Экспертиза подтвердила факт применения силы к подсудимым по "Нардаранскому делу"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На судебном процессе по "Нардаранскому делу" оглашены результаты медицинской экспертизы, которая подтвердила наличие телесных повреждений у подсудимых спустя несколько дней после задержания. Защита считает это доказательством пыток. Следствие объяснило травмы тем, что подсудимые оказывали сопротивление при задержании.
"Кавказский узел" информировал, что процесс по "Нардаранскому делу" начался в Баку 3 августа 2016 года. На скамье подсудимых находятся лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников. 14 декабря подсудимые отказались от адвокатов, чтобы "не придавать вид законности постановочному суду", но судья заставил защитников продолжить участие в процессе. 19 декабря судья отклонил за день более 50 ходатайств защиты, в том числе отказался допустить подсудимых на процесс. В знак протеста против действий судьи все подсудимые объявили голодовку.
26 ноября 2015 года в азербайджанском городе Нардаране в ходе спецоперации были задержаны 14 человек. Это спровоцировало массовые беспорядки и столкновения с силовиками, в ходе которых семь человек были убиты, говорится в справке "Нардаран", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
21 декабря подсудимые по "Нардаранскому делу" вновь отсутствовали в зале заседания. Их адвокаты ходатайствовали об обеспечении участия подзащитных на процессе, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Обвиняемым не позволяют участвовать на процессе. Тем не менее каждый раз их привозят из Кюрдаханского СИЗО в Бакинский суд по тяжким преступлениям и с утра до вечера содержат в холодном подвале. В результате четверо обвиняемых серьезно простужены. Если их не пускают в зал, то какой смысл везти обвиняемых из СИЗО в суд? Они и так были подвергнуты пыткам в день задержания и после... Если их и в суде подвергают пыткам, то что собственно мы тут расследуем?" - сказал, представляя ходатайство, адвокат Ялчин Иманов, защищающий Талеха Багирзаде и еще четырех подсудимых.
Другой адвокат Багирзаде Джавад Джавадов расценил содержание обвиняемых в холодном бетонном подвале как нарушение статьи 3 (Запрещение пыток) Европейской конвенции прав человека.
Защищающая права подсудимых Шамиля Абдулалиева и Расима Джебраилова Зибейда Садыгова обратила внимание суда на психологическое состояние подзащитных.
"Эти люди... подвергались пыткам. Естественно, столкнувшись с большой несправедливостью, они очень эмоциональны и потому бурно реагируют в суде на искажение действительности", - сказала Садыгова.
Однако председательствующий судья Аловсат Аббасов оставил ходатайство без удовлетворения.
Сами подсудимые направили письменное заявление с просьбой допустить их к участию в процессе. Однако это обращение суд не принял во внимание.
Далее по ходатайству, выдвинутому на одном из предыдущих заседаний адвокатом Садыговой, в суд вновь был приглашен в качестве свидетеля сотрудник ГУБОП Ибрагим Казымов, который, согласно материалам дела, во время спецоперации в Нардаране задержал ее подзащитного Расима Джебраилова.
Ибрагим Казымов в суде заявил, что Джебраилов был задержан 26 ноября 2015 года во дворе дома в Нардаране, когда стрелял из пистолета. По утверждению полицейского, Джебраилова обезвредили после того, как у него кончились патроны.
Для перекрестного допроса из подвала суда в зал заседаний привели подсудимого Джебраилова.
"Все это неправда. Меня задержали на кухне дома, где у нас проходила религиозная церемония. У меня в руках ничего не было. Что же получается: я стреляю во дворе дома с 5-6 метров и не попадаю в Казымова? Во дворе взрывается граната, и все равно с Казымовым ничего не случается?... Все это ложь. Там не было никакой гранаты. С нашей стороны никто огонь не открывал", - сказал Расим Джебраилов в ответ на показания полицейского.
Он также рассказал о пытках над задержанными.
"Нас посадили в мебельный грузовик. По дороге в полицию нас подвергали ужасным пыткам. Прикладом автомата нас били по голове. Они ходили по нам, как по картошке, пинали, давали пощечины", - заявил Джебраилов.
По его словам, пытки в отношении задержанных продолжились и после доставления в отдел.
Казымов в свою очередь опроверг заявление подсудимого о пытках.
Далее в ходе судебного заседания были объявлены результате медицинской экспертизы, проведенной в отношении подсудимых спустя несколько дней после задержания.
Эксперты подтвердили, что у Багирзаде и у других подсудимых на теле были обнаружены следы телесных повреждений, а у некоторых внутри остались пули. Эксперты пришли к выводу, что телесные повреждения могли быть получены в день задержания обвиняемых, 26 ноября 2015 года.
После этого следующее заседание по "Нардаранскому делу" было назначено на 23 декабря.
Адвокат: видео о насильственном сопротивлении подсудимых при задержании суду не представлено
"Эксперты признали следы насилия, потому что это невозможно было опровергнуть", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" после заседания адвокат Иманов.
Однако, отметил он, обольщаться не стоит, поскольку объективность экспертов не проявилась вдруг.
"Все это постановочно, ибо следствие нашло объяснение этим телесным повреждениям – якобы обвиняемые при задержании оказали физическое сопротивление, и потому против них была применена сила. Но и это объяснение автоматически теряет значимость, поскольку следствие не представило оперативных видеосъемок спецоперации. Если было насильственное сопротивление полиции, то это должно было попасть на видеокамеры. Но видеозаписей ни на предварительном следствии, ни в суде не представили", - сказал Иманов.
Он добавил, что подсудимые продолжают начатую 19 декабря голодовку.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от остальных участников процесса относительно хода судебных слушаний.
"Кавказский узел" также писал, что в опубликованном 20 декабря заявлении Всемирной организации против пыток (OMCT) говорится о пытках и несправедливых судебных процессах, к которым авторы заявления относят "Нардаранское дело". Правозащитники призывают международное сообщество вмешаться в ситуацию с правами человека в Азербайджане и добиться справедливого суда по этому делу.
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, которые освещает "Кавказский узел", публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"