Ученые допустили религиозный мотив уничтожения менгиров в Приэльбрусье
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уничтожением менгиров в Приэльбрусье могут заниматься считающие себя борцами с идолами верующие, причем как мусульмане, как и христиане, заявили "Кавказскому узлу" ученые. По их словам, менгиры на Северном Кавказе недостаточно изучены, но нуждаются в сохранении.
Как сообщал "Кавказский узел", 29 октября руководитель отделения Русского географического общества в Кабардино-Балкарии Виктор Котляров заявил о том, что группа из трех менгиров повалена рядом с дорогой Кисловодск - Джилы-су. В районе Северного Приэльбрусья фактически уничтожены все менгиры, посетовал Котляров. При этом он отметил, что менгиры, по его сведениям, разрушены теми, кто считает их идолами.
Менгир - отдельно стоящий камень, установленный вертикально. Менгиры как мегалитические памятники типичны для носителей различных культур, населявших Европу, Африку и Азию в VII - II тысячелетиях до нашей эры. В России менгиры распространены на Кавказе, в Крыму, на Алтае, в Хакасии, в Саянах, в Южном Зауралье и Прибайкалье. Менгиры известны на западном (Абхазия) и южном Кавказе - в Грузии (Чикиани), Армении (Мецамор, Зорац-Карер) и Азербайджане (Гобустан, Гала), отмечается в размещенном на "Кавказском узле" в разделе "Справочник" справочном материале о менгирах.
"Целенаправленное изучение таких камней проводится довольно редко"
Менгиры "характерны для эпохи позднего средневековья Северного Кавказа", рассказал старший научный сотрудник отдела систематизации археологических материалов Государственного бюджетного учреждения "Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания" Сергей Бурков.
"Это стелы антропоморфные (то есть человекоподобные) и без антропоморфных признаков. Если речь идет о так называемых столпообразных каменных (то есть сложенных определенной кладкой) святилищах, то они характерны для эпохи позднего средневековья Северного Кавказа - вероятно, для периода 16 века - первой половины 19 века", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бурков.
"Что касается ранних стел - они встречаются на Северном Кавказе, начиная с эпохи ранней бронзы (т.е. с середины 4 тысячелетия и до начала второй половины 3 тысячелетия до н.э.), прежде всего - в предгорьях Кабардино-Балкарии. Данные стелы свойственны для т.н. "майкопской культуры" (или культурно-исторической общности). Что же касается предметов в форме столпов, устанавливаемых на перекрестках дорог, у караванных троп, то чаще всего подобные предметы не имеют признаков, которые бы позволили отнести их к памятникам истории и культуры (рисунки, надписи-посвящения) и очень редко включаются в перечень объектов культурного наследия, охраняемых государством", - рассказал Бурков.
В разрушениях, которые произошли на днях, могут быть виновны религиозные радикалы
Вероятнее всего, менгиры возводились как памятные знаки, в том числе как "придорожные кресты" сегодня, заметил Сергей Бурков. По его словам, устная народная традиция связывает с менгирами легенды, из-за чего они "приобретают в глазах местного населения общекультурные формы".
Целенаправленное изучение таких камней проводится довольно редко, рассказал Сергей Бурков. При этом наиболее заметные из них, к примеру, находящиеся возле туристических маршрутов или памятные для местного населения, достаточно известны, подчеркнул Бурков.
"Из более явных подобных предметов можно указать на монументальные туфовые кресты у с.Жанхотеко, которые стали предметом научного интереса, из более ранних - находки так называемых "идолов" в районе селений Лечинкай и Кишпек. Отдельно следует назвать так называемую Зеленчукскую стелу, которая связывается исторически с Северо-Западным Кавказом", - сказал ученый.
"Местные жители традиционно с уважением относились к менгирам"
Что касается так называемых киммерийских стел, найденных в предгорьях Кабардино-Балкарии, то лишь некоторые из них могут быть отнесены к памятникам истории и культуры, заметил Сергей Бурков.
"На них есть высеченные предметы украшений и вооружения, связываемые как с северокавказскими племенами, так и кочевыми традициями конца 8-7 вв. до нашей эры. Тогда как камни, не имеющие рисунков, являлись заготовками для изготовления подобных же антропоморфных изображений", - рассказал Бурков.
В каком состоянии находятся менгиры, ученый не указал, но отметил, что сведения могут быть доступными для госорганов охраны памятников в том случае, если они находятся на учете как памятники истории и культуры. Однако для этого требуется провести историко-культурную экспертизу, которая может признать камень "объектом культурного наследия" (ОКН), сказал Бурков.
Разрушение менгиров влечет за собой ответственность
"Музейщики в современной России не занимаются проблемами охраны памятников - для этого существуют специальные органы охраны. В 20-30-е годы прошлого века музеи занимались этими проблемами, но с конца 60-х годов - уже нет", - добавил Бурков.
Местные жители, обитающие рядом с менгирами, традиционно с уважением относились к памятникам, продолжил ученый. По его словам, часто жители даже запрещали себе трогать камни руками — настолько священными они считались.
Более того, к некоторым менгирам даже в годы советской власти приносили приношения - просили помощи в пути, заметил Сергей Бурков. По его утверждению, в настоящее время, с расцветом на Северном Кавказе неоязычества, подобные культы переживают второе рождение, в связи с чем камни стали предметом паломничества. Также менгиры пользуются популярностью у туристов, отметил ученый.
Бурков не исключил, что набирающие популярность менгиры, как священные объекты, могли вызывать неоднозначную реакцию среди приверженцев мировых религий. Причем ученый подчеркнул, что речь идет не только о мусульманах, но и о христианах, болезненно воспринимающих всплеск неоязыческих настроений. "Так что в разрушениях, которые произошли на днях, могут быть виновны религиозные радикалы", - заявил Бурков.
Вместе с тем он заметил, что описанные Виктором Котляровым столпы "не привлекают внимания ученых, так как они не обладают этнокультурными признаками".
Литератор, издатель, краевед, руководитель отделения Русского географического общества в Кабардино-Балкарии Виктор Котляров с 2011 года занимается деятельностью по поиску и сохранению уникальных исторических памятников Кабардино-Балкарии. Также он добивается предотвращения разграбления и уничтожения памятников древности – киммерийских и скифских могильников и менгиров, отмечается в размещенной на "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" биографии Виктора Котлярова.
"Охраняются признанные объектами культурного значения менгиры"
Вряд ли менгиры "могут стать жертвами строительных работ", также считает Сергей Бурков. "В горной зоне менгиры редко бывают связаны с массовым разрытием грунта, либо другими строительными работами", - сказал он.
По его словам, многие менгиры уже смещены со своих мест для сохранения. "Их лучше всего вывезти в музеи, если у них есть для этого соответствующие площади. Но для этого нужно установить, являются ли камни предметами культуры - требуется заключение историко-культурной экспертизы. В ходе этой процедуры и устанавливается время их сооружения", - прокомментировал Бурков.
В целом менгиры на Северном Кавказе изучены "явно недостаточно", считает Бурков. "Было бы хорошо, если бы НИИ гуманитарных исследовании Кабардино-Балкарии поручил одному из своих сотрудников (в рамках утвержденной годовой научной темы) произвести их полевую фиксацию и предварительное исследование, результаты которого можно было бы передать и в министерство культуры", - сказал Бурков.
В свою очередь директор Национального музея Адыгеи, археолог Фатима Джигунова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заметила, что признанные объектами культурного значения менгиры охраняются профильными ведомствами. К примеру, в Кабардино-Балкарии этим занимается Управление по государственной охране объектов культурного наследия, сказала Джигунова. "Менгиры — точно такие же памятники, как и другие археологические объекты, и их разрушение влечет за собой ответственность", - заметила она.
"На Северном Кавказе сохранилось очень мало менгиров"
Менгиры встречаются повсеместно — не только на территории Кабардино-Балкарии и сопредельных с республикой регионов, обратил внимание заведующий сектором археологии КБИГИ, кандидат исторических наук, доцент Владимир Фоменко.
Впрочем, проблема разрушений памятников стоит остро именно на Северном Кавказе, подчеркнул Владимир Фоменко. "На Северном Кавказе менгиров сохранилось очень мало — речь не идет о сотнях камней, а лишь о десятках. Лучше всего менгиры сохранились в горной области — в районе Джилы-су. Там уничтожена часть менгиров, не все. Но тенденция удручает", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Фоменко.
Проблема усугубляется тем, что монументы не окружены заборами, отсутствуют таблички, и зачастую люди не могут определить, что перед ними памятник архитектуры, сказал Владимир Фоменко. "Думают, что это обычный камень, никому не принадлежит, вот и разбирают на куски", - сказал Фоменко.
В уничтожении памятников могут быть виновны и чиновники, предположил Владимир Фоменко. Так, в Ставропольском края была уничтожена коллекция каменных изваяний, хранившаяся в Пятигорском краеведческом музее, рассказал ученый.
"Камни были выставлены рядом с музеем на всеобщее обозрение, но потом памятники были уничтожены. Они были раздроблены на камни и использованы для мощения проезжей части. Местные власти решили, что скульптура примитивная и не имеет художественной ценности. Тогда уничтожили десятки монументов", - сообщил Фоменко.
По его словам, множество менгиров было разрушено в советское время. Как отметил Фоменко, в годы гражданской войны камни использовали в качестве мишени — на них тренировались солдаты. "Целиться удобно. В музеях кое-где сохранились экспонаты со следами от пуль", - сказал Фоменко.
"Менгиры могли уничтожить борцы с идолопоклонством"
Северокавказские менгиры исследованы недостаточно — есть сложности в датировке памятников, а значит трудно установить, кто и когда возвел монумент, добавил Владимир Фоменко.
"Таким образом, неизвестно, действительно ли они являются историческим наследием предков. Ведь не ясна культурная принадлежность. Но известны кимерийские стелы, встречающиеся в Кабардино-Балкарии, скифские каменные бабы, половецкие изваяния", - сказал Фоменко.
Ученый считает, что уничтоженные менгиры "могли стать жертвами борцов с идолопоклонством". "Но винить кого-то трудно. Не было свидетелей, а значит, можно обвинять кого угодно", - подчеркнул Фоменко.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко также считает, что менгиры на Северном Кавказе разрушили борцы с идолопоклонством. "Конфликт по поводу традиционного и нетрадиционного ислама затрагивает и тему захоронения, установок памятников. Уничтожив менгир, можно "выделиться" - мол, вот так я борюсь с язычеством. Дело в том, что радикальный исламист считает, что исторического наследия нет, если это не мусульманское наследие", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
По его словам, аналогичные события "происходили в Афганистане, когда были уничтожены статуи Будды (в феврале 2001 года в Афганистане талибами были взорваны две бамианские статуи Будды, высеченные в горах. - Прим "Кавказского узла")". "Эти события из одной корзины - надо показать борьбу с язычниками. Как это сделать? Повалить памятник. Это проще всего", - привел свою точку зрения Малашенко.
“В уничтожении менгиров виновны язычники”
Заведующий научным отделом Пятигорского краеведческого музея Михаил Семендяев рассказал, что менгиры появились в бронзовом веке и ставили их вплоть до раннего Средневековья. При это менгиров было много в степной зоне — Предкавказье, Прикубанье, отметил ученый.
"Но по мере заселения менгиры были уничтожены. Сейчас наивысшая концентрация менгиров — в горных районах, в северном Приэльбрусье, от Кисловодской котловины до Кубани", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Семендяев.
Состояние менгиров эксперт оценил как "нормальное". О том, что памятники часто разбиваются, Семендяев знает и предполагает, что в этом виноваты "язычники", которые растаскивают как целые камни, так и их куски. "Местному населению, туристам особого дела до менгиров нет", - отметил Семендяев.
Эксперт также обратил внимание, что памятники разрушаются в "несильно исламизированных регионах". "Балкарцам и карачаевцам нет никакого дела до менгиров", - сказал Семендяев.
Надзор осуществляют органы власти — чаще местного значения. "Но никакого надзора особо не происходит. Идет разграбление. Территория не населенная, а ставить к каждому памятнику полицейского — это абсурд. Сейчас менгиров на Северном Кавказе осталось немного — десятки. Менгиры — вещь редкая, уникальная", - сказал Семендяев.
"Выход я вижу в организации рейдов молодежи по местам, где расположены такие памятники — как в советское время. Пусть студенты профильных вузов обходят менгиры, места, где есть камни, проводят какое-то время. Вандалы будут бояться быть замеченными", - добавил ученый.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
15 ноября 2024, 14:25
Два человека пострадали на акции протеста у парламента Абхазии
-
15 ноября 2024, 13:58
Закрытый режим суда лишил родителей Журавеля возможности увидеть сына
-
15 ноября 2024, 13:30
-
15 ноября 2024, 12:26
-
15 ноября 2024, 12:12
-
15 ноября 2024, 12:06