Доклад о нарушении прав человека в России организации "Международная Амнистия"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Во время представления нового доклада о нарушении прав человека в России "Международная Амнистия" заявила о том, что захват заложников в театральном центре на ул.Мельникова в Москве "является еще одним примером того, как в Российской Федерации вопиюще продолжают нарушаться права обыкновенных людей".
В дни общенационального траура Генеральный секретарь Международной Амнистии Айрин Кан заявляет:"Я скорблю о жертвах, я выражаю соболезнования и разделяю горе семей, потерявших близких, семей, чьи родственники прошли через суровые физические и моральные испытания".
Айрин Кан привлекла внимание к тому, что конфликт в Чечне уже унес много человеческих жизней. Она призвала российские власти обеспечить защиту прав человека для всех мирных граждан ? и русских, и чеченцев.
102-страничный доклад правозащитной организации Международная Амнистия "Российская Федерация: отказ в справедливости", представленный вчера (во вторник, 29 октября 2002 г.) в Москве, приводит примеры многочисленных нарушений прав человека в России. В нем приводятся примеры того, как жертвы не могут добиться справедливости, как вновь и вновь нарушаются их права. В то же время виновные в несоблюдении прав человека в России не привлекаются к ответственности, а фактически при попустительстве властей продолжают совершать дальнейшие нарушения.
Впервые начиная кампанию в защиту прав человека в России, "Международная Амнистия" призывает к неотложным действиям, способным разомкнуть "порочный круг нарушений прав человека" в России.
"Ужасающий захват заложников в театральном центре в Москве является грозным напоминанием о нерешенной ситуации в Чечне. Мы осуждаем этот преступный акт как беспрецедентное нарушение прав человека", ? заявила Айрин Кан.
"Этот массовый захват заложников еще один пример беспрецедентного нарушения прав человека, корни которого кроются в конфликте, приведшем к огромным человеческим страданиям всех вовлеченных в него людей. Причем это происходит в стране, где нарушения прав человека являются правилом, а возмещение вреда ? большой редкостью", - подчеркнула Айрин Кан.
"Когда люди во всем мире размышляют о нарушении прав человека в России, они вспоминают о Чечне. Но меньше известно то, что та же самая атмосфера безнаказанности, которой отмечена ситуация в Чечне, к сожалению, поразила всю систему уголовного правосудия в России", - сказала Айрин Кан.
Доклад "Международной Амнистии" "Российская Федерация: отказ в справедливости" раскрывает нарушения прав человека по всей стране. В нем приводятся примеры пыток в отделениях милиции, примеры жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения в переполненных и кишащих инфекциями тюрьмах, примеры насилия на расовой почве против национальных и религиозных меньшинств и иностранцев, а также свидетельства о похищениях людей "исчезновениях" и пытках, включая изнасилования, в Чечне.
"Сегодня в России существует порочный круг нарушений прав человека. Если президент Путин желает, чтобы Россия и дальше играла роль мировой державы, он должен начать с гарантий подлинной справедливости и соблюдения прав человека для всех и для каждого во всей России", ? продолжила госпожа Кан.
"В этот решающий час российской истории президент Путин должен продемонстрировать качество политического руководителя международного уровня и не допустить тех же ошибок, когда на Западе под прикрытием борьбы с "международным терроризмом" нарушались права человека. Президент Путин не должен использовать "войну против терроризма" для того, чтобы отрешиться от справедливости, которой так не хватает в российском обществе", ? добавила она в заключение.
"Международная Амнистия" публикует десятки рекомендаций для принятия неотложных реформ и призывает как российские власти, так и международное сообщество следовать этим рекомендациям.
Среди рекомендаций: установление уголовной ответственности за насилие в семье, учреждение независимого органа, осуществляющего расследования о применении пыток, исключение всех элементов паспортной и регистрационной системы (ранее известной как система прописки), служащей основой для систематической дискриминации.
В докладе приводятся примеры нарушения прав человека:
В ночь на 5 марта 1999 г. в городе Ярославль сотрудники автоинспекции задержали 20-летнюю Марину Т., находившуюся за рулем машины своего друга, по подозрению, что она находится в нетрезвом состоянии, и доставили ее в медвытрезвитель, находящийся в ведении МВД. Она говорит, что как только ее туда привезли, три офицера милиции, а также медицинский работник силой содрали с нее одежду. Они ударили ее головой о стену и стали бить кулаками по лицу. Те сотрудники, которые ее первоначально задержали, связали ей руки за спиной и поволокли за волосы в соседнюю комнату, где бросили лицом вниз на небольшую кровать. Там, по словам Марины, она подверглась многократному изнасилованию; среди четырех насильников были и те офицеры, которые остановили ее машину. По словам Марины Т., во время судебного слушания она пыталась рассказать судье о том, как ее пытали, но он прервал ее, обвинив в нанесении оскорблений сотрудникам милиции до задержания. В тот же день Марина Т. отправилась в местную прокуратуру подавать жалобу. Примерно два года спустя после подачи Мариной Т. жалобы суд признал одного офицера виновным в преднамеренном нанесении телесных повреждений, но освободил его немедленно по амнистии, распространяющейся на нетяжкие преступления. Двое других офицеров были признаны виновными в злоупотреблении должностными полномочиями с применением насилия и угроз насилия и осуждены условно с лишением права работать в правоохранительных органах в течение двух лет.
Алаудин Садыков, 51-летний школьный учитель из Грозного, оставался в городе в течение последнего конфликта для того, чтобы помогать с распределением гуманитарной помощи. Он рассказал "Международной Амнистии" о том, что 5 мая 2000 г. он был задержан сотрудниками ОМОН и доставлен во временное отделение милиции в Октябрьском районе Грозного. Там, по сообщениям, он подвергся избиениям, его заставляли есть свои собственные волосы, а также наносили ожоги с помощью куска раскаленного металла; на его руках все еще видны шрамы от ожогов. По словам Алаудина Садыкова, четыре дня спустя люди в военной форме опять его избили и отрезали ему ухо.
Он рассказал "Международной Амнистии" следующее:"Они снова стали меня бить, а затем сказали:"Давайте отрежем ему голову". Они взяли большой нож для разделки мяса животных и отрезали мое левое ухо полностью. Затем они сказали:"Мы отрежем твою голову позже"". Позднее расследование было приостановлено на том основании, что не была установлена личность виновного.
4 июля 2000 г. группа неизвестныx мужчин ворвалась в дом в деревне Старбеево Xимкинского района Московской области, в котором проживали таджикские строители, и, как сообщается, налетчики начали оскорблять и жестоко избивать треx наxодившиxся там мужчин ? Азизxона Давлатова, Самада и Искандара Иброимовыx, а потом увезли иx из дома. Сообщается также о том, что нападавшие переломали мебель и забрали личные вещи этих людей. Как оказалось впоследствии, указанная группа состояла из сотрудников милиции, руководил которыми майор 4-го подразделения РУБOП51 по Московской области.
Через два месяца мужчины были освобождены. 29 сентября 2000 г. было объявлено, что в результате расследования, проведенного Московской областной прокуратурой, дело в отношении указанныx лиц закрыто за отсутствием доказательств. Тогда же было объявлено о проведении расследования действий сотрудников РУБOП, осуществлявшиx операцию 4 июля. По состоянию на июнь 2002 г., рассмотрение дела еще не было завершено, но указанные сотрудники предположительно взяты под стражу.
источник: "Amnesty International"