Правозащитники раскритиковали условия содержания в тюрьмах Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Многие азербайджанские тюрьмы переполнены, большинство не отвечают современным стандартам, в них плохо кормят, а за все, что полагается по закону, нужно платить. Практика применения пыток к осужденным также остается актуальной проблемой, заявили правозащитники. Азербайджан входит в число лидеров по количеству заключенных среди стран Совета Европы, следует из доклада СЕ.
Азербайджан, несмотря на уменьшение в последние годы числа заключенных, остается среди лидеров по этому показателю среди стран Совета Европы, говорится в исследовании Совета Европы по уголовной статистике.
Согласно документу, общая численность заключенных в тюрьмах Европы в 2020 году снизилась, закрепив тенденцию, начавшуюся в 2013 году. По состоянию на 31 января 2020 года в учреждениях 51 пенитенциарной системы (из 52) государств-членов Совета Европы находились 1 528 343 заключенных (103,2 на 100 000 жителей). Наиболее высокие показатели по численности заключенных в январе 2020 года наблюдались в Турции (357 заключенных на 100 000 жителей), России (356), Грузии (264), Литве (220), Азербайджане (209), Чехии (197), Польше (195), Словакии (193) и Эстонии (184).
По перенаселенности тюрем в Азербайджане показатель ниже среднеевропейского. При общей вместимости мест пенитенциарных учреждений в 25 501, плотность численности заключенных на каждые 100 мест составляла 82,4%. Это ниже показателя за 2019 год (86%). Средний уровень смертности в европейских тюрьмах составил 27,2 случая на 10 000 заключенных в 2019 году. В пенитенциарных учреждениях Азербайджана в том же году умерли 93 человека (два самоубийства), уровень смертности там составил 44,3 случая, следует из доклада, опубликованного 8 апреля на сайте СЕ.
Статистические показатели не отражают качественное изменение ситуации в тюрьмах Азербайджана, считает глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.
"Статданные усредненные. В каких-то колониях может быть побольше свободных мест. Но многие колонии перенасыщены заключенными. Большинство мест заключения в Азербайджане было построено в советское время и не отвечает современным стандартам. В бараках содержатся по 30-40 и более человек. На колонии численностью 600-700 человек приходится всего по 10-11 туалетов. Качество пищи очень плохое. В тюремных магазинах продукты стоят дорого. Кроме того, за законно полагающиеся вещи надо платить - за посылки от родных, свидания с родственниками, разговоры по телефону, индивидуальное купание, пребывание в медсанчасти, использование вентилятора или электроплитки", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник, который сам был "узником совести".
На его взгляд, для улучшения ситуации в тюрьмах должны быть более глубокие исследования Совета Европы по каждой стране. Он отметил, что значительная часть заключенных - это осужденные за наркотики.
"Далеко не все из них "наркобароны". Из-за отсутствия рабочих мест, в особенности в сельских районах, для многих наркоторговля стало средством существования. Для тех, кто занимался мелкой торговлей, необходимо применять альтернативные наказания, не связанные с лишением свободы. Это существенно разгрузило бы тюрьмы и несколько улучшило бы условия содержания хотя бы по части плотности в местах заключения", - считает Гасанов.
Исполнительный директор неправительственной организации "Линия защиты" Руфат Сафаров также указал на нарушение прав заключенных в тюрьмах и применение пыток.
"В Азербайджане пытки применяются не только на этапах следствия для получения нужных показаний от обвиняемых, но и в местах отбывания наказания. Во втором случае это делается, чтобы сломить волю осужденных для обеспечения их повиновения, а также наказать за критику существующих порядков. Я сам испытал это, когда выступил против бесчеловечного обращения с заключенными. После того, как я объявил голодовку, меня жестоко избивали несколько надзирателей, приковывали на длительное время к железной койке. Меня заключили в карцер и не давали встреч с адвокатом", - заявил исполнительный директор "Линии защиты" корреспонденту "Кавказского узла".
В 2017 году после избиения и заключения в карцер бывший следователь прокуратуры Руфат Сафаров начал голодовку в колонии, сообщил его отец. В Пенитенциарной службе отвергли информацию о нарушении прав осужденного.
Сафаров отметил, что из-за низкого качества медобслуживания в тюрьмах Азербайджана остается высокой смертность среди заключенных. Международное сообщество должно повысить внимание к ситуации в азербайджанских тюрьмах, уверен он.
Глава Бакинского клуба прав человека (БКПЧ) Расул Джафаров считает, что статистика, изложенная в докладе Совета Европы, отражает реальную картину.
"Совет Европы располагает механизмом прямого мониторинга тюрем посредством миссий комиссара Совета Европы по правам человека и Комитета против пыток СЕ. Кроме того, тюрьмы могут посещать докладчики ПАСЕ. Поэтому правительству было бы сложно ввести в заблуждение СЕ неверными цифрами. С другой стороны, правительство в последние годы предприняло ряд шагов по уменьшению числа заключенных. Эти меры были предприняты после указа президента о гуманизации наказания в 2017 году. После этого была проведена декриминализация ряда статей УК за экономические преступления. Это, с одной стороны, повлекло освобождение уже осужденных, а с другой - уменьшение числа новых осужденных. Кроме того, по экономическим статьям стали применять альтернативные меры наказания. Наряду с этим увеличилось число оправдательных вердиктов. Правда, их все еще мало, а по военным преступлениям вообще оправдательных приговоров нет", - сказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Распоряжение "Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества", было подписано Алиевым 10 февраля 2017 года. Азербайджанские власти хотят уменьшить число заключенных в тюрьмах и сократить госрасходы на их содержание, заявили правозащитники, одобрившие решение о создании в республике Службы пробации. Следующим шагом по гуманизации наказания должна стать комплексная судебно-правовая реформа, полагают они.
Джафаров считает, что число заключенных существенно снизить могло бы условно-досрочное освобождение (УДО). "У нас этот механизм мало используется. В прошлом году в условиях пандемии число освобожденных по УДО составило столько же, сколько в предыдущие годы. Хотя можно было бы лиц, которым оставалось всего шесть-восемь месяцев до завершения срока наказания, отпустить на свободу. Поводом для отказов по УДО являются некогда полученные выговоры. Но, по закону, по истечении года выговоры обнуляются", - сказал он.
Глава БКПЧ также указал на проблемы с содержанием заключенных. "Осужденные содержатся в колониях, построенных 50-60 лет назад. Низкое качество медобслуживания, питания заключенных. Существует скученность заключенных. Некоторые колонии расположены близ действующих каменных карьеров, из-за чего осужденные постоянно дышат запыленным воздухом. Все эти проблемы требуют скорейшего решения", - считает Джафаров.
Напомним, Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, CPT) опубликовал в 2018 году отчеты о шести визитах в Азербайджан с 2004 по 2017 год. Материалы Комитета по предупреждению пыток опубликованы с согласия правительства Азербайджана, подчеркивается в сообщении, опубликованном на сайте организации. "Общее впечатление о ситуации в Азербайджане заключается в том, что пытки и другие формы жестокого обращения со стороны полиции, других правоохранительных органов и армии, а также коррупция во всей правоохранительной системе и безнаказанность остаются системными, широко распространенными явлениями", - говорится в сообщении СРТ.
источник: корреспондент "Кавказского узла"