Жители Тагаварда остались без воды и сельхозугодий в результате войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В село Тагавард-Калер, которое осталось под контролем Нагорного Карабаха после осенней войны, вернулось 140 семей. Местные жители лишились источника питьевой воды и возможности заниматься земледелием и животноводством в связи с тем, что по условиям мирного соглашения часть села Тагавард перешла азербайджанской стороне, рассказали сельчане.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2020 года заместитель главы администрации Мартунинского района Нагорного Карабаха Вадим Даниелян рассказал, что до войны в районе было 35 общин с населением 24 341 человек. По его словам, под контроль Азербайджана перешли общины Шехер, Дживани, Неркин Чартар, Вазгенашен, Саргсашен, Зардарашен и часть общины Тагавард. Эти общины покинули 418 семей, или 1830 человек. Часть из них еще находится в Армении, а более 300 семей живут в Нагорном Карабахе – в городах Мартуни и Степанакерте, где нашли временное жилье, сказал Даниелян.
10 ноября 2020 года вступила в силу договоренность России, Азербайджана и Армении о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе. По условиям мирного соглашения часть территории была передана под контроль Азербайджана. Какие это территории, отмечено на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Село Тагавард Мартунинского района находится в 42 километрах от Степанакерта, рядом с поселком Красный Базар, где расположены российские миротворческие силы. В соответствии с соглашением о перемирии село Тагавард, имевшее протяженность в семь километров, было разделено на две части: верхняя часть села перешла под контроль Азербайджана, а нижняя, Тагавард-Калер, осталась у армянской стороны, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава общины Тагавард Олег Арутюнян.
По его словам, население Тагаварда до войны составляло более 1314 человек – это 348 домашних хозяйств, основной деятельностью населения было земледелие и животноводство. "В результате боев, в которых участвовали также резервисты и добровольцы, удалось защитить и сохранить нижнюю часть села, Тагавард-Калер. Но под контроль [Азербайджана] перешли школа, клуб, медпункт, музей, кладбище, церкви, 140 жилых домов, а 520 жителей села остались без крова", – рассказал Арутюнян. По его словам, из оставшихся без крова семей две уехали в Россию, 18 – в Армению, 90 – в Степанакерт, остальные расположились в населенных пунктах Мартунинского района.
Глава общины рассказал, что в результате ракетных обстрелов в Тагавард-Калере разрушено или сгорело от попадания снарядов 12 жилых домов, повреждены окна, двери, ворота и крыши у 90 процентов строений. "Правительство ведет ремонт крыш и окон. Уже восстановлено 10 домов. Также на территории Тагавард-Калер строятся многоквартирные дома на 38 квартир. Они будут предоставлены семьям Тагаварда, потерявшим жилье. В первую очередь это будут семьи погибших, раненых и многодетные. В скором времени начнется строительство новых многоквартирных зданий для остальных. Правительство обещало, что в ближайшие годы все переселенные семьи будут обеспечены жильем", – сказал Арутюнян.
Он добавил, что в Тагавард-Калер уже вернулиось 140 семей. "Здесь налажена инфраструктура – электро- и газоснабжение, сотовая и интернет-связь восстановлены с начала года. Работает торговая точка, медпункт, налажено транспортное сообщение с райцентром и столицей. После разрушений восстановлено здание школы, учебный процесс в которой начат 8 января. Детский садик начал работу с 1 февраля. Учреждения посещают дети из Красного Базара и Тагавард-Калера. Работают все госучреждения, продолжает работать предприятие по изготовлению подсолнечного масла, а многие жители задействованы в строительных и ремонтных работах", – рассказал Арутюнян.
Как обустраивается после войны Тагавард-Калер, можно посмотреть в фоторепортаже корреспондента "Кавказского узла" "Тагавард: сельчане возвращаются к мирной жизни".
Местные жители испытывают трудности с питьевой водой – истоки артезианской скважины находятся на контролируемых азербайджанской стороной территориях, а бассейн расположен на нейтральной территории, но близко к азербайджанским постам, посетовал глава общины. "Правительство заверило, что проблемы с водой будут решены в ближайшее время. А пока жители используют родники в селе", – сказал Арутюнян.
Потеряна большая часть пастбищ, посевных полей, сады, это "сильно скажется на доходе жителей, которые занимались исключительно земледелием и животноводством", сказал он. Арутюнян рассказал, что до войны у общины было 609 гектаров сельскохозяйственных земель, а осталось 120 гектаров, но половина их находится на нейтральной территории". "Правительство рассматривает программу по компенсации семьям, потерявшим свои сельскохозяйственные угодья", – сказал глава общины.
"Село окружено с трех сторон азербайджанскими военными, и единственный открытый путь для нас – через Красный Базар. Защищают наше село военные Армии обороны Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха). Российские миротворческие силы расположены в поселке Красный Базар, что находится рядом с селом. Нас разделяет небольшой мост через реку Варанда. Миротворцы следят, чтобы режим перемирия не был нарушен ни одной из сторон", – рассказал Арутюнян.
Он отметил, что все семьи из Тагаварда и Тагавард-Калер получают социальные выплаты по программе правительства Армении. "Все получили единовременную помощь 68+15 тысяч драмов (около 130 долларов+30 долларов), начались единовременные выплаты компенсаций за потерю жилья – 250 тысяч драмов (порядка 480 долларов) на каждого члена семьи", – сказал он.
23 ноября 2020 года власти Армении начали прием заявлений от беженцев на финансовую помощь, им обещано по 68 тысяч драмов (около 130 долларов) каждому и по 15 тысяч драмов (30 долларов) всем, кто не владеет недвижимостью в Армении. На единовременную помощь возможно прожить лишь пару месяцев, чиновникам следует продлить выплаты и заняться созданием рабочих мест, заявили 24 декабря 2020 года опрошенные "Кавказским узлом" жители Степанакерта.
Школу посещают 137 детей, а до войны их было 248, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" завуч школы общины Тагавард-Калер Сусанна Арутюнян. А две школы в Верхнем Тагаварде, которые перешли под контроль азербайджанской стороны, посещали более 180 детей, отметила она.
Арутюнян рассказала, что в школе Тагавард-Калер "полностью восстановлены все окна и двери здания". "Педагогический коллектив и технический персонал учебного заведения сформирован, нехватки в учебниках и инвентаре нет", – сказала завуч.
Здание детского садика в поселке Тагавард-Калер, который посещают также дети из общины Красный Базар, сильно пострадало от ракетных обстрелов в ходе войны, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" директор детского садика села Красный Базар Арлетта Саргсян. После ремонта небольшой части здания учреждение возобновило работу с 1 февраля, пока его может посещать одна группа детей.
"До войны детский садик посещали 75 детей, сейчас – 16 воспитанников. Но каждый день число детей растет, потому что семьи продолжают возвращаться в село. Уже есть заявки от семей. Надеемся, что ремонт здания быстро будет завершен, чтобы мы смогли принять всех детей. В работающей части садика, где размещается одна группа, есть отопление, электричество, кухня. Решена проблема водоснабжения и персонала – все работники детского садика вернулись на работу", – рассказала Саргсян.
Особенно сильно пострадала комната средней группы, куда попал артиллерийский снаряд, сказала она. По словам директора, ремонтные работы "ведутся в помещении медпункта, в актовом зале, столовой и кухне, нескольких комнатах и спальнях на втором этаже".
Сельчане пожаловались на утрату полей, садов и пастбищ
"Азербайджанцы находятся в 300 метрах от верхнего родника Тагавард-Калер, за поворотом. Но мы туда не ходим и за детьми следим, чтобы не ходили в том направлении, потому что считаем это опасным. Там очерчена граница в виде проволоки, разделяющий наше село на две части", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Сергей Геворгян.
По его словам, с азербайджанского поста два-три раза в неделю бывают автоматные очереди, но по людям не стреляли. "Село с трех сторон окружено азербайджанцами. Территории для сельскохозяйственных целей, общинные и частные, находятся под их контролем. Свет, газ, связь, транспортное сообщение есть, но водоснабжение в дома прекратилось, потому что бассейн остался на той стороне села. Люди набирают воду из родников", – сказал Геворгян.
Пенсионерка Стелла Хачатрян с мужем, инвалидом первой группы, и семьей сына вернулась в село в конце ноября 2020 года. Она рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что во время войны вся ее семья, кроме сыновей, была эвакуирована в Армению.
"Старший сын потерял свое жилье – оно находится в той части села, что под азербайджанским контролем. Он остался с семьей в Степанакерте на съемной квартире, его семья получила все денежные соцвыплаты и другую помощь. В село вернулись я с мужем и младший сын с женой и детьми. Мы живем вместе. Отремонтировали поврежденные во время бомбежки части дома. Постепенно начали налаживать жизнь. Есть проблемы с водоснабжением. Раньше у всех в домах была круглосуточно вода. Но после того как верхняя часть Тагаварда осталась у азербайджанцев, вода перестала поступать в дома. Воду набираем из родника в специальную тару и используем в быту", – сказала пенсионерка.
Она отметила, что ее семья "потеряла все свои посевные территории и лишилась возможности заниматься земледелием и животноводством". "Придется жить на наши пенсии и зарплаты сына и невестки", – посетовала Хачатрян.
По ее словам, семья получила единовременные финансовые выплаты. "Больше всего я переживаю за мужа. Ему необходимы дорогостоящие лекарства, без них его состояние сильно ухудшается. Ни до войны, ни после наш Минздрав не помогал в покупке медикаментов", – сказала пенсионерка.
Она сказала, что уезжать семья из села не собирается. "Мы хотим жить в родном селе, да и выбора у нас нет. Российские миротворцы следят за перемирием, и это немного успокаивает", – отметила Хачатрян.
Мать троих детей Анаит Саркисян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что, несмотря на интенсивные ракетные обстрелы, ее семья находилась в селе до 26 октября 2020 года, укрываясь в убежище при местной школе. "Село бомбили постоянно. Повреждены или полностью разрушены жилые дома, были жертвы среди мирного населения. Мы уехали в Армению, но мужчины семьи остались защищать село. После войны я и дети вернулись. Я увидела наш дом в полуразрушенном состоянии – полностью снесло крышу, были выбиты стекла во всех окнах, а автомобиль во дворе дома сгорел. Потеряли сельскохозяйственную технику, домашний скот", – сказала она.
По ее словам, после заключения перемирия она с детьми вернулась в село. "Начали постепенно обустраивать дом, ремонтировать. Власти района нам предоставили стройматериалы для восстановления крыши дома, выделили бригаду. Крышу восстановили, стекла в окна вставили. В декабре 2020 года в селе подключили электричество, газ, сотовую и интернет-связь. Работают школа и детский сад, транспортное сообщение с центром есть. Мы надеемся, что жизнь постепенно наладится", – отметила Саркисян.
Одной из проблем для ее семьи стало отсутствие возможности получать доход, так как под контроль азербайджанской стороны перешли земельные угодья. А то, что осталось, находится прямо на линии соприкосновения, обрабатывать эту землю опасно для жизни, сказала она.
"Наша община осталось без земель, которые можно засеивать. Нет пастбищ, чтобы заниматься животноводством, нет лесов. Все осталось под контролем азербайджанской стороны или же на нейтральной территории, куда опасно ходить. Если нет территории для ведения земледелия и скотоводства, то это просто трагедия для сельской семьи. Единовременная помощь семьям – это не выход из ситуации, деньги когда-то закончатся. Мы все понимаем и думаем над тем, как будем жить дальше. Но из села уезжать не собираемся, да и некуда", – сказала Саркисян.
Пенсионер Бабаян Завен рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что его дом, по сравнению с другими домами, "не сильно пострадал – лишь были выбиты оконные стекла взрывной волной от снаряда". По словам сельчанина, вся его семья вернулась в родное село в ноябре 2020 года, они сразу же "совместными силами, устранили разрушения".
"Наше село стало приграничным. В поселке Красный Базар находятся российские миротворцы, с другой стороны есть посты нашей армии, и нам немного спокойнее. Иногда слышны выстрелы, особенно ночью, но они быстро затихают [...] С одним сыном завершили восстановление нашего дома. Второй сын занят ремонтом своего дома. У него работы больше – повреждены крыша, стены, окна и двери. Внуки начали посещать школу и садик. Когда все строительные и ремонтные вопросы будут завершены, тогда и подумаем, каким бизнесом заняться", – сказал пенсионер.
Он отметил, что все бытовые условия для проживания в селе есть, а проблему воды семья решила установлением бака. "В село провели небольшую линию водопровода. Вода течет тонкой струей, поэтому люди установили баки у себя дома, куда накапливают воду, а после используют. Хотя раньше, до войны, у нас круглосуточно была вода, и мы к этому привыкли. Теперь будем привыкать к новым условиям", – сказал Бабаян.
Мать четырех детей Элен Шахназарян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что двое ее детей ходят в садик, а двое – в школу. Когда началась война и бомбежки села Тагавард-Калер, они пять дней укрывались в подвале, но после уехали в Армению, сказала она. Семья вернулась домой 19 ноября 2020 года.
По ее словам, снаряды падали рядом с домом, поэтому все оконные стекла в доме были выбиты, ворота сломаны, а маленький магазин рядом с домом, который они хотели открыть 30 сентября 2020 года (война началась 27 сентября 2020 года. - Прим. "Кавказского узла"), тоже был разрушен в результате попадания снаряда.
"Немного привели дом в порядок – где было возможно, вставили стекла. От государства получили денежные соцвыплаты и небольшую продовольственную помощь", – рассказала Шахназарян.
Многодетная мать отметила, что проблему воды семья решила, установив большой бак на несколько тонн, подключенный к кранам в доме.
"Ночью иногда слышны выстрелы с азербайджанской стороны, но не по домам и жителям – думаю, в воздух. Надеюсь, что эти выстрелы прекратятся, и наступит настоящий мир. Несмотря ни на что, мы хотим жить в нашем родном селе. Здесь наш дом, дети ходят в школу и садик. Мы хотим только мира", – сказала Шахназарян.
Подробности о новом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хроники боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война?"
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14