Активисты призвали малые народы Дагестана указывать во время переписи свой субэтнос
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дагестанские активисты из числа представителей каратинцев, кубачинцев и кайтагцев призвали земляков во время переписи населения указывать свой субэтнос. По их мнению, это позволит привлечь внимание чиновников к проблемам малых народов, а также поможет сохранить их язык, обычаи и культуру.
Как сообщал "Кавказский узел", 15 октября в Дагестане начался второй этап переписи населения. По мнению аналитиков, малые народы в регионе находятся под угрозой ассимиляции, так как чиновники иногда принуждают их представителей указывать во время переписи, что они принадлежат к более крупным этносам.
В Дагестане перепись населения проходит в два этапа. В рамках первого этапа, с 1 по 31 июля, она прошла в труднодоступных селах Ахтынского, Докузпаринского, Рутульского, Тляратинского, Цумадинского и Цунтинского районов. По предварительной информации, переписано около 76 тысяч человек. Второй этап переписи в Дагестане проходит с 15 октября по 14 ноября. Он затронет населенные пункты на остальной территории региона, информировал 13 октября ТАСС.
Каратинцы назвали указание своего этноса при переписи способом сохранить культуру
У жителей села Карата есть уговор о том, чтобы все сельчане при переписи населения указывали себя каратинцами, а не аварцами, рассказал местный житель Гази. Договоренность о том, чтобы этническую принадлежность указывали как каратинец, а также родной язык как каратинский, распространяется только на Карату, отметил он.
По словам Гази, язык, на котором говорят жители села Карата, отличается от классического аварского языка. Гази также объяснил, что жители Караты и окрестных сел, записываясь при переписи населения как каратинцы, хотят тем самым добиться получения статуса "коренного малочисленного народа Дагестана". По их мнению, присвоение этого статуса поможет каратинцам повысить внимание федерального центра как к коренному малочисленному народу, рассказал Гази корреспонденту "Кавказского узла".
Также это является возможностью сохранить историю, язык, культуру малочисленного народа, считает он. По мнению жителя Караты, малочисленные народы должны призывать власти обратить внимание на проблемы сохранения языка письменности и культуры каждого малочисленного народа Дагестана.
Гази также отметил, что нет каких-либо фактов, указывающих на то, что жителям Караты и окрестных сел при переписи населения рекомендуют записываться аварцами. "Такая информация есть только на уровне слухов", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Житель Кизилюрта Арсен рассказал, что является представителем дидойского субэтноса аваро-андо-цезской группы. Он заявил, что будет принимать участие в переписи населения, однако не решил еще будет ли указывать, что он аварец или дидоец. Арсен отметил, что для него нет разницы как он будет записываться: аварцем либо дидойцем. "Скорее всего как аварец. Никаких мыслей об этом у меня даже не было", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Кубачинцы и кайтагцы указали на отличие своего языка от даргинского
Дагестанский писатель Саид Ниналалов принял участие в переписи населения через портал "Госуслуги". Он подчеркнул, что является кубачинцем, и, заполняя бланк переписи населения, в соответствующей графе он указал, что является кубачинцем, а в качестве родного языка также указал кубачинский язык. По мнению писателя, только способность народа к самоорганизации будет способствовать сохранению языка, культуры и письменности малых народов Дагестана. Со слов Ниналалова, закон о коренных и малочисленных народах Дагестана нуждается в основательной доработке. По его мнению, итогом пересмотра этого закона должно стать присвоение еще определенному количеству этносов, в том числе и кубачинцам, статуса малочисленных коренных народов Дагестана.
Ниналалов подчеркнул, что первоначальное укрупнение даргинского этноса путем присоединения к нему субэтносов кубачинцев и кайтагцев произошло 1926 году. "Изначальное укрупнение произошло в 1926 году. Писали: "даргинцы, в том числе кубачинцы и кайтаги", а в 1991 году, когда развалился СССР, начали писать просто "даргинцы", не выделяя никого", – рассказал Ниналалов корреспонденту "Кавказского узла".
Он указал на существенные различия между даргинским и кубачинским языками. Ниналалов также отметил, что селения Ашты, Сулевкент, Кубачи и некоторые мелкие села являются носителями одного языка и имеют общие культурные и этнические связи.
Кубачинский язык до недавнего времени считался бесписьменным языком, а в 1997 году появился первый букварь на кубачинском языке. Писатель также рассказал, что с момента появления письменности вышло несколько книг на кубачинском языке, а ближайшее время готовятся к изданию пособие по изучению кубачинского языка, рассказал Ниналалов.
Часть жителей Кубачи считают важным при переписи населения называть себя кубачинцами, а другая часть сельчан считает, что кубачинцам не нужно отделяться от даргинцев, добавил он.
Выходец из Кубачи Ильяс заявил, что тоже поддерживает идею жителей села при переписи населения записываться кубачинцами, а не даргинцами. Он считает, что, если жители Кубачи укажут себя кубачинцами, это поможет им в дальнейшем добиться признания статуса коренного малочисленного народа Дагестана и тем самым получить дополнительное внимание со стороны федерального центра по вопросам поддержки языка культуры кубачинцев. "Конечная цель, чтобы на федеральном уровне уже определили [кубачинцев] как малочисленный народ, чтобы в последующем получить поддержку", – сказал Ильяс корреспонденту "Кавказского узла".
Жители Кубачи, записываясь при переписи населения как кубачинцы, а не как даргинцы, не преследуют цель выделиться внутри даргинской группы. В селе нет единогласного мнения о том, как именно записываться при участии в переписи населения. Хотя большинство сельчан выступает за идею записываться кубачинцами, есть и сельчане, выступающие за то, чтобы записываться даргинцами, добавил Ильяс.
Несмотря на то, что кубачинцы являются даргинским субэтносом, жители этого села имеют отличия в культуре и в быте, а также язык кубачинцев полностью отличается от классического даргинского языка, уточнил он.
По наблюдениям Ильяса, кубачинцы живущие в городской среде, стали больше проявлять интереса к культуре, истории села и к кубачинскому языку. Такие выводы Ильяс делает на основе статистики посещения курсов по кубачинскому языку, которые были организованы выходцами из села для односельчан, живущих в Махачкале.
Если жители Кубачи при переписи населения будут записываться как кубачинцы, это будет первым шагом к сохранению уникальной культуры языка и быта кубачинцев, считает он. "Я вижу в этом только положительное. Большинство сельчан тоже за [то, чтобы записываться кубачинцами]", – рассказал Ильяс.
Выходец из Кайтагского района Арсен, проживающий в Махачкале, заявил, что при участии в переписи населения намерен указать, что он кайтагец. По мнению Арсена, тем самым он укажет на историческое прошлое кайтагского народа, игнорировать которое, по его мнению, он не должен. Со слов Арсена, у него как у "кайтагского даргинца", проживающего в Махачкале, есть желание изучать свой родной язык. Он предположил, что такой интерес могут проявлять и другие кайтагцы, проживающие в городе. "Я бы хотел изучать кайтагский язык. Не даргинский, а именно кайтагский", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Представительница кайтагского субэтноса Мадина, при переписи населения записалась как даргинка и указала своим родным языком классический даргинский язык. Она заявила, что не намерена подчеркивать свою принадлежность к кайтагскому субэтносу. При этом она отметила, что есть значительная разница в истории, языке и в быте между кайтагцами и остальными даргинцами. Тем не менее эти различия не существенны для того, чтобы при переписи населения записывать себя не даргинцами, а кайтагцами, сказала Мадина корреспонденту "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
17 декабря 2024, 14:15
Волонтеры откликнулись на призыв помочь спасти пляжи Анапы от мазута
-
17 декабря 2024, 09:46
-
17 декабря 2024, 06:31
-
16 декабря 2024, 20:57
-
16 декабря 2024, 18:53
-
16 декабря 2024, 13:08