Правозащитники призвали оправдать лидеров протеста в Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обвинительный приговор семи лидерам гражданского общества в Ингушетии перечеркнет надежду на возможность легальной оппозиционной деятельности в стране, заявили представители "Мемориала"* и других правозащитных организаций.
Как писал "Кавказский узел", в суде на Ставрополье с ноября 2020 года рассматривается дело против лидеров протеста в Ингушетии, которые обвиняются в создании экстремистского сообщества. Обвинение потребовало приговорить к девяти годам заключения Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова, а Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам. Для Зарифы Саутиевой прокурор запросил у суда 7,5 года колонии. На митинге в Магасе обвиняемые призывали участников акции воздержаться от беспорядков, экстремизма в этих действиях нет, заявили 17 ноября в суде защитники, адвокаты, а также сами подсудимые. Обвиняемые по "ингушскому делу" сравнили свое преследование со сталинскими репрессиями и указали, что массовое недовольство населения, которое выплеснулось на фоне соглашения о границе, зрело годами из-за бедности, засилья коррупционеров и социального неравенства.
26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный согласованный с властями митинг против соглашения о границе с Чечней. Протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их. Произошли столкновения. В начале апреля 2019 года в республике прошли массовые аресты активистов, сообщается в справке "Кавказского узла" "Ингушетия: за девять дней задержаны 40 активистов". По данным Правозащитного центра "Мемориал"*, по состоянию на 27 сентября по "ингушскому делу" были вынесены обвинительные приговоры в отношении 40 человек. Все судебные процессы проходят за пределами республики – в Ставропольском крае. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники.
Политический характер обвинений в адрес лидеров протеста в Ингушетии не вызывает сомнений, нет даже фальсифицированных доказательств вины, говорится в совместном заявлении Правозащитного центра "Мемориал"*, Московской Хельсинкской группы и Правозащитного совета Санкт-Петербурга. К заявлению присоединились представители информационно-аналитического центра "Сова"*, Сахаровского центра*, Гражданского правозащитного проекта "За права человека", Комитета против пыток, "Коми Мемориала" и издания ОВД-Инфо**, отдельные правозащитники.
"Ни одного доказательства вины в деле просто нет, вместо этого обвинение попыталось в качестве преступления представить законную публичную общественную деятельность обвиняемых. Именно это делает данный процесс чрезвычайно важным и опасным для будущего страны. Лишь оправдание всех подсудимых оставляет российскому обществу надежду на то, что в стране будет возможна легальная и мирная общественная и оппозиционная политическая деятельность. Обвинительный приговор перечеркнет такую надежду. Россия уже проходила этот путь, его повторение ведет к новой катастрофе", – говорится в заявлении.
Авторы заявления подчеркивают абсурдность обвинения. "Начать с того, что это "экстремистское сообщество" не существовало вовсе. Весной 2018 года, когда Ужахов, Барахоев и Мальсагов, по версии обвинения, создали "сообщество", они даже не были знакомы. <...> Подсудимые не организовывали этот стихийный протест, они лишь сумели выразить настроения людей и направить их действия в мирные и легитимные формы <...> В качестве форм и методов действий "экстремистского сообщества" следствие, а затем и прокуратура называют планирование и подготовку массовых мероприятий, освещение их в СМИ и соцсетях. Иными словами, как преступная деятельность в обвинительном заключении представлено осуществление гражданами прав, гарантированных Конституцией России и международными пактами", – отмечается в заявлении.
Там также отмечается, что "воспрепятствованием законной деятельности представителей власти" и "незаконным давлением" на них следствие сочло приглашение депутатов парламента в муфтият для отчета перед избирателями. "В чем же тут экстремизм? Очевидно, для обвинения преступление есть любая попытка избирателей контролировать деятельность депутатов и любое моральное осуждение их действий", – заключили правозащитники.
Они указали, что обвинение привело единственный пример "преступления экстремистского характера" – мартовский митинг 2019 года, на котором обвиняемые как раз пытались удержать активистов от агрессивных действий, а действия руководства силовиков как раз вызывает вопросы. "Зачем надо было бросать росгвардейцев на людей, до того мирно и спокойно, без лозунгов и выступлений, стоявших на площади? Почему атака началась в тот момент, когда собравшиеся совершали намаз? Не было ли это сознательной провокацией? Ни следствие, ни суд не захотели искать ответы на эти вопросы", – сказано в заявлении, опубликованном сегодня на сайте Правозащитного центра "Мемориал".
Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", а новости об уголовном деле лидеров протеста публикуются на тематической странице "Ингушетия: дело лидеров протеста".
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
** издание включено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38