Ключевой свидетель по делу Карпенко и Гришиной заявила о давлении силовиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по делу Татьяны Карпенко и Натальи Гришиной, обвиненных в подготовке теракта в одном из торговых центров Ростова-на-Дону, дали показания два свидетеля - девушки, некоторое время жившие в гостях у подсудимых. Шуанет Ахмедова, которая была в доме Карпенко и Гришиной в день их ареста, заявила, что ее склоняли к даче показаний против подсудимых.
Как писал "Кавказский узел", 31 июля на заседании по делу Татьяны Карпенко и Натальи Гришиной были показаны кадры видеозаписи слежки за их домом. На записях видно, как Карпенко приносит в дом пакет: следствие утверждает, что в нем находились взрывчатые вещества и жилет-разгрузка, однако выступивший на суде 3 августа свидетель заявил, что передавал Карпенко пакеты с грязным бельем для стирки.
В зале заседаний Северо-Кавказского окружного военного суда 4 августа было большое количество силовиков - вместо 4-6 сотрудников, обычно охраняющих процесс, было порядка 10-12 человек. По их словам, режим усиленного контроля был объявлен после недавней перестрелки в Московском областном суде, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
На заседании 4 августа суд продолжил допрос свидетелей обвинения. Показания давали две девушки, которые в течение некоторого времени жили вместе с подсудимыми в доме по улице Народного ополчения, 85. Именно в этом доме 17 января 2016 года полицейские обнаружили и изъяли камуфлированный жилет с пластитом, предназначенный, по версии следствия, для теракта.
Один из ключевых свидетелей по делу, 24-летняя Шуанет Ахмедова, давала показания посредством видеосвязи из Невинномысского городского суда. Она была одета в черную чадру, закрывающую лицо, а на руках у нее были перчатки, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Свидетель сообщила, что была близкой подругой Виктории Семеновой. По словам Ахмедовой, они с Семеновой познакомились и подружились в одном из учебных заведений Невинномысска в 2011 году. В конце 2015 года, когда Семенова развелась со своим мужем Рашидом Магомедовым и уехала в Ростов-на-Дону, Ахмедова предприняла попытку увезти ее к своим родителям. Она беспокоилась за подругу, которая осталась без мужа и с ребенком без поддержки, пояснила свидетель.
Свидетель рассказала обстоятельства операции в доме Карпенко и Гришиной
Ахмедова приехала в Ростов-на-Дону и с 11 по 17 января 2016 года жила вместе с Карпенко, Гришиной и Семеновой в доме на улице Народного ополчения, 85. По словам свидетельницы, в "один из дней" Карпенко ушла из дома вечером и вернулась с большим продуктовым пакетом темно-синего цвета, который унесла к себе в комнату. Точную дату она вспомнить затруднилась.
Ахмедова сообщила суду, что на следующий день увидела этот пакет на подоконнике и предположила, что в нем находится чье-то белье: она несколько раз видела, как Карпенко стирала и гладила вещи для своего знакомого. Также Ахмедова сказала, что вечером 16 января Гришина находилась на работе и вернулась домой только под утро. Когда судья указал на противоречие ее слов и показаний Семеновой, Ахмедова заявила, что "не страдает потерей памяти". При этом она высказала предположение, что Семенова изменила свои первоначальные показания "под давлением силовиков".
Отвечая на вопросы прокурора, свидетельница рассказала о событиях 17 января. Ахмедова сообщила, что около пяти часов утра к ним постучался мужчина, который сдавал флигель девушкам, и Карпенко открыла дверь. После этого около десятка собровцев ворвались в коридор, "швырнули" Карпенко, Гришину, Семенову и саму Ахмедову на пол и выкрутили им руки, накинув на головы одеяла.
"Наталью Гришину вытащили из ее комнаты за волосы!", - возмутилась свидетель Ахмедова. Она подчеркнула, что в течение 5-10 минут до прихода понятых все они находились на полу под одеялами и не могли контролировать действия силовиков в помещениях дома.
В комнате Гришиной взрывчатки обнаружено не было, а затем собака приняла "сигнальную позу" и всех девушек вместе с понятыми вывели из дома. В течение часа в дом заходили только сотрудники ЦПЭ, ФСБ, кинологи и взрывотехники, указала Ахмедова.
"Далее нам вынесли уже запечатанный сверток со взрывчаткой, и спросили: "Признаете?". Мы ответили: "Конечно нет!", - пояснила свидетельница. Она отметила, что из дома были изъяты все книги, включая Коран, не являющийся запрещенной литературой.
Во время допросов в Следственном комитете в кабинете следователя находились сотрудники ЦПЭ, которые требовали от нее показаний против Карпенко и Гришиной, добавила свидетельница. Речь, по словам Ахмедовой, шла, например, о показаниях, что Карпенко и Гришина хотели уехать в Сирию и воевать на стороне запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.
Свидетель Дзортова сообщила о просмотре Карпенко экстремистских видео
После Ахмедовой суд допросил посредством видеосвязи из Владикавказа свидетеля Лейлу Дзортову. Она сообщила, что жила вместе с Карпенко, Гришиной и Семеновой в декабре 2015 года.
Согласно показаниям Дзортовой, Татьяна Карпенко часто просматривала на своем телефоне экстремистские ролики, в том числе записи Саида Бурятского. Однажды Карпенко, собрав вместе ее, Гришину и Семенову, продемонстрировала подругам один из таких роликов, но Гришиной видео не понравилось, сообщила Дзортова. Наталья Гришина, по словам свидетеля, попросила Карпенко больше не показывать им и не просматривать экстремистские видеозаписи.
Также Лейла Дзортова вспомнила, что Карпенко "что-то говорила по поводу халифата, что мусульмане должны быть главными и воевать с неверными". Свидетельница отметила, что видела в доме запрещенную книгу "Крепость мусульманина", однако не слышала никаких разговоров о терактах в торговых центрах "Рио" и "Горизонт", которые, по версии следствия, готовили девушки.
Адвокат указала на отсутствие доказательств против Гришиной
В ходе судебных заседаний речь практически всегда идет о действиях Татьяны Карпенко, а про Наталью Гришину почти ничего не говорится, хотя они обвиняются по одним и тем же статьям, отметила адвокат Натальи Гришиной Эльвира Бабенко по итогам заседания.
"Моя подзащитная ничего не совершила, поэтому так происходит. Нет никаких фактов, которые свидетельствуют о виновности Гришиной, нет даже фактов, которые можно было бы обсуждать в суде. Все свидетели отмечают, что Гришина была спокойной адекватной девушкой: нет свидетельств о том, что она имеет отношение к взрывчатке, нет фактов, что она готовилась к теракту или оказывала "давление на Семенову", как пишут следователи", - заявила Бабенко корреспонденту "Кавказского узла".
По словам адвоката, обвинение против Гришиной основано исключительно на "предположениях следователя и противоречивых показаниях Семеновой". "Предъявление обвинения Гришиной без фактов свидетельствует о неадекватности квалифицирующих органов", - отметила Бабенко.
Защита: жилет со взрывчаткой был подброшен в дом
Защита не исключает, что жилет со взрывчаткой мог быть подброшен в комнату Семеновой во время спецоперации правоохранительных органов утром 17 января 2016 года, считает адвокат Рамиль Сефиханов. Следствие так и не установило, кем конкретно, у кого, в каком месте и в какое время эта взрывчатка была приобретена, поэтому такое предположение логично, отметил защитник в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла".
"Правоохранители установили видеозаписывающие устройства в доме, где проживали девушки, и полтора месяца за ними следили. Тем не менее они не смогли представить подтверждающие версию следствия видеозаписи: не представлено видео, на котором Карпенко 12 января прятала бы пакет со взрывчаткой у себя в комнате, не представлено видео от 16 января, на котором Карпенко перепрятывала бы этот пакет в комнате Семеновой, а Гришина при этом присутствовала, хотя эта комната была под видеонаблюдением. Также нет ни одного видео, на котором бы подсудимые обсуждали теракт. Нет никаких фактов, только появившаяся в доме после визита силовиков взрывчатка и голословные обвинения", - резюмировал Сефиханов после заседания суда.
Комментариями представителей гособвинения относительно показаний свидетелей и позиции защиты по делу Карпенко и Гришиной "Кавказский узел" пока не располагает. Следующее заседание по делу состоится 11 августа.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38