Ромашки спрятались, поникли лютики?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В трудное, сложное время мы живем. Живем ли? Нет. Просто существуем, часто забывая о своем главном предназначении в жизни - жить в мире и согласии. Мы просто живем в другом измерении, в режиме постоянного экстрема: утром просыпаешься и гадаешь, сколько часов тебе еще осталось жить...
Сегодня среда, обычный день. С утра не слышно стрельбы, значит, день не только обычный, но и удачный. Но это только утром, впереди целый день. Разные мысли лезут в голову, и душе тревожно. Вот уже полдень. Меня ждет школа, ждут ученики: я - учительница. Очередной урок в 6 классе. Я читаю текст изложения по рассказу Ю.Яковлева "Солнце с белыми лучами". Тема - разрушение природы при бездумном пользовании ею решается писателем на конкретном примере: исчезновения ромашки. Учащиеся задумались над содержанием текста.
"Дети нашли за домом выросший незнакомый цветок. Он был похож на маленькое солнце с белыми лучами. Они приводили к цветку родных, соседей. Каждый из них долго разглядывал неизвестное растение. Но никто так и не сказал, что это за цветок".
На минуту я прервала свое чтение. С улицы стали доноситься грохот от взрывов снарядов и хлопки гранатометов. Этот шум мешает мне в работе. Эти взрывы, стрельбы - все это мешает мне жить. Мешает просто дышать, думать, быть собой.
Мигом мысли унеслись куда-то вдаль, в мир иной, где правит бал война, война без конца и начала. Но я пришла в себя и поняла, что не разум, а сердце берет надо мной верх. Так нельзя. Я учу детей, и я не одна - 30 душ ловят каждое мое слово, следят за колебанием моего настроения. Оно не должно волновать чистые детские сердца. Я беру себя в руки и продолжаю чтение.
"И тогда вспомнили о бабушке. Ей было сто лет. Она долго смотрела на цветок и молчала. Потом тихо произнесла: "Это ромашка. Она из моего детства". Бабушка сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на ее глазах слезы..."
Грохот орудий удар за ударом сотрясали землю, старое здание школы как будто зашаталось. К горлу подкатил предательский ком, я не могла дальше читать. Оторвав взгляд от книги, посмотрела в глаза детей... Страх, тревогу и непонимание происходящего вокруг увидела я в этих глазах. Нет, они не должны видеть меня слабой. Откуда-то появилась решительность, меня уже не пугали и не волновали ни взрывы снарядов, ни хлопки гранатометов. Я смотрела в эти детские и в то же время не по годам взрослые глаза и увидела в них страшное противопоставление: страх и спокойствие, ненависть и любовь, поддержку и слезы. В этот миг я забыла про слезы бабушки из книжки Яковлева, которой было так жалко. Мне уже абсолютно нет никакого дела до остальных персонажей. Я видела лица детей, старавшихся изо всех сил сдержать слезы, что даже мне самой захотелось плакать, рыдать за всех детей, которых лишили детства, у многих погибли родные, разрушены дома. Словом, их лишили счастья? В такой ситуации какой цветок они назовут цветком своего детства!? Может быть, алую розу, цветок цвета крови, которой так много утекло из наших тел и "душ".
На доли секунды встретились наши взгляды: глаза учителя и учеников, и о многом они сумели сказать друг другу. Дети вопрошено смотрели на меня и глазами требовали мгновенного ответа, почему они, вместо сопереживания героям книги, должны слышать взрывы бомб? И еще в их глазах читается: почему именно мы?! За кого и за что мы в ответе?! Почему стреляют по нашим душам?! Почему нам мешают думать, мечтать, просто жить. Мы - ведь дети, и за поступки взрослых мы не в ответе.
Я не знала, что ответить этим глазам. "Вы - дети, на долю которых выпало немало горя и страданий. Вы сильны, тем что живете на своей родной земле, учитесь в школе, любите свою родину, изучаете свой язык. Не обращайте внимания ни на грохот пушек, которые мешают на уроках говорить о трагедии исчезновения ромашки... И это когда исчезают и гибнут сотни чеченских парней в собственных домах убивают при ночных обстрелах безвинных женщин и детей. Гибнет вера, а вместе с ней и надежда на благополучное будущее!!!" Вот как мне хотелось ответить им. Но я-то знала, что так нельзя говорить. Нельзя опускаться до уровня тех, кто меня и этих детей довел до такого мятежного состояния. Я - учитель. Я люблю свой предмет, люблю детей, а значит, не должна допустить того, чтобы негативные эмоциональные нагрузки, доносившие извне, влияли на ученические умы и души. И я продолжила урок...
"От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек стало меньше. Их безжалостно срывали. Срывали просто так. Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли и он стал для вас чужим, как инопланетянин..."
Текст закончился. В классе стояла тишина. Я глядела в глаза ребят и думала, что вопреки всему и у них будет "маленькое солнце с белыми лучами". Оно согреет детские мечты и души, подарит им безоблачную юность и будет освещать дорогу всю оставшуюся жизнь. Я надеюсь на то, что люди, от которых зависит судьба подрастающего поколения, не будут безжалостно "срывать лепестки" его детства, не будут нарушать покой, его право на то, чтобы учиться, постигать новое и радоваться жизни. Поговорка гласит: "Нет начала без конца, и конца - нет без начала". Давайте остановимся, опомнимся, наконец, и скажем нашим детям: "Мы виноваты перед вами! Не уберегли мы ваши детские сны, не уберегли душевный покой". Давайте скажем это все вместе: и те, которые дают уроки детям, и те, которые срывают им уроки. Иначе будет поздно.
Самые любимые цветы нашей земли - это дети. Как бы нам не пришлось потом сказать устами героини рассказа: "Не уберегли, и они стали для нас чужими, как инопланетяне". Согласитесь: ведь детей чужих не бывает, все они - наши дети. Безобидные, безгрешные и ничего не забывающие...
Для детей нет ни административных, ни политических, ни военных границ. У них есть одно великое достоинство: безгрешная, чистая детская мечта. И во имя этой детской души мы, взрослые, должны объединиться, придти к взаимному соглашению.
Опубликовано 10 января 2003 года
источник: Газета "Гумс" (Чечня)