Силовики обманом передали Тарамову родным
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жительница Чечни Халимат Тарамова отказалась уезжать с отцом из квартиры для жертв домашнего насилия в Махачкале, и тогда ее с подругой убедили сесть в машину, пообещав увезти в безопасное место. Однако обеих обитательниц шелтера привезли в здание МВД по Дагестану, где Тарамову отдали родственницам, рассказала журналистка Светлана Анохина. Вмешательство ЕСПЧ может спасти девушку, считает представитель "ЛГБТ-сети"*.
Как сообщал "Кавказский узел", 10 июня дагестанские силовики и их коллеги из Чечни явились в махачкалинский шелтер - квартиру для жертв домашнего насилия, задержав сотрудников проекта "Марем" и находящихся в квартире Халимат Тарамову, а также мать и ее 15-летнюю дочь, скрывавшихся от семейного насилия. Светлана Анохина, волонтер проекта "Марем" и остальные задержанные по обвинению в сопротивлении полиции в шелтере были оправданы махачкалинским судом.
Среди задержанных в шелтере были Халимат Тарамова и ее подруга. Тарамову силовики вывезли в Чечню, ее подруга из Перми была оставлена в Махачкале, а затем выехала в Санкт-Петербург. Тарамова - дочь одного из приближенных Рамзана Кадырова, она была вынуждена бежать из-за насилия в семье в связи с ее сексуальной ориентацией. Представитель "Российской ЛГБТ-сети"* предположила, что в Чечне девушке грозит убийство за то, что она "вынесла сор из избы". Представитель "Правовой инициативы"* сообщила, что Тарамову передали родственникам в Чечню, связи с ней нет.
Материалы в отношении задержанных накануне в кризисной квартире жертв семейного насилия рассматривались в Ленинском районном суде Махачкалы 11 июня. На заседание суда пропустили только участников процессов, а находившимся у здания журналистам и правозащитникам суд не разрешил присутствовать, объяснив это ограничениями из-за коронавируса, передал корреспондент "Кавказского узла".
Примерно в 15.00 мск задержанных привезли в суд из отдела полиции, где они провели всю ночь. Им вменялось неповиновение сотрудникам полиции, отказ в выполнении их законных требований. Материалы рассматривались по отдельности, решение по последнему административному делу было оглашено примерно в 21.30 мск. По всем делам суд постановил прекратить производство в связи с отсутствием состава правонарушения, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Сапият Магомедова.
"В качестве подтверждения в суд были предоставлены три рапорта сотрудников полиции. По содержанию они все идентичные. В них было указано, что задержанные призывали к насилию, кусали их, оказали сопротивление. При этом не было конкретики, не сообщалось, кто именно кричал, какие слова. Объяснительные соседей тоже похожи по содержанию, они короткие. Согласно этим документам, соседи видели, как тащат женщин, слышали их крики. Но в них были противоречия. В частности, одна из соседок говорит, что девушки не подпускали к себе полицейских, и в то же время указывает, что они нападали на них", - отметила адвокат.
У задержанных в отделе полиции взяли объяснительные, которые они писали всю ночь, но к материалам дела документы не были приложены, указала Магомедова. Некоторые документы были направлены в суд без подписей их составителей, добавила она. Кроме того, в суде была прослушана аудиозапись разговора с сотрудником полиции, который приходил в обеденное время в квартиру, чтобы взять объяснение у чеченской девушки, сказала адвокат. "Убедившись, что она там находится добровольно, и взяв у нее объяснительную, он спокойно ушел", - рассказала Магомедова..
Защита задержанных ходатайствовала об ознакомлении с делом, поскольку не успела ознакомиться с материалами, были также продемонстрированы сделанные подсудимыми записи мобильных телефонов, запечатлевшие их арест, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат организации "Марем" Патимат Нурадинова.
По мнению адвокатов, видео не запечатлело неповиновения законному требованию полиции. Ходатайство в части ознакомления не было удовлетворено, однако видео к делу прикрепили, сказала Нурадинова. "Судья, удаляясь в совещательную комнату, монотонно по каждому делу выносил решения о прекращении дела", - рассказала она.
Все задержанные после заседания суда собирались вернуться в квартиру, откуда их забрали силовики. "Они в суде были в том, чем их забрали из квартиры. [Несовершеннолетняя] девочка босая ходила", - отметила адвокат.
"Комитет против пыток" готовит заявление о насилии при задержании
Инцидент произошел на кризисной квартире правозащитной группы "Марем", рассказала корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя Общественного наблюдательного комитета по Дагестану Умма Аскерханова. По ее словам, ей позвонили около 24.00 мск и сообщили о задержании обитателей квартиры. Приехав туда, Аскерханова обнаружила на теле Анохиной и матери 15-летней девочки много синяков, у журналистки были сломаны очки и ей сложно было видеть. По словам правозащитницы, она со своим коллегой, членом Общественного наблюдательного комитета Гаджимурадом Муртазалиевым поехала за задержанными в отдел полиции. Оттуда вышли врачи скорой помощи, которую вызвали Анохиной. "Света была в невменяемом состоянии, было видно, что у нее сильный стресс. В таком же состоянии была ее соратница. Видимо, поэтому их двоих отправили на освидетельствование. У всех сразу забрали телефоны", - сказала Аскерханова. На освидетельствовании у Анохиной и ее коллеги ничего не нашли, уточнила она.
Задержания происходили с применением силы, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" журналистка Светлана Анохина. "Поздно ночью к нам стали вламываться через дверь, никаких документов не предъявляли. Когда же мы открыли дверь, сотрудники появились со всех сторон - со стороны лифта, верхнего и нижнего этажей. Их было огромное количество... Девушек, за которыми они пришли, мы отправили в самую дальнюю комнату. Нас же по одной поволокли вниз по лестнице", - рассказала она.
Халимат Тарамову и ее подругу, после задержания сотрудников шелтера и остальных подопечных, повезли в МВД по Дагестану, добавила Анохина.
"После того как нас увезли, в квартиру зашел отец Халимат. Но она отказалась с ним выходить. Вместе со своей подругой они оставались в квартире. Затем зашел мужчина, который убедил их, что может вывезти в безопасное место. Они доверились ему. Они вышли вместе во двор, прошли мимо порядка ста человек, которые собрались к этому времени во дворе, и сели в машину. Но их привезли к зданию республиканского МВД", - отметила журналистка. По словам Анохиной, там Тарамову уговаривали написать заявление, что ее удерживали в кризисной квартире насильно, но она отказалась это делать и просила не отдавать ее приехавшим. "В итоге ее вывели во двор здания МВД по Дагестану и отдали родственницам. А подругу отпустили", - сообщила Анохина.
Юристы "Комитета против пыток" подадут заявление о применении насилия к девушкам при задержании, сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист правозащитной организации Константин Гусев. "Налицо применение насилия... Факт зафиксирован. Завтра (12 июня) мы проведем судебно-медицинскую экспертизу и будем готовить жалобу", - заявил он.
"Российская ЛГБТ-сеть"* надеется на помощь Европейского суда по правам человека
Представитель "Российской ЛГБТ-сети"* Вероника Лапина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что у них есть положительный опыт обращения в Европейский суд по правам человека. "Наше обращение в Европейский суд по делу Магомадова и Исаева спасло им жизнь – суд очень быстро отреагировал. Надеемся, что и в случае с Тарамовой данная схема будет действенной и мы увидим девушку живой и невредимой», - сказала она.
В начале февраля силовики вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню двух уроженцев республики – 20-летнего Салеха Магамадова и его брата Исмаила, на тот момент несовершеннолетнего. 9 февраля суд в Урус-Мартане в отсутствие адвокатов и родителей отправил обоих под арест. Суд продлил срок пребывания под стражей Магамадова и Исаева до 6 июля. Министр информации и печати Чечни Ахмед Дудаев заявил, что молодые люди заподозрены в оказании поддержки боевику из группы Аслана Бютукаева и уже дали признательные показания. Эти обвинения нелепы, поскольку чеченские силовики заподозрили гея и трансгендера, насмехающихся над религией, в пособничестве стороннику радикального течения в исламе, указала обозреватель "Новой газеты" Елена Милашина.
По словам Лапиной, это не первый случай, когда чеченки с гомосексуальной ориентацией сбегают от родственников в связи с семейным насилием. Она рассказала, что за всю историю работы работы "Российской ЛГБТ-сети"* удалось помочь более 50 женщинам.
В Чечне им куда сложнее уйти из семьи, чем мужчинам, поскольку, согласно представлениям в патриархальных семьях, они "считаются вещью", сказала Лапина. Если пожелавший покинуть отчий дом мужчина уедет беспрепятственно, то женщину сразу же объявят в розыск родные, отметила она. "Если речь идет о гее, то он, скрыв свою ориентацию, просто уезжает: считается, что он вправе поступать как знает. Но сбежавшая женщина – это украденная вещь... Поэтому ее начинают интенсивно искать. Женщина должна быть под контролем", - рассказала Лапина.
Обращения от гомосексуальных женщин в "Российскую ЛГБТ-сеть"* участились с начала 2017 года, указала Лапина. "До этого организация мало уделяла внимания проблеме, сосредоточившись на чеченских геях. Углубившись в проблему, стало ясно, что она «невидимая», не обсуждается российским обществом и не выходит за рамки Чечни", - сказала она.
Выяснилось, что проблема с положением гомосексуальных женщин серьезная, отметила представитель "Российской ЛГБТ-сети"*. "К женщинам применяется конверсионная терапия – бьют, приглашают имамов, которые «изгоняют джинов» силовыми методами, помещают в психиатрические диспансеры, проводят «коррекционное сексуальное насилие»", - рассказал Лапина.
Европейский суд по правам человека в соответствии с Правилом 39 своего Регламента может принять обеспечительные меры, являющиеся обязательными для государства, которого они касаются. Обеспечительные меры принимаются только в исключительных случаях, если суд придет к выводу, что заявитель подвергается реальному риску причинения существенного и непоправимого вреда, говорится на сайте ЕСПЧ. По данным Московского комьюнити-центра, который занимается эвакуацией представителей ЛГБТ-сообщества из Чечни, только в 2017-2020 годах там были убиты десять геев. Судьбу женщин нетрадиционной сексуальной ориентации в республике решают, как правило, не силовики, а родные, которые бывают не менее жестокими, отмечается в справке "Кавказского узла" "Убитые за ориентацию — судьба квир-женщин в Чечне".
Между тем близкая знакомая Халимат Тарамовой, с которой пообщался корреспондент "Кавказского узла", отрицает, что девушка имела отношение к ЛГБТ. При этом ее брак оказался проблемным. "Халимат очень хорошая девушка. Замужем давно, но счастливым этот брак я бы не назвала", - рассказала она.
Халимат очень расстраивало поведение супруга и недопонимание с его семьёй. "Одно знаю точно, она не была нетрадиционной ориентации. Так как любила мужа, пыталась быть хорошей женой, как это принято на Кавказе", - сказала знакомая Тарамовой.
По ее словам, Халимат докучали вопросами об отсутствии ребенка. "Возможно, ей просто надоело жить в таком браке", - заключила знакомая.
О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал "Кавказскому узлу" в интервью "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".
* - организация включена Минюстом России в реестр НКО-иноагентов
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52
-
21 декабря 2024, 07:03