Кавказоведы назвали обычай умыкания невесты противоречащим шариату
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Похищение невесты никак не согласуется с шариатом, согласно которому для вступления в брак требуется согласие родителей, отметили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы. По их словам, в современном обществе молодые люди упускают из виду основы обычая умыкания невесты, поэтому имеют место случаи, подобные похищению девушки в Нефтекумске.
Как писал "Кавказский узел", 11 августа состоялось очередной заседание суда по делу о похищении невесты в Нефтекумске. Нияз Таиров, который был инициатором похищения, находится под домашним арестом, а его подельник Халил Беркелиев - под подпиской о невыезде.
16 апреля следственные органы сообщили о передаче в суд дела о похищении человека. По версии следствия, днем 4 февраля 33-летний местный житель с помощью своего приятеля похитил 26-летнюю жительницу Нефтекумска у офиса, где она работала, с целью женитьбы. Правоохранители нашли похищенную в городе Благодарном в тот же день и доставили ее домой, отметили следователи. По их данным, похищенная не собиралась выходить замуж за обвиняемого. Ему и его приятелю вменили пункт "а" части 2 статьи 126 УК РФ (похищение человека группой лиц по предварительному сговору), им грозит до 12 лет лишения свободы. По словам руководителя Духовного управления мусульман Ставропольского края Мухаммада Рахимова, обычай умыкания невесты в восточной части края распространен, но обычно все это происходит по согласованию сторон.
В Нефтекумском районном суде продолжилось рассмотрение дела о похищении девушки двумя местными жителями. 17 августа суд допросил лишь одного свидетеля обвинения.
"Одного свидетеля удалось допросить. После этого заседание отложили до 23 августа", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь суда Наталья Слюсарева, не уточнив других деталей процесса.
Обычай умыкания невест никак не согласуется с шариатом, отметил старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Шариат не может санкционировать кражу невесты. Всё должно происходить по согласию, предварительно должны поговорить родственники и так далее. Умыкание девушек - это всё сфера исключительно адата, и адат в данном конкретном случае, конечно же, не согласуется с шариатом, и никак не может в шариатском порядке вопрос решаться. Вопрос решается, соответственно, по адату. [...] В Ставропольском крае то, что случилось - это действительно момент непонимания, хотя в большинстве случаев похищение девушки происходит по взаимному согласию предварительному. На это молодые люди решаются, во-первых, чтобы в значительной степени сократить свадебные расходы, либо в случае если действительно кто-то из родственников мешает. Молодые люди хотят, но кто-то из близких не согласен. И это последний аргумент, скажем так. Конечно же, в данном случае девушка должна переночевать, парень привозит девушку не к себе домой, а куда-то к другу там или еще к кому-то. И там девушка должна переночевать, и после этого они объявляют, что она украдена, и они хотят пожениться. Дальше запускается механизмы, тоже адатные, примирения сторон. То есть одна сторона едет к другой стороне с подарками, чтобы примириться и дальше решить вопрос конкретно со свадьбой, которая, естественно, совершается по-быстрому, без всяких там промежуточных вещей", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Случай в Ставропольском крае является, скорее, исключением, считает Ярлыкапов. "Видимо, действительно молодой человек не понял, что девушка отказывает, и очевидно, что юноша действовал не в рамках установившейся традиции. То есть он, видимо, думал, что можно украсть, сломить девушку и жениться на ней. Но девушка не дала согласия предварительного, поэтому дело дошло до суда", - пояснил ученый.
По его словам, критическим моментом для адата умыкания невесты является то факт, переночевала или не переночевала украденная девушка в чужом доме. "Если она не переночевала там, куда ее привез молодой человек, то она имеет полное право вернуться неопозоренной. Ей надо было до этого чётко отказать и сказать: "Отвезите меня обратно" или "Я ухожу обратно", - отметил Ярлыкапов.
По его мнению, обычай в Ставропольском крае бытует и у местных жителей - ногайцев и туркменов, и у выходцев из соседнего Дагестана. "Не думаю, что широко бытует, но бытует у народов, которые в Ставропольском крае представлены", - сказал Ярлыкапов.
Обычай похищения невест остается довольно распространенным на Кавказе, особенно в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Главная причина похищения невест на Кавказе – не запрет родителей на брак, а экономические трудности: родственники девушки и парня могут договориться о похищении, чтобы сэкономить на свадебных обрядах. Тем не менее, в значительной части случаев похищения происходят без согласия девушек, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Похищение невест – преступление или традиция?"
Политолог и исламовед, профессор Алексей Малашенко также заявил, что похищение невест никак не согласуется с шариатом.
"Сами посудите, вот украли невесту, а потом имам будет как-то это все благословлять? Ни в Коране, ни в Сунне не дозволяется красть девушек. Можно сколько угодно говорить о суровых законах шариата, все что угодно. [...] Но насильственного принуждения к браку нет. Это добровольное согласие. В этом отношении, по-моему, Коран очень гуманный. Эта проблема сейчас сугубо кавказская", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев также отметил, что обычай похищения невесты никак не вяжется с шариатом. "По шариату обязательно должно быть согласие родителей. Это должно быть такое обоюдное согласие, с миром", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Кутаев, между тем, указал на причины распространения этого обычая, прежде всего, среди чеченцев и ингушей. "Немножко предыстории, почему это больше было распространено среди чеченцев и, может быть, среди ингушей, в чём причина того, почему похищают невест. Вот девушка и парень понравились друг другу, встретились где-то у родственников, у знакомых, пообщались, сейчас по телефону поговорили. Она хочет замуж выйти за этого парня, он хочет на ней жениться, но здесь есть очень серьезная проблема. Дело в том, что этот род, к которому принадлежит эта девушка, и род, к которому принадлежит этот парень, они враждуют непонятно с каких времён царя Гороха. Это могут быть недавние распри, могут быть забытые обиды, но существует табу на женитьбу и замужество у этих родов. И вот тогда эта девушка сама говорит: "Да, я согласна за тебя выйти замуж, вы меня похитьте". Её и похищают. Потом приходят с ружьями, с топорами, с кинжалами её родственники, а родственники юноши её прячут. В это время уже "работают" старики со стороны парня. Они находят авторитетных старейшин, мулл, этих людей засылают, идёт примирение. Невероятно важно во всех этих делах при всём том, что он её похитил, он не имеет права прикоснуться к ней, не имел близости, то есть она должна оставаться чистой. Это условие, которое незыблемо, Мужчины, люди чести, всегда его соблюдали", - рассказал он.
По словам Кутаева, как правило, такого рода похищение завершается примирением родов и согласием на брак. "В подавляющем своем большинстве этот вопрос решается. Некоторые говорят: "Хорошо, мы выдаем её за вас замуж, но вы ее вернете домой. Она приходит. В воскресенье или в субботу засылаете сватов и забираете свою невесту". Вот таким образом решают. Бывает, что не отдают, они договариваются, что она остаётся и так далее. Это такой классический случай, который в принципе был распространён в чеченском обществе, и чеченское общество понимало это", - отметил Кутаев.
Более того, по его мнению, ради прекращения межродовой вражды иногда даже поощряли такие "похищения". "Взрослые ответственные люди, когда межродовая вражда была, они даже провоцировали, чтобы молодые этот брак сделали, чтобы положить конец этой вражде", - пояснил Кутаев.
По его словам, в последнее время с эмансипацией общества не только женщины, но и молодые люди вообще иногда перестали понимать смысл обычая. "Некоторые "потеряли нюх", не понимают, что это. [...] Они хватают девочек, увозят - а это уже насилие. Насилие, которое может закончиться человеческими жертвами. Есть люди, для которых неприемлемо, что их сестру или дочь - да ни для кого это неприемлемо - хватают и так далее, как барана. Когда насильственно, без договоренности с этой девочкой это делают, это уже война, это уже вражда", - отметил Кутаев.
Он указал, что данный обычай сейчас пресекается на разных уровнях. "Это, наверно, один из редких примеров успешности промосковского кадыровского правительства. Они практически положили конец этому. Это очень здорово, что они начали буквально пресекать. Более того, они начали очень серьёзно преследовать тех, кто вот таким образом делал, и люди побоялись карающего меча власти. И это очень серьёзно повлияло, что все-таки этих похищений стало очень мало, практически на нет свели", - считает Кутаев.
Он сообщил, что в Ставропольском крае чеченцев и ингушей мало, а обычай, возможно, остается у дагестанцев и ногайцев. "И отголоски этого обычая, этих нравов, скажем, кавказских, они присутствуют. Поэтому в Ставрополе, в Дагестане, в других местах, где общество более либеральное, и не так сильно со стороны власти идёт преследование, это происходит. Но важно сделать акцент, что похищение, как правило, происходит, когда молодые люди договариваются, и эта девушка согласна, чтобы её похитили. Чтобы потом, через народную дипломатию наладить отношения с родителями и со стороны жениха, и со стороны невесты. А насильственное похищение недопустимо", - резюмировал Кутаев.
Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская считает, что обычай умыкания невест сохраняется, несмотря на серьёзную уголовную ответственность, и, наверное, неспроста.
"Вероятно, в этой традиции заложен некий социальный механизм, который по-прежнему работает в обществе. Я здесь вижу два аспекта. Первый - некоторые мужчины хотят действительно, несмотря на сопротивление, нежелание девушки, заполучить себе эту конкретную жену. Это безусловный акт насилия, тяжкое преступление, которое требует очень жесткого уголовного наказания. С другой стороны, и здесь я могу судить только по Чечне и Ингушетии, с которыми знакома ближе, механизм умыкание невесты помогал корректировать порой очень жесткое социальное давление, которое в некоторых случаях семья или общество оказывают на молодых людей. Нередко по каким-то причинам, от них независящим, молодые не могут вступить в брак. Либо семьи находятся во враждебных отношениях, может быть, даже в состоянии кровной мести, или родители почему-то плохо относятся к семье потенциального супруга или супруги. Или, например, сейчас уже реже, конечно, но раньше бывало, что семья, где несколько дочерей, не выдает замуж младших, пока старшие не выйдут замуж. Или бывает, что траур, недавно умер близкий родственник. Или у семьи невесты какие-то финансовые сложности и нет возможности справить ей приданое, купить красивое платье и тому подобное. А обычай умыкания сильно упрощает ожидания к стороне невесты», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По словам правозащитницы, чтобы преодолеть эти препятствия, молодые договариваются, и молодой человек как бы похищает девушку. «Это умыкание по сговору. Девушка в определённое время выходит из дома, там её поджидает парень с друзьями и инсценируется такое похищение. Или даже не инсценируется, она просто сама садится в машину и всё. Дальше её привозят уже к родственникам будущего мужа и, если она даёт согласие, то ее трудно заставить вернуться. Если девушка дает согласие, то она выходит замуж за этого молодого человека. Этот механизм оставлял возможность молодым людям построить свою жизнь так, как им хочется, а не так, как хотят этого их родители, их семьи, их тейпы», - пояснила Сокирянская.
Он указала, что во время войны в Чечне было больше таких свадеб по сговору, потому что у людей не было возможности справить пышную свадьбу, «достойно собрать» девушку, а через умыкание процедура упрощалась. «Мне кажется, преждевременно говорить о том, что обычай умыкания невест переносится в другие регионы России. Есть отдельные эпизоды, но это не тенденция и, более того, очевидно из тех материалов, которые я видела, что в таких случаях задействованы выходцы с Кавказа, где эта практики умыкания по-прежнему сохраняются. Когда люди переезжают в другие места, они привозят с собой свои традиции и обычаи. Это естественная часть любого миграционного процесса», - резюмировала Сокирянская.
Стоит отметить, что в отдельных регионах Северного Кавказа мусульманское духовенство борется с практикой похищений невест без согласия сторон. Так, в Ингушетии муфтиятом за это установлен штраф в размере 200 тысяч рублей. В Чечне религиозным деятелям запрещено становиться посредниками в решении конфликтов, вызванных умыканием невесты, а похититель невесты обязан выплатить ее семье штраф в размере одного миллиона рублей.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08