Экран монитора компьютера. Фото pixabay.com

11 марта 2019, 04:46

Программист из Владикавказа обвинил правоохранителей в провокации

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Батраз Салбиев признан судом виновным в незаконном хранении и копировании программного обеспечения и оштрафован. Программист обвинил правоохранителей в том, что они подвели его к уголовному делу. Адвокат Сергей Табуев назвал приговор незаконным и немотивированным и обжаловал его.

Судья мирового судебного участка № 22 города Владикавказа вынес 27 февраля приговор в отношении жителя Владикавказа Батраза Салбиева, признав его виновным по части 2 статьи 146 УК РФ (незаконное копирование объектов авторского права и их хранение в целях сбыта). Салбиев был приговорен к штрафу в размере 30 тысяч рублей. Отметим, что максимальное наказание по указанной статье - лишение свободы на срок до двух лет. 

Батраз Салбиев заявил, что уголовное дело в отношении него сфабриковано на основании провокации со стороны сотрудников правоохранительных органов. Вину свою он не признал, от сделки со следствием отказался. Защита обжаловала приговор в Промышленном районном суде Владикавказа.

По версии следствия, 13 апреля 2018 года инженер-программист Батраз Салбиев с целью извлечения прибыли из несанкционированного использования объектов авторских прав вопреки воле правообладателей, используя персональный компьютер, путем копирования с неустановленного электронного адреса в сети Интернет незаконно приобрел контрафактные экземпляры программного обеспечения Windows 7 Ultimate (стоимость одного экземпляра ПО - 8535 рублей 97 копеек; правообладатель - Microsoft Corporation), Microsoft Office Enterprise 2007 (стоимость экземпляра - 31219 рублей 15 копеек; правообладатель - Microsoft Corporation) и "Компас 3-D V-16" (стоимость одного экземпляра - 110 000 рублей; правообладатель - ООО "АСКОН-Системы проектирования") (копия обвинительного заключения имеется в распоряжении "Кавказского узла").

Программист из Владикавказа Батраз Салбиев обратился на юридический онлайн-сервис "Кавказского узла" с жалобой на фабрикацию уголовного дела с целью прибыли. По его версии, его умышленно вынудили установить на компьютер контрафактное программное обеспечение, чтобы затем в судебном порядке получить деньги. 

Батраз Салбиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что он подрабатывал починкой компьютеров и размещал объявления на различных интернет-пабликах Владикавказа.

По его словам, 12 апреля 2018 года ему позвонил неизвестный и заказал починку компьютера и переустановку программ. На следующий день человек позвонил с другого номера и договорился о встрече с Салбиевым. Заказчик попросил установить программу "Компас-3D", а также Microsoft Windows 7 Ultimate и Microsoft Office Enterprise 2007.

"Они воспользовались тем, что я не знал ничего про эту программу («Компас-3D»), заказали у меня ее и открыто подвели к уголовному делу. Они так делают со всеми. Мне в суде признались, что многие так проходят, идут на мировую, отдают деньги. Без этой программы уголовного дела быть не могло. Обычно человек, который просит установить программу, либо предоставляет лицензию, либо я его предупреждаю, что система временная и далее, после того как система предъявит запрос на ключ, он должен будет его купить. Максимум это подпадает под административку. Уголовка начинается от 100 тысяч рублей. Для того им и нужна была программы фирмы "АСКОН". Оперативник несколько раз после передачи мне системного диска звонил и спрашивал, установил ли я эту программу или еще нет", - рассказал Салбиев.

По его словам, 13 апреля 2018 года он вернул системный блок заказчику и получил от него вознаграждение в размере 1600 рублей, после чего его задержали сотрудники правоохранительных органов.

При этом в качестве понятых, "по счастливой случайности, оказались те же самые люди, которые днем до этого вместе с оперативниками участвовали в составлении протокола описи системного диска, передаваемого в контрольную закупку", отметил Салбиев.

Он также заявил, что экспертиза, инициированная следствием, не дала ответов на поставленные им самим вопросы.

"Когда следователь отправил запрос на экспертизу, он сказал, что я могу задать вопрос, если мне что-то нужно. Мой вопрос состоял в том, чтобы эксперт установил, применялись ли мной средства обхода защиты этой программы, чтобы я мог доказать то, что мной она не взламывалась, что целенаправленного обхода лицензии не было. Эксперт ни прямого, ни косвенного ответа на этот вопрос не дал. Следователь ему поставил вопрос определить, какие программы есть на жестком диске. Он ответил, что не в его юрисдикции определять, лицензионные они или нет", - рассказал Салбиев.

Эксперт совершил те же действия, которые инкриминируются программисту

По словам Салбиева, продемонстрировать то, что программа была установлена обвиняемым без обхода систем безопасности и взлома, ни следователь, ни суд защите не позволили. Следствие мотивировало это тем, что таким образом произойдет повторное нарушение авторского права и несанкционированные скачивание и установка программы. Но при этом ранее, по словам программиста, то же самое сделал эксперт.

"Эксперт совершил то же самое деяние, которое инкриминируют мне. Меня обвиняют в том, что я без согласия правообладателя установил программное обеспечение стоимостью 100 тысяч рублей. Эксперт делает то же самое и отражает это в экспертизе, которая вошла в приговор. Мы спросили его в суде, имел ли он право от правообладателя. Эксперт ответил: "Нет". Мы обратили внимание суда на это ..., однако суд удалил из протоколов все материалы об этом. Сейчас мы готовим жалобу на протоколы судебных заседаний", - рассказал Салбиев.

Он считает, что экспертиза не должна была приниматься судом во внимание.

"Для того, чтобы доказать суду, что ПО отличается от оригинального и имеет признаки контрафакта, он должен брать эталонное ПО, лицензионное, предоставляемое компанией, чтобы он провел сравнительное исследование. В нашем исследовании он этого не делает", - отметил Салбиев.

Правоохранители назвали сведения об информаторе государственной тайной

Защита настаивает на том, что понятые, участвовавшие в деле, являются "штатными понятыми", а потому все процессуальные документы с их участием являются незаконными.

"Из одного протокола судебного заседания вырезали 70%. Допрос оперуполномоченного, где адвокат задавал вопросы по понятым, двум родным братьям, которых якобы нашли случайно. Все начали заявлять, в том числе и они сами, что их нашли в районе 26-й школы прогуливающимися. У них оказались паспорта, они согласились быть понятыми. На следующий день их находят там же случайно, и они вновь идут понятыми. Сначала они говорят, что с понятыми ранее знакомы не были. А затем один из понятых говорит, что знаком с одним из оперативников. В ходатайство о биллинге телефонных переговоров понятых и оперативников нам было отказано судом", - рассказал Салбиев.

По его словам, суд также не установил достоверность сведений, предоставляемых следствием в качестве основания для проведения ОРМ в отношении него.

Оперативники ссылаются на то, что сведения об информаторе являются государственной тайной, при этом они отказались предоставлять эти сведения и суду, который не настоял на получении этой информации, рассказал обвиняемый.

"Они ссылаются на то, что им поступила информация, которую они по закону разгласить не могут", - отметил Салбиев.

Он также сообщил, что на стадии судебного следствия его склоняли к признанию вины.

"Следователь меня постоянно убеждал, что мне стоит соглашаться, признавать вину. Якобы по этой статье все, кто проходил у нас в городе, шли по особому порядку. Я пытался найти информацию об аналогичных делах. Аналогичного дела не нашел. Были те, кто занимались именно продажей, но корпорация АСКОН очень часто фигурирует. Этот злополучный «Компас» всех просят установить... К моему адвокату от лица компании с мировым соглашением подходил оперативник. Он говорил, заплати такую-то сумму, и компания не будет иметь к тебе никаких претензий. Дело странно тем, что меня хотели убрать с работы. У меня была такая работа, что если меня по такому делу осудят, то я теряю работу. Там были допуски к секретности по работе с госконтрактами", - заключил Салбиев.

Приговор вынесен на основании непроверенных утверждений

Адвокат Салбиева Сергей Табуев назвал дело "чистейшей воды провокацией".

"Сотрудники (правоохранительных органов) спровоцировали человека, который не собирался совершать преступление. Следствие ссылалось на то, что в оперативную разработку Салбиев был взят на основании некой информация, которую они отказались предоставить даже суду. Так можно обвинить любого человека в чем угодно и, ссылаясь на виртуальную гостайну, подвести под статью. Мы просили у суда истребовать информацию у операторов сотовой связи, кто с кем связывался, кто был инициатором, кто из участников процесса где находился в момент следственных действий, но нам в этом было отказано", - рассказал Табуев корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, было отказано и в проведении эксперимента.

"Следователь сослался на то, что у них нет разрешения от правообладателя на эти действия, и это будет нарушением закона. Мы не можем повторить нарушение закона. Если будет скачивать и проверять, то это будет нарушение авторских прав. То же самое мы говорили в суде. Эксперт провел ее (экспертизу) с грубейшими нарушениями, не ответив на все поставленные вопросы, и сам заявил о том, что скачал эту программу. По факту признался в совершении преступления, и эту экспертизу тоже взяли за основу и положили в приговор", - говорит адвокат.

Табуев отметил, что из протоколов эти материалы просто исчезли.

"Мы будем подавать отдельные замечания на протокол, которые будут рассматривать отдельно. В жалобе я тоже сделал на это ссылку. Приговор вынесен в отсутствие какой-бы то ни было информации, кроме непроверенной, предоставленной оперативниками. Считаю приговор незаконным и необоснованным, вынесенным на основании предположений, что является нарушением. Суд... вынес незаконный и немотивированный приговор", - рассказал адвокат.

Защита считает, что есть шанс отменить приговор.

"Аналогичных дел, когда оперативники провоцируют, много. Затем часть информации о том, что это была провокация, убирают. У нас есть шанс (добиться справедливости), но перспектива призрачна. Мы считаем, что экспертиза на основании которой вынесен приговор, незаконна... Меня смущает момент и с оценкой ущерба. Правообладатель нигде не указывает в свободном доступе цены на свои программы, при этом его программы, кем-то взломанные, находятся в свободном доступе. Оперативники, получив от них справочку без экономического обоснования стоимости, просто лепят уголовные дела", - сказал адвокат.

В судебном процессе представитель компании "АСКОН" оценил стоимость скачанной Салбиевым программы в 110 тысяч рублей.

"Вопрос очень странный. После этой программы вышло несколько новых версий. В комплект входит очень много программ. Базовый комплект стоит всего 110, а каждая из программ комплекта может стоить до 1 миллиона рублей. 110 тысяч рублей - это цена 2015 года. С тех пор вышло несколько версий, но цена не упала", - заключил адвокат.

Ответственность за использование контрафактного ПО лежит на пользователе

Уголовных дел, возбуждаемых на основании провокации сотрудников правоохранительных органов, в судебной практике достаточно много, и сфера контрафактного программного обеспечения не исключение, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

"Если бы он (Салбиев) предлагал свои услуги сам и делал это по своей инициативе... но в описываемом случае это больше похоже на провокацию. Очень часто клиентам предлагают не только починку компьютера, но и установку ПО, и оперативники об этом прекрасно знают, ставят себе на галочку и повышают статистику", - сказала она.

При этом юрист отметила, что ответственность за использование контрафактного программного обеспечения лежит на пользователе.

"Пользователь должен добросовестно приобретать программное обеспечение либо в магазинах, либо онлайн с лицензией. Если он скачивает программу в интернете с сомнительного сайта, ничего за это не платя, у него, как минимум, должно быть подозрение, что это контрафактная программа. Любая компьютерная программа охраняется авторским правом. Большинство профессиональных компьютерных программ, например, связанных с версткой и т.д. - платные. Есть сервисные программы, когда их облегченные версии с ограниченным набором функций распространяются бесплатно, а профессиональная версия - уже платная. И сам пользователь должен добросовестно следить за тем, что если он что-то получает бесплатно, он должен удостовериться, что это бесплатный продукт, и авторы не заявляют его, как продукт, распространяемый бесплатно, но на определенных условиях, или что это не «взломанная» версия", - заключила Арапова.

"Кавказский узел" реализует проект бесплатной юридической помощи on-line. Цель проекта — правовая и информационная помощь при нарушении прав человека на территории Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни.

"Кавказский узел" направил запрос в Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о статистике дел о несанкционированном использовании программного ПО в регионе за 2018 год. Комментариями представителей компаний-правообладателей программного обеспечения, которые устанавливал Салбиев, "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор: Магомед Туаев источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

27 июля 2024, 18:44

27 июля 2024, 17:49

  • Шесть бойцов из Карачаево-Черкесии убиты на Украине

    Алексей Санчариди, Керим Кябишев, Радик Курбанов, Казбек Биджев, Владимир Павлов и Юрий Батдыев убиты в военной операции на Украине, сообщили власти Адыге-Хабльского района. С начала военной операции власти признали убитыми как минимум 76 бойцов.

27 июля 2024, 16:56

27 июля 2024, 16:01

  • Опубликовано видео допроса задержанных в Каспийске

    Задержанные в Каспийске сообщили во время допроса, что планировали взорвать в городе Казанскую церковь, для чего скупали компоненты взрывных устройств. Планировалось и нападение на сотрудников правоохранительных органов, следует из видео Национального антитеррористического комитета.

27 июля 2024, 15:08

  • Соратники Гурбанова назвали неправомерным изъятие техники у его детей

    Автомобиль отца главы "Платформы III Республики" Акифа Гурбанова был необоснованно подвергнут обыску, несмотря на нахождение в машине малолетних детей политика. Телефоны и компьютеры детей были изъяты, при этом силовики оформили технику как изъятую из офиса общественно-политической структуры и спустя четыре месяца так и не вернули ее, заявили соратники Гурбанова.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей