Эльдар Гасанов вновь помещен в госпиталь
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывший генеральный прокурор Азербайджана Эльдар Гасанов переведен в госпиталь Службы государственной безопасности после того, как ему стало плохо при проведении следственных действий в СИЗО. Защита обратились в генпрокуратуру с просьбой освободить обвиняемого, сообщил адвокат Джавад Джавадов.
Как писал "Кавказский узел", Эльдар Гасанов с августа 2020 года находится под арестом в связи с делом сотрудников МИД Азербайджана, подозреваемых в злоупотреблениях, получении взяток и присвоении бюджетных денег. В марте адвокат заявил об ухудшении состояния здоровья Гасанова, а в апреле защита обратилась к президенту страны с просьбой освободить его и обеспечить лечение. 3 мая Бинагадинский районный суд Баку продлил срок ареста Гасанову до 3 августа. 2 июля Гасанов был переведен в военный госпиталь СГБ в целях обследования, лечения и хирургических операций. Защитники Гасанова вновь обратились к властям страны в связи с тяжелым состоянием здоровья их подзащитного.
Посол Азербайджана в Сербии, Боснии и Герцеговине и Черногории Эльдар Гасанов был задержан 13 августа 2020 года. На следующий день суд в Баку отправил его под арест, а 17 августа президент Азербайджана отправил посла в отставку. Гасанову предъявлены обвинения по статьям 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и 308-1.1 (нецелевое использование средств госбюджета) Уголовного кодекса Азербайджана. По этим статьям ему грозит до семи лет лишения свободы. Гасанов заявил о своей невиновности, правозащитники связали преследование бывшего посла с его политическими амбициями.
31 июля Гасанову во время следственного действия в СИЗО Службы государственной безопасности (СГБ) стало плохо, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Джавад Джавадов. "Это произошло в следственной комнате СИЗО. Там были мы с Гасановым и следователь. Вдруг Гасанову стало плохо, он потерял равновесие и стал падать. Хорошо, что это было у стены - Гасанов смог опереться на нее и мы успели подхватить его. Я просил вызвать врачей, но в выходные медперсонал не работает. Гасанову только принесли капли валерьянки, но это всего лишь успокоительное", - сказал адвокат.
По его словам, 2 августа с утра Гасанов вновь был помещен в госпиталь СГБ. Реакции на обращение адвокатов к руководству страны в связи с состоянием Гасанова не было, сказал Джавадов.
Адвокат сообщил, что обращение к руководству страны было отправлено официально по почте и для оперативности - открытым письмом через Facebook. "В действительности у диагностированного у него [заболевания] нет лечения. Есть профилактика болезни, но в условиях тюремного заключения это невозможно, там элементарно не хватает кислорода. Эта хроническая болезнь и она постоянно будет вызывать головокружения. Эта болезнь у Гасанова возникла во время заключения. Кроме того, у него масса других заболеваний", - пояснил Джавадов. Защитник напомнил, что "с октября 2020 года Гасанов падал 170 раз [из-за головокружений]".
Адвокат сказал, что вновь обратился в генпрокуратуру для изменения меры пресечения Гасанову. "Мы просим прокуратуру срочно направить представление в суд об изменении ареста на другую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, чтобы человек мог получать качественную медпомощь, чтобы за ним был эффективный уход", - сказал он.
По словам Джавадова, срок предварительного заключения Гасанова был продлен до 10 сентября, однако прокуратура имеет право внести срочное представление в суд из-за ухудшения состояния здоровья обвиняемого.
Законодательство Азербайджана допускает не только изменение меры пресечения обвиняемому, но и досрочное освобождение от наказания после приговора суда, отметил корреспонденту "Кавказского узла" глава Бакинского клуба прав человека Расул Джафаров.
"Эти нормы прописаны в уголовном кодексе. Если содержание в тюрьме угрожает здоровью и жизни заключенного, то закон позволяет его досрочно освободить из-под стражи или назначенного наказания в виде лишения свободы", - сказал правозащитник.
Комментариями Генпрокуратуры и СГБ относительно обращений адвоката Гасанова "Кавказский узел" пока не располагает.
Напомним, ранее глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов, комментируя обращение адвокатов, отметил, что президент или первый вице-президент как представители исполнительной власти не могут давать прямых указаний прокуратуре и суду. "По Конституции Азербайджана, прокуратура также отнесена к судебной власти. Президент может обращаться с рекомендацией рассмотреть дело объективно и в соответствии с законом. Ильхам Алиев обращался к правоохранителям по делу политзаключенных. Это было в случае с блогером Мехманом Гусейновым и директором агентства "Туран" Мехманом Алиевым. После обращения президента в отношении блогера прекратили новое уголовное дело, а журналисту изменили меру пресечения. В обоих случаях на власти было мощное международное давление, и улучшение правового положения политзаключенных было обосновано доброй политической волей руководства страны. Но случай с Эльдаром Гасановым несколько отличается. Его дело резонансное, но он и не политзаключенный, и видимой активной международной поддержки нет. Однако может сработать другой фактор: бывших чиновников могут наказывать, но могут и миловать", - отметил Гасанов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"