15:36, 31 октября 2002

П.Закареишвили:"Антиабхазские экономические санкции обогатили кланы с обеих сторон"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последнее время эксперты активно обсуждают вопрос снятия экономических санкций с Абхазии. Часть аналитиков прямо связывает этот шаг с возвращением Абхазии. Если бы не власть имущие, не испытывающие восторга от этой перспективы, возможно, абхазская проблема была бы урегулирована более безболезненно. На эту тему известный общественный деятель Паата Закареишвили беседует с корреспондентом газеты "Резонанси".

Р.: - Батоно Паата, что подразумевается под снятием экономических санкций с Абхазии? Каковы могут быть последствия этого шага, и вообще когда были учреждены эти санкции?

П.З.: - Экономические санкции подразумевают, что все грузы в Абхазию должны ввозиться через грузинские таможни. В Грузии полагали, что им необходимо контролировать поступающие в Абхазию товары, продукты и, соответственно, иметь право приостанавливать ввоз некоторых из них. Также, как сейчас поступает и Россия в отношении Грузии - приостанавливая подачу газа, электричества. Грузии не смогла добиться своей цели, поскольку Россия не была заинтересована в этом проекте.

Грузия никогда не протестовала против ввоза в Абхазию продуктов питания и других товаров. Однако ввоз должен осуществляться в рамках грузинского законодательства, то есть грузы должны проходить через грузинские границы, таможни и регистрироваться и только таким образом попадать на абхазские территории. Именно этого добивалась грузинская сторона. Требования были нами оформлены на саммите СНГ в Москве, и тогда все государства - члены содружества - выразили поддержку Грузии в вопросе осуществления экономических санкций. Эти требования не осуществились из-за позиции России. Например, направляясь в Абхазию, можно увидеть цистерны, полные бензина. Но это же не мандарины в сумках перевозят, а проходят десятки машин с российскими номерами. И ничего сказать нельзя, потому что положение о санкциях в первую очередь нарушают сами грузины - ингурскую границу отдали в откуп криминальным элементам, и деньги с таможни идут не в госбюджет, а в чьи-то карманы. Естественно, это происходит при поддержке органов власти.

Одним словом, экономические санкции создали условия для более глубокого укоренения коррупции и обогащения кланов, напрямую связанных с Абхазией.

Истинной целью введения экономических санкций было стремление поставить Абхазию на колени (?!). Абхазию хотели довести до голода, который заставил бы людей кричать "многия лета царю Гиоргию!". Ничего подобного не произошло. Им подобное даже в голову не приходило.

И что же выиграла Грузия от введения санкций? Благодаря описанному положению в Абхазии очень многие разбогатели. Несмотря на то, что так называемое введение санкций было направлено именно против абхазских властей. Но сепаратистам это не нанесло никакого урона, а, наоборот, дало возможность нагреть руки и сегодня кивать в сторону Грузии - вот, мол, устроили нам экономическую блокаду. Антигрузинские настроения усиливаются, бессмысленные санкции способствуют росту межнациональной розни. А в результате эту ситуацию используют в своих интересах местные мафиозные и криминальные элементы. Кстати, с ними вместе спокойно делают деньги и их "грузинские коллеги".

Р.: - Выходит, санкции распространяются только на абхазское население?

П.З.: - Естественно, страдает население Абхазии, которое мы должны попытаться склонить на свою сторону, если считаем, что у нас есть государство. Жителей Абхазии мы должны считать частью своего народа. Но единственное, чего мы добились - жители Абхазии находятся в тяжелейших условиях. Они вынуждены переходить через границу пешком, тащить продукты, с трудом переносить мандарины через границу. Там их задерживают российские посты. Они с трудом зарабатывают жалкие гроши, однако обвиняют в своем положении не Россию, а нас.

Рядовой абхазец ругает и обвиняет не Ардзинбу, а проклинает Шеварднадзе.

Но зато в Абхазию свободно входят любые корабли с турецкой территории. О каких же санкциях идет разговор, когда Грузия практически не контролирует границ.

Абхазский истеблишмент живет на широкую ногу, покупает квартиры в Москве, совершает вояжи. Абхазские власти ничего не теряют, скорее - наоборот. А мы?.. нужно ли нам, чтобы население Абхазии пребывало в нищете? Поэтому нам необходимо определить, чего мы хотим от Абхазии? Мы жаждем мести? Нас душит злоба? Это одна сторона, но, если нам нужно повернуть этот народ к себе, то перед нами другая задача. Если нам нужно отомстить, мы должны усилить нажим. Но если наша задача - вернуть Абхазию в грузинское пространство, то кое-чем надо поступиться.

Можно сказать, что 70% внешнеторговых отношений Абхазии связаны с Грузией. Из грузинских портов вывозится орех-фундук и многое другое. Интеграция в грузинскую экономику все равно происходит, но в порочных, вывернутых, поставленных на голову условиях.

Р.: - Это понятно, но неужели власти не знают этого? Или просто не хотят знать? Рассматривается ли вопрос о санкциях на правительственном уровне?

П.З.: - Этот вопрос ни на каком уровне не рассматривается. Аслан Абашидзе, представитель президента по урегулированию конфликта в Абхазии, считает, что на сегодняшний день целесообразно было бы санкции снять. Его позиция правильна и кажется оправданной. Правда, вода льется на мельницу России, но снятие санкций послужит и нашим интересам. Неужели мы такой несчастный и больной народ, что все, что говорится в России, для нас не приемлемо? Выходит, главное, чтобы русские сказали, что американцы плохие, а мы должны с этим согласиться? Оставим другие стороны проблемы, но ведь позиция Абашидзе, с которой я согласен, хороша тем, что восстановится движение, откроются морские порты, аэропорты, заработает железная дорога.

Р.: - Вы думаете, Россия не использует новый поворот в свою пользу?

П.З.: - Будет ли у русских больше шансов, чем у грузин? Там проходит государственная граница. Русские отнюдь не откроют границ, а укрепят из страха перед северокавказскими боевиками. Если мы ослабим границы с нашей стороны, товары пойдут к нам. Второе - абхазам нужны рабочие руки. Кто-то же должен работать, если заработают железная дорога и порт. А рабочие руки - это, в первую очередь, грузинские беженцы. Вы же видите, как освоили беженцы Гальский район!

Р.: - Значит, таким путем можно облегчить возвращение беженцев в Абхазию?

П.З.: - Это - реальный путь возвращения домой части беженцев. Мы забываем, что положение этих людей - результат войны, от которой они бежали. Мы не касаемся причины, когда пытаемся бороться со следствиями. Например, если вы видите, что у вас из ванной течет вода, вы пока закроете кран, а после будете вытирать пол. Мы же хотим сперва выкачать воду и высушить мокрый след, а затем закрыть кран - и это абсурд, свидетельствующий о том, что государственное мышление - на нулевом уровне. И еще. Пока мы не перестанем реагировать на эмоциональном уровне - ничего не получится. Естественно, когда человек теряет дом, он имеет право на эмоции. Но государственная политика не может быть основана на уровне эмоций. По моему мнению, самое важное - не возвращение беженцев, а защита их прав на месте их сегодняшнего проживания. Ведь тот факт, что на последних выборах беженцы не имели никаких прав и не принимали участия в голосовании, никого не волнует. Значит, беженцы нужны нам как пушечное мясо. Как масса, которую можно использовать для возвращения Абхазии. А когда они вернутся и составят там большинство, возобновятся прежние процессы, направленные против Абхазии. Получается, что мы не воспринимает абхазов как часть своего народа, а стремимся только к возврату территории. А Абхазия не принимает беженцев, потому что боится нас. Боится грузинской экспансии. Мы же не подаем никакого импульса к тому, чтоб люди поняли, что они такие же граждане Грузии, и государство заботится о них.

Сегодня Абхазия - болото, там не будет развития, если не возродится туризм. Для развития последнего необходимы люди, население. Туда раньше приезжало более 2 миллионов человек ежегодно. Эта масса отдыхающих создавала благосостояние, которым славилась Абхазия. Ведь чтобы принять такую массу туристов, нужно большое количество людей - обслуживающего персонала, грузин.

Р.: - Кого конкретно может не устраивать отмена санкций?

П.З.: - Никто не хочет снимать санкций. Что, разве Шеварднадзе хочет этого? Об этом боятся и подумать, потому что не могут мыслить на государственном уровне. В парламенте можно просидеть целый час и не услышать разумной речи. Начинают говорить об одном, перепрыгивают на другое. Пусть что-нибудь скажут на эту тему. Может быть, хорошо прервать экономические санкции, а может, быть плохо, но об этом и речи нет.

Что может заставить власти снять экономические санкции? Требование международных организаций. Например, мне очень больно, что смертную казнь отменили лишь в результате требований Запада. Но, что делать, видно, нужно, чтобы нам указывали.

Р.: - А сколько времени может занять снятие санкций, и как скоро может начаться процесс возвращения беженцев?

П.З.: - Снять санкции можно очень легко. В конце концов, там же не стена стоит. Грузия должна признать, что политика санкций себя не оправдала. Конечно, в Абхазии начнется ажиотаж и эйфория, праздники, будут радоваться победе, но не это главное. Главное то, что русские срочно закроют границы. Тот товар, который пойдет от нас, весь пойдет в Абхазию. Русские этого не смогут сделать. Что касается денег - в Гали принят в обращение лари, а в Сухуми лари у людей есть, но их прячут - это валюта. Окончательно потерять Абхазию мы можем только в одном случае - если введем туда войска. Абхазия никогда не будет полностью потеряна, пока не будет использовано оружие. Она и сейчас не потеряна. Сегодняшняя ситуация - результат беспомощной политики центрального руководства. К слову, грузинская юрисдикция не распространяется ни на Цхинвали, и даже отчасти ни на Аджарию и Джавахетию. Кроме всего прочего, мир не признает независимости Абхазии. Это никого не устраивает. Говоря о ее независимости, нас просто дразнят, показывают быку красную тряпку.

Грузия должна совершить мужественный шаг. Ведь абхазская проблема, как кость в горле. Могут начаться разговоры о ее государственной независимости, и как только это будет сказано, вы увидите - Россия будет изумлена и начнет переговоры с абхазами, чтобы этого не случилось.

Р.: - А почему независимость Абхазии не входит в интересы России?

П.З.: - Абхазия нужна России только для возвращения Грузии. Русские даже в страшном сне не видят, что к ним присоединят только Абхазию, без Грузии.

Р.: - А что думают сами абхазы о возможном снятии санкций и возвращении беженцев?

П.З.: - Я часто встречаюсь с абхазами. Все глубоко убеждены в том, что в конечном итоге судьба их страны связана с судьбой Грузии. Гениально сказал один абхаз: "Грузия - единственная страна, где лучше всех знают и любят Абхазию, и Грузия - единственная страна, где Абхазию ненавидят". Дальнейшее существование абхазского народа зависит от того, что победит в грузинах. Не нужно думать о реакции абхазов, нужно думать о нашей реакции. В конце концов, у грузин с абхазами - теснейшая культурная связь, а культура - не одежда, которую можно сменить, если она износится. Культура - это кожа, почва, ей нужна многовековая культивация. И нельзя допустить, чтобы она износилась, как одежда, и была заменена чеченской или турецкой. И абхазы это знают.

Р.: - Как вам видится роль Запада и НАТО в деле урегулирования конфликта?

П.З.: - Опять мы хотим, чтобы нас поставили на ноги, то НАТО, то ООН, партизаны бы сделали что нибудь. Одним словом, стараемся переложить свои обязанности на других. Это вроде того, чтобы позвать чужого мужчину и попросить присмотреть за своей женой. И в случае с НАТО - такая же ситуация. Может, придут, помогут. Это - философия нищенства. Но нет, НАТО не придет, пока не сформируется демократическое общество, пока на нашей территории остались российские базы, и пока мы во всем следуем за Россией - это касается и энергетики, и многого другого. Я вижу, как с каждым днем Запад теряет надежду на наше правительство.

Если в этой ситуации мы опять попадем в руки России, то никогда не встанем на ноги и вечно будем инвалидами. Сытый грузин страшен для России. Он должен быть голодным, и делать все - предавать своих, грызть им горло. Что касается Запада - он не потому поддакивает нам, что мы правы, а потому что мы - сумасшедшие. И это правда.

Автор: Ека Квалиашвили

источник: Газета "Резонанс" (Грузия)

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
11:12, 18 декабря 2024
Апти Алаудинов
Все блоги