Ахмеднаби Ахмеднабиев во время пресс-конференции, посвященной безопасности журналистов. Махачкала, 14 января 2013 г. Фото Светланы Свистуновой для "Кавказского узла"

09 июля 2018, 05:12

Накануне пятой годовщины убийства следствие по делу Ахмеднабиева вновь возобновлено

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Со дня убийства корреспондента "Кавказского узла" Ахмеднаби Ахмеднабиева прошло ровно пять лет. За эти годы следственными органами так и не установлены ни убийцы, ни заказчик. Следствие неоднократно приостанавливалось. Последнее, восьмое по счету, решение о приостановке дела было принято в апреле 2016 года. Спустя чуть больше двух лет - в июне этого года - оно вновь возобновлено. Однако о конкретных результатах по-прежнему ничего не сообщалось.

9 июля 2013 года Ахмеднаби Ахмеднабиев был застрелен около своего дома в селе Семендер в Дагестане. Он работал на "Кавказском узле" в качестве собственного корреспондента более семи лет, освещая острые темы. С 2006 года он также работал в дагестанском еженедельнике "Новое дело", занимал пост первого заместителя главного редактора.

По словам Мутаэлума Ахмеднабиева, сына Ахмеднаби Ахмеднабиева, в начале июня этого года следователи сообщили о том, что расследование уголовного дела возобновлено.

"Адвокат, привлеченный к этому делу "Кавказским узлом", работает, делает все, что в его силах. Благодаря его стараниям дело было возобновлено. Но пока это все, что могут сказать следователи. В деле никаких дополнительных продвижений нет. Как оно расследуется, мы тоже не знаем. Говорят, что работают, но как там на самом деле? Может, оно так и лежит у них на полках без движения", - сказал Мутаэлум Ахмеднабиев корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, после возобновления его как признанного потерпевшим по делу не вызывали на допрос. "Конечно, у нас есть свои версии, предположения. Но... мы не хотим публично озвучивать свои догадки, чтобы не быть голословными и чтобы не получилось так, что мы обвиняем невиновного человека. Но все же надеемся на следствие и на то, что оно установит виновных лиц", - говорит сын Ахмеднаби Ахмеднабиева. 

Адвокат Тумас Мисакян, привлеченный "Кавказским узлом" для представления интересов потерпевшей стороны в деле об убийстве Ахмеднаби Ахмеднабиева, многократно направлял запросы в дагестанское следственное управление СКР с требованием разъяснить, что происходит по делу. Многие из них оставались без ответа. На днях он получил ответ на свое последнее обращение от 22 мая этого года о необъективном расследовании дела и просьбе передать его для дальнейшего рассмотрения в центральный аппарат СКР.

В ответе, подписанном заместителем руководителя отдела процессуального контроля Ильясовым, говорится, что "в настоящее время предварительное следствие возобновлено и проводится дополнительное расследование, о результатах которого будет сообщено дополнительно". В этом же документе отмечается, что с 30 апреля 2016 года следствие по делу "было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". 

Напомним, 8 июня 2016 года адвокат Тумас Мисакян направил жалобу в Европейский суд по правам человека. В жалобе говорилось, что расследование убийства велось неэффективно и власти не приняли мер для защиты Ахмеднабиева, который ранее сообщал об угрозах.  

Рассмотрение в Европейском суде пока еще не началось, уточнил Тумас Мисакян. "Жалоба зарегистрирована, ей присвоен номер", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Мисакян.

В сентябре 2009 года имя Ахмеднаби Ахмеднабиева фигурировало в листовках, в которых анонимные авторы обещали целенаправленно мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. По этому поводу Ахмеднабиев обращался в правоохранительные органы, чтобы ему была предоставлена охрана. В мае 2012 года Ахмеднабиев заявлял об угрозах в его адрес. 11 января 2013 года неизвестные произвели четыре выстрела в Ахмеднабиева, но пули не задели журналиста, он не пострадал. Личности стрелявших установлены не были.

Дагестанские журналисты связали расследование убийств коллег с интересами власти   

По словам главного редактора газеты "Новое дело" Гаджимурада Сагитова, долгое время расследование убийства Ахмеднабиева просто имитировалось.

"Единственное, что смогли официально ответить в республиканском следственном управлении СКР накануне пятилетней годовщины убийства Ахмеднабиева, это то, что "дело расследуется". И то на этот ответ у них ушло три дня. Благодаря адвокатам "Кавказского узла" дело об убийстве семь-восемь раз возвращалось к следствию по решению суда. Но следователи только имитировали расследование. Мы понимаем, что на начальном этапе в деле Ахмеднабиева было слишком много упущений. И, возможно, это делалось не случайно. Поэтому ожидать, что сейчас произойдет какой-то серьезный сдвиг, который позволит установить убийц, не приходится", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Сагитов. 

На начальном этапе в деле Ахмеднабиева было слишком много упущений. Возможно, это делалось не случайно

По его мнению, спецслужбы могут знать имена предполагаемых преступников, и их будут привлекать к ответственности только тогда, когда у государства появятся свои интересы. "Это видно по делу учредителя "Черновика" Хаджимурада Камалова. Через семь лет появилось какое-то оживление", - отметил журналист.

Хаджимурад Камалов. Фото https://ru.wikipedia.org/wiki/Камалов,_Хаджимурад_МагомедовичВ то же время, отметил он, работать журналистам в Дагестане за последнее время стало более безопасно. 
"Можно даже сказать, существенно безопаснее. Это связано с тем, что роль спецслужб в республике усилилась. Многие одиозные криминальные фигуры ликвидированы. Отчасти в связи с этим журналистская деятельность стала более безопасной", - считает он.

Несмотря на то, что в октябре 2014 года президент страны Владимир Путин пообещал обратить внимание следователей на необходимость расследования убийства журналистов в Дагестане, в республике в этом направлении изменилось немногое, считает главный редактор информационного агентства "Дербент" Милрад Фатуллаев.

"Об отсутствии сдвигов в расследовании убийств журналистов в Дагестане на всю страну говорил и общественный деятель и журналист Максим Шевченко, и другие российские правозащитники, которые приезжали в Дагестан. Формальные поручения давались президентом страны, но было очевидно, что они исполняться не будут. К сожалению, это стало распространенной практикой. И даже когда главе государства докладывают, что его поручения не выполнены, с его стороны не следует серьезной реакции. Поэтому складывается ощущение, что разыгрывается спектакль", - заявил Фатуллаев корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, ситуация в расследовании убийства Хаджимурада Камалова изменилась только после того, когда были задержаны четыре высокопоставленных члена дагестанского правительства.

"Кавказский узел" сообщал, что 5 февраля по подозрению в мошенничестве на более чем 100 млн рублей, выделенных на соцсферу и инвестпрограмму Дагестана, были задержаны врио премьер-министра республики Абдусамад Гамидов, его заместители Шамиль Исаев и Раюдин Юсуфов, а также бывший министр образования Шахабас Шахов. Следствие подозревает одного из четверых фигурантов дела о мошенничестве в причастности к убийству Хаджимурада Камалова, сообщил близкий к следствию источник.

Власти расследуют дела журналистов, в особенности независимых, только тогда, когда это коррелирует с непосредственными интересами самой власти

"Дело забрали в главное управление СКР. (22 марта руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин принял решение передать дело об убийстве журналиста Хаджимурада Камалова в центральный аппарат СК России. - Прим. "Кавказского узла"). Но почему этого не сделали раньше? Само по себе оно не представлялось сложным, но почему-то многие следственно-процедурные мероприятия не были произведены. Для любого мало-мальски сведущего в делах расследования человека сразу появятся сомнения о заинтересованности следствия. Получается, что следствие активизировалось, когда предполагаемый заказчик стал фигурантом другого уголовного дела. Это говорит о том, что власти расследуют дела независимых, свободных, а то и оппозиционных журналистов только тогда, когда это коррелирует с непосредственными интересами самой власти, - говорит главред РИА "Дербент". - К примеру, российские власти очень быстро расследуют убийства наших журналистов за рубежом. В частности, на Украине. Сразу вычисляют причастных и арестовывают подозреваемых. (17 июня 2014 года в пригороде Луганска во время минометного обстрела погиб звукорежиссер Антон Волошин, специальный корреспондент Игорь Корнелюк умер в больнице от полученных ранений. По делу об убийстве в России была осуждена Надежда Савченко. По версии следствия, она передала координаты расположения съемочной группы украинским силовикам. В 2016 году суд приговорил ее к 22 годам лишения свободы, но позже она была помилована и вернулась на Украину. - Прим. "Кавказского узла"). Но вот такой прыти у власти не происходит, когда речь идет о журналистах не совсем интересных правящему режиму. К сожалению, а мы убедились в этом, применяются двойные стандарты".

Спустя годы после обещания Путина обратить внимание следователей на убийство как Ахмеднаби Ахмеднабиева, так и других журналистов в Дагестане, можно констатировать, что расследование этих преступлений никогда не будет в приоритете у нашего государства, также считает политический обозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов.

"Ничего в расследовании Ахмеднабиева за это время не изменилось, в расследовании убийства Хаджимурада Камалова единственная перемена - это то, что дело забрали в Москву, да и то не понятно, что с ним там будут делать: реально расследовать или же использовать в качестве инструмента давления на чиновника, обвиняемого в коррупции", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомедов.

При этом он отмечает, что безопасность в работе журналиста не всегда зависит от общей ситуация в стране или регионе. "Она зависит от того, что пишет журналист, какие проблемы освещает", - отмечает он. 

Ахмеднаби Ахмеднабиев выбран первым среди равных в ходе третьего этапа конкурса "Герой Кавказа-2013".  По итогам голосования читателей "Кавказского узла" он получил 16070 или 54,92% голосов. Всего в список героев, отобранных "Кавказским узлом" для голосования в третьем этапе конкурса, вошли 10 человек. 1 октября 2014 года "Кавказским узлом" совместно с Союзом журналистов России была учреждена премия имени Ахмеднаби Ахмеднабиева для журналистов, пишущих о Кавказе.  Награждение победителей за 2017 год планируется во второй половине июля, церемония награждения пройдет в Москве. Премия имени Ахмеднаби Ахмеднабиева вручается ежегодно.

В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Ахмеднаби Ахмеднабиева, события вокруг расследования его убийства освещаются на тематической странице "Убийство Ахмеднабиева".

Автор: Расул Магомедов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 17:04

28 марта 2024, 16:21

28 марта 2024, 15:39

  • Свидетель Иеговы* арестован в Черкесске

    Инвалид второй группы Владимир Фомин обвинен в причастности к деятельности организации Свидетелей Иеговы* и вовлечении в нее других людей. Несмотря на то, что в суд Фомину пришлось вызывать скорую помощь, Черкесский городской суд отправил его под арест.

28 марта 2024, 15:00

28 марта 2024, 14:19

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей