Участники встречи в Москве указали на ухудшение положения женщин на Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники семинара в Москве обсудили проблему гендерного неравенства на Северном Кавказе и указали, что статус женщины изменялся в зависимости от политической ситуации в стране. По словам основной докладчицы Саиды Сиражудиновой, в настоящее время положение женщин на Кавказе ухудшается на фоне отсутствия политики по защите их прав.
Семинар "Гендер на Северном Кавказе: новые вызовы, повседневность и стереотипы (между традицией, религией и современностью)" прошел 5 февраля в Московском государственном институте международных отношений. Мероприятие, которое началось с опозданием на полчаса, не привлекло большого числа журналистов - помимо корреспондента «Кавказского узла», в зале присутствовали несколько репортеров других интернет-СМИ.
Ведущими выступили трое старших научных сотрудников Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов, Ахмет Ярлыкапов и Михаил Волхонский. Свой доклад в форме презентации представила на семинаре президент Центра исследований глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова, которая выводила на большой экран картинки с надписями и поясняла их.
Первым был кадр с древней фигуркой женщины, изображенной в грубых формах, с сильными, мужскими руками и мускулистыми ногами. По словам Сиражудиновой, так воспринималась женщина в древности, но сегодня на смену старым стереотипам пришли новые. Она пояснила, что доклад основан на собственном анализе информации из открытых источников, исторических документов, социальных и этнографических исследованиях при участии проекта "Правовая инициатива".
"Гендерные отношения на Кавказе во многом основаны на мифах и стереотипах, многое, что публикуется в прессе, не соответствует действительности, это мифы. Прежде всего, следует отметить фрагментарность общества Северного Кавказа - в каждой республике отношение к женщине разное», - сказала Сиражудинова.
Статус женщины не был статичен и изменялся в зависимости от политической ситуации в стране, и после распада СССР возникают новые отношения к гендеру, пояснила она. «Во времена Союза женщине было дозволено играть и нетрадиционную роль. К примеру, политикой могла заняться обычная доярка. Показательна история Розы Эльдаровой - первой женщины-дагестанки в высшем руководстве Дагестана и РСФСР», - указала докладчица.
Сегодня положение женщины усложняется, отметила она и вывела на экран фото почтенного возраста женщины в платке, которая готовит пищу. Затем на экране появился рисунок "современной, реальной женщины, которую мы видим в последнее время" - женщины в черном хиджабе с ребенком на руках.
"Тем не менее, как я уже упоминала, на Кавказе присутствует фрагментарность. Вот так выглядят студентки Дагестанского государственного университета", - сказала Сиражудинова и вывела на экран фото аудитории, полной молодых людей и девушек, подавляющая часть которых была без платков, а хиджаба не было ни одного.
По ее словам, в большинстве случаев жизнь женщины ограничивается семьей и обществом, которое отказалось от поддержки женщины. В случае возникновения проблемы, как правило, женщина предоставлена сама себе. Ситуация усугубляется жестким соблюдением религиозных догм и традиций, а также исполнением бытовых обязанностей, разделением на женское и мужское пространство в доме, увеличением ответственности и росту экономической роли в семье.
«Одновременно происходит ослабление ответственности общества, рода, мужчин, уменьшается семейно-родовая поддержка. Воспитание детей целиком ложится на женщин… Наблюдается много женщин, занятых в бизнесе, но далеко не на престижных должностях. От таких работ мужчины держатся подальше, у них свои амбиции… Большинство опрошенных женщин подчеркивали свою гендерную идентичность - «я женщина, я должна вести себя вот так-то», - рассказала Сиражудинова.
Однако, указав вновь на фрагментарность кавказского населения, она сообщила о росте числа случаев, когда женщины подают на развод. "Причины могут быть разные - нежелание терпеть поведение мужа, часто причиной развода является экономическая несостоятельность супруга, но чаще всего - вмешательство родственников", - сказала докладчица.
Религиозный аспект также оказывает серьезное влияние на жизнь женщин, добавила она. «[Наблюдается] фрагментарное восприятие и воспроизведение норм шариата и адата, игнорирование деталей и норм шариата, гендерно-приватная приоритетность, акцент на приватное взаимоотношение полов, всестороннее внимание вопросам, связанным с женщиной, ее обязанностями, внешним видом. Ислам трансформировал гендерные отношения. До ислама были более свободные отношения, имелись элементы совместного общения, шутки, пляски и праздники… Впрочем, тут в защиту женщин выступили исследователи из Кабардино-Балкарии, которые отметили роль калыма [выкуп за невесту], как защитного механизма», - сказала Сиражудинова.
В 2006 году эксперт Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов высказал мнение, что главной причиной похищения невест на Кавказе является не запрет родителей на брак, а экономические трудности. "Дело в том, что по кавказским традициям за будущую жену жених должен заплатить большой выкуп-калым. Поскольку экономическая ситуация в кавказском регионе сейчас не слишком благополучная, у большинства юношей необходимой суммы нет. Вот они и решают без шума и пыли похитить невесту, как правило, предварительно предупредив ее, а иногда и ее родственников", - приводятся слова Арутюнова в справочном материале "Кавказского узла" "Похищение невест – преступление или традиция?". По словам автора Instagram-проекта "Свадебная история" Наиды Каллаевой, размер калыма в Дагестане в основном начинается от 200-250 тысяч рублей.
Контроль над женской сексуальностью, проведение калечащих операций у девушек, психологический, моральный контроль, угрозы физическим наказанием воспринимается мужским населением Северного Кавказа в целом приемлемым, а "убийство чести" считается деянием, сохраняющим честь и достоинство человека, а также общества и порядка", заявила Сиражудинова.
"Стоит отметить, что семью стали воспринимать как источник опасности относительно недавно», - уточнила она.
"Убийства чести" были названы в числе самых актуальных проблем женщин Северного Кавказа на церемонии присуждения премии имени доктора Айшат Магомедовой, состоявшейся 28 сентября 2019 года. "Кавказским узлом" подготовлен материал "Убитые сплетнями". Убийства женщин по мотивам "чести" на Северном Кавказе". "Ужасно, что такое понятие, как "убийство чести", до сих пор существует в мозгах наших соплеменников. Фактически оно делает убийцу или насильника неуязвимым", - отметила правозащитница Светлана Анохина.
В своем докладе Сиражудинова раскрыла некоторые детали проведенного исследования, отметив, что почти треть респондентов, отвечая на вопрос о том, с чем они связывают самые распространенные запреты на Северном Кавказе, заявили, что с одеждой, указав, что женщинам не следует носить короткую и вызывающую одежду. В то же время опрошенные считают, что ношение хиджаба - тоже неправильно. Также респонденты отметили запрет на измену и непристойное поведение, харам, колдовство, несоблюдение поста. Лишь десятая часть опрошенных, подавляющее большинство из которых - мужчины, считают, что никаких запретов на Северном Кавказе нет, указала докладчица.
Положение женщин на Кавказе ухудшается на фоне отсутствия политики по продвижению их прав
После окончания презентации доклада состоялась дискуссия. Девушка, представившаяся как Наталья, "журналистка из Азербайджана, много лет пишущая о социальных проблемах", интересовалась отношением общества к разведенным женщинам, которые, "согласно сложившемуся мнению, не могут рассчитывать на хорошую партию".
Сиражудинова ответила, что среди салафитских групп разведенная женщина вполне может рассчитывать на второй брак, однако "если говорить о традиционном обществе", то следует смотреть на личность каждой отдельно взятой женщины. «Был случай, когда муж жене шубу не купил, и она подала на развод… Тем не менее вокруг разведенных женщин всегда больше сплетен», - указала докладчица.
По ее словам, бывают такие парадоксальные случаи, когда ЗАГС дает женщине развод, однако муж ее не отпускает, ссылаясь на шариатские законы. «Официальный муфтият не хочет помогать женщинам в таких ситуациях. Неоднократно приходилось вмешиваться в такие ситуации, оказывать консультации и привлекать имамов», - отметила Сиражудинова.
Согласно шариату, если мужчина не содержит женщину в течение трех месяцев, то развод производится автоматически, вмешался в дискуссию один из присутствующих.
«Я с вами согласна, именно поэтому и приходилось вмешиваться. Имамы говорят, мол, он тебя может и годами не содержать, мы его поддерживаем и развод не дадим», - пояснила Сиражудинова.
Девушка из зала спросила, в чем же заключается заинтересованность имамов, не желающих давать развод.
«На Северном Кавказе это связано с этническим вопросом. К примеру, о многоженстве: берите вторую, третью жену [сохраняя первую, желающую развода], чтобы условно нас, табасаранцев или кумыков, стало больше. Это... некая стратегия», - включился в беседу Ахмет Ярлыкапов.
Корреспондент «Кавказского узла» попросил Сиражудинову привести конкретные примеры давления на кавказских женщин, однако спикер отказалась. «Фамилии назвать не могу - как социолог не имею права», - сказала она.
Также корреспондента "Кавказского узла" интересовало, почему положение женщин стало меняться после развала СССР. «В связи с отказом от идеологии, социалистической идеи равенства. Сегодня ее нет, политики по продвижению прав женщин нет. Это слабый пункт с точки зрения государства. Еще один момент – процессы связаны с реисламизацией, свойственной не только для нас [России]», - ответила Сиражудинова.
На Кавказе наблюдается проблема зарплатного неравенства, когда женщины получают за такую же работу, как у мужчин, меньшую зарплату, продолжила она, отвечая на вопросы «Кавказского узла».
«Эта проблема есть и в Москве. Почему бы ей не быть на Северном Кавказе. Это общая проблема, но я бы не стала выделять Кавказ», - сказала Сиражудинова.
На просьбу подытожить, угрожают ли современные вызовы старым нормам и адатам, Сиражудинова ответила: "Безусловно, есть угроза. В современности видят угрозу, внимание к многим адатам и проблемам обостряется".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26