенсаций. В июне 2020 года жители сел Унцукульского и Гергебильского районов Дагестана, пострадавшие от строительства Ирганайской ГЭС, обратились к Владимиру Васильеву, который на тот момент был главой республики, с требованием выплаты 9,5 миллиарда рублей компенсации за ущерб.
В результате строительства Иргайнайской ГЭС 81 житель села Кудутль Гергебильского района потерял свои садовые участки и рассчитывает на компенсацию, рассказал местный житель Гамзат. Основной доход жителей Кудутля зависел от садовых участков, а после затопления участков большинство населения потеряло основной заработок, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
После затопления участков трудоспособное население Кудутля в основном вынуждено ездить на заработки как в города республики, так и за пределы региона. Если бы садовые участки не были бы затоплены, необходимости выезжать из села не было бы и жители работали бы на своих участках, предположил Гамзат. "Мы не только фрукты, но мы там и овощи выращивали. Мы даже в Россию отправляли фурами это все (овощи и фрукты)",- рассказал он.
Садоводство было для жителей Унцукульского района Дагестана основным источником доходов. Строительство Ирганайской ГЭС и затопление более 400 га садов и жилых кварталов водами Ирганайского водохранилища нанесли садоводству и сложившемуся в районе укладу жизни серьезный удар: основную часть садов затопили, а оставшиеся сады поразили грибковые заболевания. Кроме того, в селах Гимры, Унцукуль, Ирганай, Балахани и Майданское возникла острая нехватка территории для строительства новых домов: молодым семьям негде построить себе отдельное жилье, говорится в статье социолога Дениса Соколова "Затопленный мир койсубулинцев: электричество в обмен на абрикосы" (опубликована в сборнике "Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа" СПб., 2012).
Гамзат добавил, что представляет интересы жителей села Кудутль, участки которых были затоплены в рамках строительства ГЭС и находится в контакте с чиновниками. По его словам, представитель министерства по энергетике и тарифам Дагестана обещал ему, что "на этой неделе уйдет бюджетная заявка" на компенсации. У каждого жителя селения Кудутль есть документы на свои участки и каких-либо проблем с правоустанавливающими документами на садовые участки у них не было, сообщил Гамзат.
По его словам, достигнута устная договоренность о встрече чиновников с главами сельских администраций и представителями жителей сел, земельные участки которых пострадали в результате строительства ГЭС. Гамзат надеется, что в результате этой встречи будет предпринят очередной шаг в решении вопроса.
Юрист Марина Агальцова, которая представляет интересы жителей сел пострадавших от строительства Ирганайского ГЭС, характеризует сложившуюся ситуацию одновременно и как "уникальную", и как "симптоматическую" Агальцова отметила, что только с Ирганайской ГЭС возникли такие проблемы, несмотря на то, что процедура постройки ГЭС и выплаты соответствующих компенсаций владельцам затопленных земель не является для государства и регионов новой. Именно в этом и заключается уникальность данного случая, считает юрист. А симптоматичность, по ее мнению, заключается в том, что все это преодолимо, "если захотеть работать", однако темпы работы регионального правительства крайне медленные, отметила она. Агальцова подчеркнула, что значительная работа была проведена для того, чтобы выяснить, будут ли компенсации выплачиваться из федерального или регионального бюджета. В итога, после многочисленных выяснений и жалоб выяснилось, что компенсации пострадавшим от затопления следует выплатить из федерального бюджета, указала она
Агальцова подчеркнула, что есть две группы пострадавших от затопления жителей, одна из которых получила частичную компенсацию, а вторая не получила никаких выплат. Первоначально планировалось создание гидроузла с отметкой нормального подпорного уровня 535 метров, однако позже выяснилось, что плотина водохранилища и все гидротехнические сооружения построены с учетом наполнения до отметки 547 метров.
Денежную компенсацию получили лишь те владельцы, участки которых предполагалось затопить для достижения уровня 535 метров, а владельцы тех участков, которые находились от уровня 535 до конечного уровня 547 метров не получили никаких компенсаций, отметила Агальцова. Тем владельцам садовых участков, которые были изъяты государством и в последующем затоплены, была выплачена компенсация с расчетом 9200 рублей за сотку земли. Юрист указала, что все владельцы участков не хотели брать эту сумму в качестве компенсации, так как это очень маленькая сумма за садовые участки. Однако чиновники собрали банковские счета владельцев и перевели владельцам участков денежные компенсации по таким расчетам. "Те, у кого не было банковских счетов и которым пытались эти деньги выдать на руки, не взяли их, но были те, которые взяли",- рассказала Агальцова. Позднее чиновники обещали доплатить определенные суммы в зависимости от рыночной стоимости участка.
Вторая группа людей - это владельцы тех садов, которые находились в промежутке от уровня 535 метров до уровня 547 метров. Владельцам этих участков никаких денежных компенсаций выделено не было, так как их участки не входили в первоначальный план затопления. "Соответственно эти люди, участки которых располагались выше отметки 535 метров вообще ничего не получили и они, конечно, требуют полной компенсации", - рассказала Агальцова.
Агальцова отметила, что сумма 9200 рублей за сотку земли - это компенсация за упущенную выгоду. Сумма сложилась из среднего показателя урожайности дерева, средней стоимость килограмма абрикоса на рынке, а также срока, через который дерево должно дать первый урожай. Для абрикосового дерева этот временной промежуток составляет 10 лет, отметила Агальцова, пояснив, что выводы о необходимости прождать 10 лет для получения первого урожая абрикосов с момента посадки, сделаны на основе экспертного заключения специалиста из Дагестана. С учетом всех показателей была вычислена сумма денег, которую должен был получить человек в качестве компенсации, за то, что он в течении десяти лет пока растут деревья, не будет собирать урожай. Однако выплаченная компенсация в 9200 рублей за сотку земли является низкой, подчеркнула Агальцова.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ликвидирована по решению суда.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"