Достойные дочери народа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
У чеченского народа было (разумеется, есть и сейчас) много славных дочерей, оставивших в истории Чечни такой глубокий след, который, будем надеяться, никогда не зарастет травой забвения. Эти женщины то ли в силу своего предназначения или знака свыше, то ли благодаря своим ярким талантам выделялись из среды себе подобных и творили историю наряду с мужчинами, а порою и превосходя их. Они были всегда рядом или вместе со своими мужьями и братьями, со своим народом на поле брани и в рабочие будни, в горести и радости.
Их было много, делами своими множивших честь и славу родного народа, ставших совестью и гордостью его. Они не довольствовались участью, уготованной им природой и адатом ("Женская дорога - от печи до порога"), а не хуже мужчин освоили науку, технику, поэзию, искусство и даже небесные просторы. М. Абазатов писал в своей книге "Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза" (г. Грозный, 1973г.): "Женщины-горянки мало вовлекались в общественно-политическую деятельность, хотя играли важную роль во всех сферах жизни... Только 19 февраля 1942 года бюро Чечено-Ингушского обкома ВКП (б) обсудило вопрос о введении в штат райкомов ВКП (б) горных районов и политотделов МТС должности женских организаторов... Заместителями начальников политотделов по работе среди женщин были утверждены молодые коммунистки и комсомолки К. Баталова, М. Абдулаева, Д. Гагаева, Ю. Дельмаева и другие".
О трудовом же героизме женщин в годы Великой Отечественной войны М. Абазатов пишет далее: "В период весеннего сева 1942 года от мужчин-механизаторов не отставали и девушки-трактористки. Впервые в весеннем севе участвовало более ста девушек-трактористок... Девушка-горянка А. Умарова из с. Пседах вспахивала по четыре гектара в день, сэкономила сто кг. горючего".
Многие ли помнят сегодня славных дочерей народа, проявлявших мужество и решимость в минуты испытаний и ум, неиссякаемую творческую энергию в трудовых буднях - в науке, просветительстве, литературе, искусстве чеченцев: легендарную Дадин Айбику, которая после сожжения Дадин-юрта в начале XIX века предпочла смерть в волнах Терека позору плена, отважную Фатиму Арсанову, погибшую в дни Стодневных боев в г. Грозном в начале XX века всего в неполные двадцать лет? Многие ли знают и помнят выдающихся женщин-деятелей науки, литературы, искусства, журналистики, просветительства, живших и творивших в XX веке; писателей М. Исаеву, Р. Ахматову, Б. Анзорову, ученых - языковеда М. Чентиеву, историка Т. Исаеву. Первых чеченских артистов театра А. Исаеву, А. Ташухабокиеву, X. Хакишеву, эстрады - заслуженную артистку Российской Федерации М. Айдамирову, М. А. Чакараеву, первую летчицу - чеченку Л. Насуханову, девушку-врача, нашу современницу М. Ельмурзаеву, героически погибшую, спасая раненых в феврале 1995 года, в первую чеченскую войну?
Многие ли знают и помнят наших славных современниц-героинь труда: свекловода, Героя Социалистического Труда Т. Муслиеву, заслуженного механизатора Чечено-Ингушской АССР, комбайнера К. Дудуркаеву, передовиков, Лауреатов премии Ленинского комсомола республики, участников многих партийных и комсомольских съездов, орденоносцев - доярку М. Ухаджаеву, трактористку С. Тазуркаеву, первого доктора филологических наук из чеченок 3. Хамидову и многих других? О некоторых из них, удостоенных боевой и трудовой славы рассказывалось в буклете "Славные женщины Чечено-Ингушетии", выпущенном Чечено-Ингушским республиканским краеведческим музеем в 1983 году. Он сохранился после двух истребительных воин и с ним можно познакомиться в фондах Национального музея Чеченской республики. И наш рассказ тоже будет о некоторых из них, о ком мы решили напомнить людям; особенно молодежи, в день женского праздника - 8 Марта.
Родилась она 1898 году на рабочей окраине г. Владикавказа, где жил ее отец Арсанби - рабочий Чугунолитейного завода. Занесла его туда кровная месть -взял на себя вину бедного родственника, нечаянно убившего человека. Фатима была младшей сестрой известного чеченского писателя, одного из основоположников чеченской литературы Сайд-Бея Арсанова, автора первого чеченского исторического романа "Когда познается дружба".
С детства знала Фатима и голод, и холод, и несправедливость, разящие контрасты роскошной жизни богатых и беспросветного существования бедных. Отца - революционера Арсанбека - часто арестовывали, и детей подымала одна мать. А однажды прямо на глазах маленькой Фатимы его арестовали в последний раз - больше он домой не возвратился, и дочь никогда ни узнала, какая его постигла учесть.
Еще совсем юной Фатима подхватила с помощью брата, ставшего к тому времени уже профессиональным революционером, знамя борьбы за счастье народа, выпавшее из рук отца. Когда грянула Октябрьская революция (1917 год) и разразилась Гражданская война, Фатима, закончившая курсы медицинских сестер, вступила в один из отрядов самообороны рабочих Владикавказа. Доверие к ней было настолько высокое, что большевики города поручали ей самые ответственные и опасные задания (например, поездку с секретным пакетом в г. Грозный через охваченные непримиримой войной казачьи станицы и чеченские и ингушские села). Она всегда с честью выполняла их и возвращалась в строй целой и невредимой. Самая опасная (и последняя) ее поездка в Грозный состоялась в дни, когда в городе шли знаменитые Стодневные бои ? в 1918 году. И было ей тогда всего двадцать лет. Во многих боях участвовала бесстрашная Фатима, многим раненым спасла жизнь, вынося их с полей сражений под шквальным перекрестным огнем, рискуя своей еще очень юной жизнью, но, как говорится, не может вечно везти человеку, рвущемуся всегда в самое пекло. Однажды не убереглась от пули и бесстрашная медсестра, о которой Чрезвычайный комиссар Юга России С. Орджоникидзе и руководитель обороны г. Грозный Н. Гикало писали: "Считаем своим долгом отметить сведения о беззаветной храбрости девушки-чеченки Фатимы Арсановой... Являясь сестрой милосердия, не только отважно выносит и выводит раненых с поля боя, но также при случае принимает личное участие в боях - ведет по противнику огонь из винтовки".
Вот как описывает последний бой Фатимы историк М. Музаев в очерке о ней, опубликованном в книге "Пламенные борцы за Советскую власть" (г. Грозный, 1982 год): "Шел тяжелый бой за железнодорожный вокзал. Красные части продвигались вперед. Белоказаки подожгли резервуары с нефтью и керосином - и земля превратилась в огненный Ад, но это не остановило красных. Оказав помощь нескольким раненым, Фатима вернулась в цепь наступающих, разворачивавшихся для последней атаки. Она рванулась вперед, охваченная всеобщим порывом. Внезапно упал боец, бежавший рядом. Фатима бросилась к нему на помощь, но чудовищный толчок рванул вдруг землю из-под ее ног. "Сестричку убили! Фатиму убили!" - разнеслось мигом по цепи бойцов. И рванулись они в ярости, и смяли белоказаков - не было сил удержать их".
Так шагнула в свое бессмертие и в память народа славная дочь Чечни Фатима Арсанова. Было ей тогда лишь неполных двадцать лет!
"Творчество Раисы Ахматовой, нашедшее отклик в сердцах миллионов людей, широко известно любителям поэзии всего мира - ее читают в Америке и Африке, Европе и Азии", - писал о поэтессе критик Ал. Михайлов в газете "Литературная Россия" в 1982 году. "Она давно перестала быть принадлежностью только литературного процесса республики. Вобрав в себя богатство и своеобразие горской народной поэзии, поэзия ее стала свидетельством интеллектуального роста чеченского народа, его таланта и поистине неисчерпаемых возможностей".
Нелегким и тернистым был путь Раисы Ахматовой к вершинам всенародного и всемирного признания. Недаром она писала в одном из стихотворений:
Я вспоминаю черствый хлеб разлуки
И сироту, забывшего свой дом,
И женские грубеющие руки,
Неженским закаленные трудом.
Я вспоминаю пепелища, слезы вдовьи
И силу, что давал мне мой народ...
Родилась Р. Ахматова в 1928 году в г. Грозный, в семье рабочего. Рано осиротела, воспитывалась в детском доме, росла любознательной, упрямой и трудолюбивой - любовь к труду, перенятую от отца еще в детстве, пронесла через всю жизнь. Она закончила только девятый класс, когда "как враг народа" была изгнана с родной земли. Жила в далеком Казахстане, работала в колхозе, учила детей в школе.
В 1957 году вернулась в родной Грозный, продолжила образование - окончила Грозненское педагогическое училище (сейчас об этом напоминает стела при входе в учебный корпус), Чечено-Ингушский государственный университет, Высшие литературные курсы при Московском литературном институте им. А. М. Горького.
Трудовую деятельность продолжила учителем в школе, работала в редакции газеты, заместителем министра культуры республики, директором Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. В 1961 году избрана Председателем Союза писателей Чечено-Ингушетии, руководила этой творческой организацией свыше двадцати лет. Была неизменным членом правления Союза писателей Российской Федерации и СССР.
Много сил и времени отдавала Раиса Ахматова общественной работе: была председателем Верховного Совета Чечено-Ингушетии, председателем республиканских отделений Комитетов мира, солидарности со странами Азии и Африки советских женщин. Участвовала в работе Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир. В семидесятые-девяностые годы XX века и как поэтесса, и как общественная деятельница в различных делегациях побывала почти во всех странах и во всех уголках, везде и всюду достойно представляя дружелюбный, трудолюбивый и мудрый чеченский народ, своим словом и делом умножая честь его и славу. Где бы ни была она, Раиса Ахматова всегда помнила об отчей земле и родном народе. Темой любви к ним пронизаны многие ее стихотворения:
Каспий, я гордилась бы тобою,
Но пойми меня и не брани:
Навсегда слита своей судьбою
Я с судьбой родной моей Чечни.
Начав писать стихи еще на школьной скамье (истинный талант пробуждается очень рано), Р. Ахматова продолжала работать над ними до последних дней своих. Первый сборник ее стихов, вышедший из печати в 1958 году, - "Моя республика". Я его хорошо помню, потому что по просьбе автора делал подстрочный перевод стихов из него, по которому в 1959 году Раиса Солтмурадовна была принята в Союз писателей СССР. После него за почти что пятидесятилетнюю творческую деятельность поэтессой было издано множество книг, стихов, поэм, публицистики в Грозном, Москве, а в переводах - во всех республиках бывшего Советского Союза, во всех странах Европы, в некоторых государствах Америки, Азии, Африки.
Творческая и общественная деятельность Раисы Ахматовой была высоко оценена не только любителями поэзии, но и на официальном, уровне: она была награждена орденами "Знак почета", "Дружбы народов", медалями, многочисленными дипломами, почетными грамотами, носила высокое звание "Народная поэтесса Чечено-Ингушетии".
Как видим, достойная дочь народа славила его своими стихами и делами, а народ дарил ей взамен всеобщее признание и восхищение. Какое это счастье для человека!
Я впервые увидел и познакомился с этой удивительной женщиной 9 мая 1978 года на одной из встреч писателей республики с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами Грозненского гарнизона в Доме офицеров. Там я впервые прочитал свое стихотворение "Верность небу", посвященное ей - первой летчице-чеченке, кумиру молодежи, славе и гордости всего народа, в котором были такие строки:
На самолете Ляля мир объемлет,
Исходит неба синь,
За пядью пядь
И возвратится на родную землю
Чтоб сил набраться
И взлететь опять!
Я закончил свое выступление словами, что всегда восхищаюсь этой женщиной, много слышал о ней, но, к сожалению, не имел счастья быть знаком с нею. После встречи директор Дома офицеров, широко улыбаясь, подвел ко мне худенькую, стройную, подтянутую девушку, на вид - почти подростка - и сказал: "Знакомьтесь, это и есть Ляля Насуханова!". Я, конечно же, не мог поверить, что это хрупкое создание и есть легендарная летчица (совсем другой я представлял ее себе), но она, дружелюбно улыбнувшись, подтвердила: "Да, это я!".
Еще ближе я узнал Лялю Насуханову еще два-три года спустя. Как выпускника военного авиационно-технического училища, меня в восьмидесятые-девяностые годы XX века почти ежегодно призывали на военные сборы. Проходили они в учебном авиационном Центре ДОСААФ в ст. Калиновской, где летчиком-инструктором и работала Ляля. Я часто попадал на техническую подготовку к полету именно ее истребителя, часто разговаривал с ней о том о сем: хотя летчики и не бывают особо словоохотливыми, но она была общительной и жизнелюбивой. Правда, она очень не любила говорить о себе и о своей профессии, но, будучи журналистом, я все-таки иногда умел, как говорят, разговорить ее.
Родилась Л. Насуханова в колыбели многих известных в республике и за ее пределами людей - в с. Старые Атаги. Еще в детстве узнала горький хлеб чужбины в ссылке в Казахстане. Учась в школе, "заболела" небом, записалась в тайне от родителей в кружок парашютистов Алма-Атинского аэроклуба. Поэтому мать прямо дар речи потеряла, когда однажды в книжке дочери нашла ее "секретные документы". Только и сказала: "Не женское это дело", - и махнула рукой: знала, что если Ляля решила, то отговаривать бесполезно - упряма была невыразимо.
Вернувшись на Родину в 1957 году, Ляля поступила в Махачкалинский аэроклуб; окончив его, продолжила учебу в Центральной летной школе ДОСААФ, стала профессиональным летчиком-инструктором. Работала по профессии вначале в Махачкалинском аэроклубе, затем до самого перехода на гражданскую работу - в Центре подготовки летчиков ДОСААФ в ст. Калиновской.
Совершенствуя летное мастерство и разнося добрую славу о многосторонних талантах и возможностях родного народа, участвовала во многих международных, всесоюзных, всероссийских зональных соревнованиях по самолетному спорту. Первые успехи пришли к Ляле в конце 60-х годов прошлого века: в г. Ростове, на первенстве по южной зоне России, она стала чемпионом и получила диплом первой степени, а в г. Кутышеве победила в мужских состязаниях, опередив шестнадцать мужчин-пилотов. В 1963 году Ляля Насуханова завоевала бронзовую медаль (третье место) на первенстве СССР по самолетному многоборью, а год спустя на чемпионате страны среди мужчин стала восемнадцатой среди пятидесяти четырех спортсменов высшего пилотажа.
Восхищенные мастерством чеченки-пилота, присутствовавшие на соревнованиях летчики-космонавты Герои Советского Союза Андриян Николаев и Валентина Терешкова, писали в газете "Грозненский рабочий": "Мы с большой радостью следим и гордимся успехами первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой. Мы много слышали рассказов о мужестве и отваге чеченской молодежи. А недавно, увидев на соревнованиях по высшему пилотажу Лялю, мы воочию убедились в правдивости этих рассказов. Считали бы за честь слетать с ней вместе в космос". Так шаг за шагом умножала Л. Насуханова славу родного народа.
Но пришло время расстаться с небом. Учитывая огромный воспитательный опыт Ляли, руководство республики доверило ей пост секретаря Грозненского райкома КПСС, откуда она через несколько лет перешла на работу в Областной совет профсоюзов: работники культуры республики избрали Л. Насуханову председателем своего обкома профсоюзов, где она и трудилась до последних дней.
Сегодня мы рассказали вам кратко только о трех представителях из большой плеяды выдающихся дочерей чеченского народа. Более подробно о них и о других замечательных женщинах-горянках мы расскажем в публикациях, которые продолжат нашу новую рубрику "Женщины в истории Чечни".
Опубликовано 8 марта 2003 года
источник: Газета "Молодежная смена"