Политологи назвали неизбежной новую войну за Нагорных Карабах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Стороны карабахского конфликта не готовы идти на компромисс, а переговорщики из Минской группы ОБСЕ бездействуют, поэтому новая война практически неизбежна, заявили опрошенные “Кавказским узлом” российские и азербайджанские политологи. Высока вероятность новой эскалации конфликта, но не широкомасштабной войны, считает армянский политолог Александр Искандарян.
Как писал «Кавказский узел» 1 июня, Международная кризисная группа (МКГ) опубликовала отчет о ситуации в зоне карабахского конфликта. В нем говорится, что с января 2017 года в Нагорном Карабахе происходили смертельные инциденты, связанные с использованием тяжелого артиллерийского и противотанкового оружия, а в мае число обстрелов резко выросло. Упоминаются сообщения о самонаводящихся ракетах и ракетах, используемых вблизи густонаселенных районов вдоль линии соприкосновения. МКГ констатирует, что сегодня "Армения и Азербайджан ближе к войне, чем когда-либо с момента прекращения огня в 1994 году". Эта напряженность способна перерасти в более масштабный конфликт с жертвами среди гражданского населения, утверждается в докладе.
«Азербайджан не будет больше терпеть»
Военные эксперты в Баку считают обоснованными прогнозы Международной кризисной группы (МКГ) о возобновлении масштабных боевых действий в Нагорном Карабахе. Они сходятся во мнении, что разрядить ситуацию в зоне конфликта может старт процесса поэтапного урегулирования, а именно освобождение азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха.
Вероятность новой войны, о которой предупреждает МКГ, действительно высока, считает глава НПО «Военные журналисты» Узеир Джафаров. По мнению эксперта, "лимит терпения Азербайджана иссякает".
«Армянская сторона нагнетает обстановку на фронте. Армения хочет отвлечь внимание от политического урегулирования и свести предмет переговоров к так называемым «мерам взаимного доверия». Но о каком «доверии» может идти речь, если армянские войска продолжают оккупацию территорий Азербайджана, демонстративно проводят на них военные маневры? Азербайджан более 20 лет ждал, надеялся на освобождение оккупированных территорий мирным путем, но этого не произошло. Что теперь Азербайджану, ждать еще 20 лет?», - заявил Джафаров корреспонденту «Кавказского узла».
Период интенсивного противостояния, называемый "Четырехдневной войной", продолжался с ночи с 1 на 2 апреля до полудня 5 апреля 2016 года. После этого обострения обстрелы в зоне карабахского конфликта не прекращались ни на сутки, несмотря на объявленное перемирие, следует из опубликованной "Кавказским узлом" инфографики "Карабах после перемирия - 365 дней войны".
На его взгляд, «если не начнется процесс реального поэтапного освобождения территорий Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха, то вероятность войны будет нарастать».
«Азербайджан с каждым днем усиливает свой оборонный потенциал. В последние недели азербайджанская армия нанесла ряд точных ударов и уничтожила ДОТ, ракетный комплекс «Оса» и другие военные объекты противника. Это показывает, что Азербайджан не будет больше терпеть провокации противника», - отметил Джафаров.
Военный эксперт считает, что для продвижения в политическом урегулировании не ведется никакой серьезной работы. По мнению Джафарова, "Минская группа ОБСЕ лишь имитирует посредничество".
«Для отчетности о якобы проведенной работе предлагается увеличить численность мониторинговой миссии ОБСЕ. Мандат личного представителя действующего председателя ОБСЕ действует более 20 лет. В месяц по 2-3 раза проводится мониторинг, но никакой пользы от этого нет. Миссия заранее сообщает о месте мониторинга и естественно, что там во время контроля не бывает перестрелок. А если перестрелки и бывают, миссия не называет, кто стрелял», - говорит Узеир Джафаров.
«Никакого эффекта не будет, если вместо 4-5 наблюдателей будут 20 человек. Это будет лишь трата еще больших денег. Если международные посредники хотят урегулирования конфликта, то они должны начать реальную работу с целью начала освобождения азербайджанских территорий. Для Азербайджана это не только политический вопрос, но и гуманитарная проблема, поскольку 800 тысяч человек ожидают возвращения на родные земли», - сказал Джафаров.
"У Еревана нет намерений идти на компромисс"
Бывший помощник президента Азербайджана по политическим вопросам (1993 - 99 гг.), а ныне глава неправительственного Центра стратегических исследований Эльдар Намазов также полагает, что напряженность в зоне конфликта может перерасти в войну.
«С учетом того, что сейчас происходит на линии соприкосновения войск, практически ежедневно происходящих серьезных инцидентов с уничтожением боевых техники и человеческими потерями, вероятность большой войны достаточно высока», - заявил Намазов корреспонденту «Кавказского узла».
По словам Намазова, армянская сторона в сложившейся ситуации не демонстрирует готовности к компромиссам. «Руководство Армении вот уже почти год уклоняется от переговоров. В заявлениях армянских руководителей все более явно звучат сигналы об отсутствии у Еревана намерений идти на компромисс. Армянские проправительственные эксперты открыто говорят, что вопрос не в том, что будет или не будет война, а в том, когда начнется война», - сказал Намазов корреспонденту «Кавказского узла».
На его взгляд, избежать войны можно только одним способом - начать мирное поэтапное урегулирование конфликта путем освобождения территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращения беженцев и восстановления коммуникаций. На заключительном этапе урегулирования должен быть выработан окончательный правовой статус Нагорного Карабаха, сообщил эксперт. Намазов подчеркнул, что именно это путь может положить конец войне, гарантировать ее невозобновление и открыть путь к мирному разрешению всех проблем.
«Поэтапному варианту нет альтернативы. Это единственный вариант, который был принят и Азербайджаном, и Арменией, ее экс-президентом Левоном Тер-Петросяном. Однако Тер-Петросян был свергнут силами, которые сейчас у власти в Армении. Пришедший на смену Тер-Петросяну Роберт Кочарян, а теперь и его преемник Серж Саргсян стали заложниками своих несбыточных обещаний. Они обещали, что заставят Азербайджан признать независимость Нагорного Карабаха. За 18 лет им не удалось сделать этого, и дальше тем более не удастся», - отметил Намазов.
"Армянские лидеры отдают себе отчет в том, что районы вокруг Нагорного Карабаха им придется возвращать, но, они не могут пойти на такое мирное соглашение. Народ с них потребуют ответа за потерянные для Армении и жителей Нагорного Карабаха 18 лет. Поэтому они предпочитают войну, поскольку поражение всегда можно будет списать на нефтяные деньги Азербайджана и неблагоприятную международную обстановку», - считает Намазов. Он добавил, что считает Россию реальной силой, способной повлиять на Армению в сегодняшней ситуации.
"У России и Турции достаточно «горячих» проблем"
После прошлогодней апрельской эскалации конфликта Москва активизировала посредничество и выступила с конкретными предложениями, отметил глава Центра стратегических исследований.
«Глава МИД Турции Мовлут Чавушоглу говорил о российском плане поэтапного урегулирования, которые предусматривал в первую очередь освобождение районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Турция поддерживала российское посредничество, и это могло быть создать в регионе новую ситуацию, отвечающую интересам всех сторон», - объяснил Эльдар Намазов.
По его мнению, власти Армении вскоре после этого специально спровоцировали антироссийские протесты, в результате чего "посредническая миссия была торпедирована". Теперь международные посредники, и в частности Россия, оказались перед дилеммой: либо они сдвинут мирный процесс с мертвой точки, либо может начаться новая, более разрушительная война, от которой пострадают и их интересы, считает Намазов.
Член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрул Джуварлы называет ситуацию в зоне конфликта «хрупкой», однако не считает, что война неизбежна.
«Действительно, риск войны возрос, но я бы не сказал, что она неминуема. Международная кризисная группа, как мне кажется, намеренно «сгустила краски», чтобы обратить внимание главных международных игроков на ситуацию, убедить их, что дальнейшее бездействие чревато большой войной. С другой стороны, вывод МКГ о том, что локальные столкновения могут привести к выходу ситуации из-под контроля, имеет под собой почву», - сказал Джуварлы корреспонденту «Кавказского узла».
Международная кризисная группа - независимая международная некоммерческая организация. МКГ занимается анализом ситуации на местах и активной правозащитной деятельностью, направленной на предотвращение и сдерживание военных конфликтов. "Кризисная группа работает над предотвращением войн и подает сигнал тревоги, чтобы предотвратить смертельный конфликт. Мы напрямую взаимодействуем с различными участниками конфликта, чтобы искать и обмениваться информацией, а также поощрять разумные действия в интересах мира", - говорится в описании на сайте crisisgroup.org.
Возможности для мирного урегулирования еще не исчерпаны, однако следует покончить с разговорами «мерах взаимного доверия» и «увеличении наблюдателей», убежден Джуварлы.
«Нужно, чтобы международные и региональные игроки всерьез занялись этим и приступили к предметным переговорам по политическому урегулированию. Надо привести процесс к переговорам об освобождении территорий, возвращении беженцев, восстановлении коммуникаций и возобновлении регионального сотрудничества. Это приведет к экономическому оживлению, притоку инвестиций, улучшит жизнь людей и позволит на более спокойном и мирном фоне в будущем решить вопрос об окончательном статусе Нагорного Карабаха», - считает эксперт.
«Я не верю в сценарий войны с вовлечением России и Турции, у них и без того масса «горячих» проблем. Более вероятен сценарий, когда Москва и Анкара окажут полезное влияние на мирный процесс», - добавил Тогрул Джуварлы.
Как отмечает кризисная группа, ни Азербайджан, ни Армения не заинтересованы в полномасштабной войне, однако "ограниченные военные операции по захвату контроля над новыми территориями" способны выйти из-под контроля. В случае дальнейшего разрастания конфликта в него могут включиться другие силы региона, в частности, Турция и Россия, которые связаны договорами о военной помощи с Азербайджаном и Арменией соответственно. В отчете говорится, что Россия играет в вопросе урегулирования карабахского конфликта сложную роль: будучи самым влиятельным членом Минской группы ОБСЕ, она является главным поставщиком оружия для Азербайджана и Армении. В результате и в Баку, и в Ереване "подозревают, что Россия больше заинтересована в расширении своего влияния в регионе, чем в разрешении конфликта".
"В азербайджанском обществе есть реваншистские настроения"
Вероятность эскалации в Нагорном Карабахе остается высокой, однако к возобновлению широкомасштабной войны действия сторон не приведут, заявил корреспонденту “Кавказского узла” директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Он отметил, что эскалации в зоне конфликта происходят периодически и носят локальный характер. “У войны же совершенно иной сценарий. Число жертв будет исчисляться десятками тысяч, а затраты – миллиардами долларов. Война приведет к полному экономическому коллапсу и миллионам беженцев. Существуют также определенные риски для политической элиты”, - пояснил Искандарян.
Одним из факторов сдерживания является баланс вооружения, укрепившийся в пользу Армении после апрельской эскалации, добавил политолог.
“Наличие серьезного вооружения приводит к постоянным стычкам, но после некоторого количества и качества вооружений, становится более безопасно. Азербайджан учитывает наличие на вооружении армянской армии ОТРК «Искандер», и действует в тех рамках, чтобы ответ армянской стороны был адекватным”, - пояснил он.
Искандарян утверждает, что эскалация в зоне конфликта исходит из интересов Азербайджана, так как, в противном случае, о конфликте «забудут», а статус-кво сохранится на десятилетия.
"Нет такой политической цели, которую армянские стороны могут достичь войной, да и необходимости такой нет. А у Азербайджана есть мотивация и потребность в эскалации. В азербайджанском обществе вполне естественные реваншистские настроения", - подчеркнул политолог.
По его мнению, сопредседатели Минской группы ОБСЕ прилагают усилия, чтобы снизить уровень насилия в зоне конфликта и удержать его в определенных рамках.
“Последние несколько лет сопредседатели, понимая, что разрешить конфликт на данном этапе не удастся, занимаются не урегулированием, а менеджментом конфликта в разных форматах – от поставок вооружения, до дипломатических заявлений. В мае, в частности, сопредседатели оказали давление на азербайджанскую сторону, дав понять, что нельзя одной рукой вести переговоры, а другой – стрелять. Но рычагов давления на Азербайджан мало: политические методы недостаточны, а военные – применять не станут. Поэтому предпринимают попытки купировать конфликт, создав какие-то минимальные условия для продолжения переговоров”, - пояснил политолог.
18 мая сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили совместное заявление, в котором назвали Азербайджан инициатором нарушения режима перемирия. «15 мая Вооруженные силы Азербайджана нанесли ракетный удар, уничтожив военную технику. В ответ армянские Вооруженные силы 16-17 мая нанесли удары минометным огнем различного калибра», - отмечено в заявлении.
Российские политологи считают войну за Карабах практически неизбежной
Выводы МКГ о высокой вероятности новой эскалации разделяет эксперт российской Ассоциации независимых военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев. По его мнению, карабахский конфликт "нельзя назвать вялотекущим".
"Стороны не "постреливают", как это может быть интерпретировано, а находятся в состоянии войны. Степень агрессивности ведения боевых действий зависит от разных факторов, в том числе случайных. К примеру, столкновения разведгрупп - если инструктаж был неполным и поверхностным, возможен серьезный бой. Мирного процесса нет, улучшения ситуации не предвидится, встречи дипломатов и переговоры сводятся лишь к сдерживанию сил", - рассказал Перенджиев корреспонденту "Кавказского узла".
Причиной того, что конфликт в Нагорном Карабахе не разрешается, Перенджиев считает нежелание сторон идти навстречу друг другу. "Боевые действия на территории Нагорного Карабаха уже практически не ведутся, конфликт почти целиком перешел на азербайджанские земли, граничащие с Карабахом. Установление мира на данный момент достигнуто быть не может, накал велик. В том числе и потому, что Азербайджан категорически против любых переговоров о признании Карабаха", - рассказал Перенджиев.
Эксперт прокомментировал тот факт, что мониторинги Минской группы ОБСЕ никогда не фиксируют никаких нарушений. "Это связано с тем, что Минская группа не желает эскалации конфликта. Организация не принимает ни одну сторону, снимая таким образом с себя ответственность", - считает Перенджиев.
С выводами МКГ согласен и обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр. По его мнению, война между Азербайджаном и Арменией неизбежна: пока обе стороны только готовятся к военному противостоянию, но практически в любой момент они могут решиться на прямые боевые действия.
"Скорее всего, решится одна сторона, а другая поддержит. Предсказать дату невозможно - необходимо обладать информацией из Генштабов, а она тщательно скрыта", - сказал Фельгенгауэр корреспонденту «Кавказского узла».
Минская группа ОБСЕ не фиксирует нарушений, так как в сущности она не осуществляет мониторинг, заявил Фельгенгауэр. "Это фикция. Наблюдателей нет, два-три человека где-то появятся и уезжают. Мониторинговой миссии по сути нет, как нет и миротворцев, и демилитаризованных зон. Есть отделение ОБСЕ в Ереване, но оно закрывается, так как его не признает Азербайджан", - сообщил Фельгенгауэр.
Стороны конфликта "не предпринимают даже малейших попыток найти политическое решение", зато активно наращивают объем вооружений, считает эксперт.
"Тут полный deadlock, то есть затор. Обе стороны вооружаются и готовятся к войне, им есть, чем воевать: у Армении есть советские баллистические ракеты "Скат", недавно Россия поставила высокоточные "Искандеры", потенциально добивающие до Баку. Азербайджан с помощью Израиля модернизировал советские танки, системы залпового огня, тяжелые огнеметы "Солнцепек", израильские высокоточные ракеты радиусом в 120 км, современные эффективные израильские ударные беспилотники, превосходящие российские, снабженные противотанковыми ракетами "Спайк". Кроме того, на территории Азербайджана расположена крупная турецкая военная база, а также израильская база", - рассказал Фельгенгауэр корреспонденту «Кавказского узла».
"В целом Азербайджан тратит в пять раз больше на вооружение, чем Армения. Азербайджан зависит от цен на нефть, но на данный момент уже накуплено много всего. Армения же закупает российское оружие через долгосрочные кредиты, которые, надо думать, она не выплатит, а отдаст какую-то собственность. В целом можно сказать, что Азербайджан подготовлен лучше", - заключил Фельгенгауэр.
Как полагает Фельгенгауэр, в войну за Нагорный Карабах могут быть втянуты Иран, Израиль, Грузия и Турция. Эксперт не исключил, что даже США тем или иным образом могут оказаться задействованы в этом конфликте.
"Россия будет поддерживать Армению, но очень сдержанно: союзники союзниками, однако Россия хотела бы сделать союзником и Азербайджан. Нужна поддержка не одной армии, а всех армий Закавказья, нужно полное господство", - считает Павел Фельгенгауэр. Он добавил, что в Нагорном Карабахе, военные действия могут вестись в течение всего года в связи с теплым климатом.
Новости о ситуации в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война". В разделе "Справочник" опубликованы материалы "Армия обороны Нагорного Карабаха" и "Кто же все-таки признал Карабах?"
источник: корреспонденты "Кавказского узла"