Аналитики сошлись во мнении о непрочности перемирия в Нагорном Карабахе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе дает шанс на урегулирование эскалации, однако не является гарантией полной остановки боевых действий сторон в зоне карабахского конфликта, считают аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", 8 октября президент России Владимир Путин призвал Армению и Азербайджан прекратить боевые действия в Нагорном Карабахе для обмена телами погибших и пленными, а также пригласил министров иностранных дел Армении и Азербайджана для консультаций по этому вопросу в Москву. 10 октября во время встречи в Москве министры иностранных дел Азербайджана и Армении договорились о прекращении огня в зоне карабахского конфликта с 12.00 10 октября.
В зоне карабахского конфликта с 27 сентября начались полномасштабные боевые действия. По официальным данным, в Азербайджане погиб 31 мирный житель, еще 154 получили ранения. Сведения о потерях среди военных Азербайджан не раскрывает. По информации властей Нагорного Карабаха, погибли 339 солдат Армии обороны и 20 мирных жителей, еще около 90 мирных жителей ранено, говорится в справочном материале "Карабах: эскалация конфликта или новая война?", подготовленном "Кавказским узлом".
Соглашение о перемирии лучше, чем продолжение боев в зоне конфликта, поскольку оно дает шанс на урегулирование эскалации, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. "Произошло главное – разорван замкнутый круг взаимного насилия. Есть шанс – если не на мир, то на перемирие. Лучше так, чем никак. Провокаторы, если они вновь появятся, будут, в конечном счете, стрелять по своим же, по пленным и по павшим. И они должны об этом знать. Поэтому их не должно быть. Ни с одной из сторон", – написал Косачев сегодня на своей странице в Facebook.
Дальнейшее продвижение переговорного процесса зависит от Баку и Еревана, отметил он. "Теперь главная ответственность, разумеется, на сторонах конфликта. Впереди много тяжелого – согласовать конкретные параметры режима прекращения огня, организовать обмен пленными и телами погибших, сесть за стол переговоров", – отметил Косачев.
Директор исследовательского центра "Ближний Восток – Кавказ" Станислав Тарасов отметил, что договоренность о восстановлении режима прекращения огня трудно назвать прорывом. "Речь идет о достижении гуманитарного перемирия, чтобы похоронить погибших и обменяться военнопленными. Речь идет о том, что переговоры по тематике носят защищенный характер. Хотя если только удастся выполнить эту задачу, это уже достижение, потому что 12 дней идут бои непрерывные, много разрушений, погибших с обеих сторон. Это нужно остановить", – привело сегодня слова Тарасова издание "Политика сегодня".
По его мнению, дальнейшие переговоры между сторонами будут тяжелыми и продолжительными, но главное в том, что между Армений и Азербайджаном начался диалог. "Если только удастся остановить бои <…> и вообще ведение боевых действий будут сорваны, наступит пауза, эту паузу можно будет заполнить каким-то диалогом", – сказал он.
В ином случае Минская группа ОБСЕ будет вынуждена предпринять решительные действия, в результате которых Карабах не вернется в зону контроля Азербайджана, отметил политолог. "Азербайджану удалось пройти вперед, но прорвать линию обороны все же не удалось. Блицкриг сорван. Тем не менее, сторона, которая почувствует, что ее наступательный потенциал исчерпан, она должна принять решение. Если переговоры будут иметь паритетный характер, то это будет тактическое перемирие, которое рано или поздно все равно приведет к войне. Но ситуация сложная, очень непростая", – сказал Тарасов.
Профессор Кавказского международного университета Вахтанг Майсая считает, что в случае срыва достигнутого договора о перемирии в карабахский конфликт могут быть втянуты региональные лидеры. "Продолжение боевых действий в Нагорном Карабахе чревато перерастанием в региональную войну, где уже явно будут вовлечены региональные лидеры – Россия и Турция, у которых есть правовые и политические обязательства перед своими союзниками", – сказал политолог 9 октября в видеотрансляции на YouTube.
По его мнению, в случае продолжения боевых действий в Нагорном Карабахе Россия и Турция могут ввести в зону конфликта совместные миротворческие силы. "Вопрос о совместной турецко-российской миротворческой операции уже конкретно прорабатывается в кулуарных переговорах <…> Я думаю, это будет решение Турции и России вмешаться и повлиять на прекращение боевых действий", – сказал Майсая.
Ранее Сергей Лавров, министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан‑Ив Ле Дриан и госсекретарь США Майкл Р. Помпео, представляющие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, осудили "беспрецедентную и опасную эскалацию насилия в зоне карабахского конфликта и за ее пределами", говорится в заявлении, опубликованном вечером 5 октября на сайте МИД России. Министры призвали стороны конфликта "к немедленному и безоговорочному установлению режима прекращения огня".
Материалы о событиях на границе Армении и Азербайджана и в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война".
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52