Интервью председателя Координационного совета общественно-политического движения "Орца" (Тревога) Овхада Ханчукаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Овхад Ханчукаев родился в 1954 году в Казахской ССР. Окончил химико-биологический факультет Чеченского госуниверситета в 1988 году. Преподает в ЧГУ.
Корр. - Как зародилось движение "Орца"?
О.Х. - Идея создания движения была продиктована самой ситуацией в республике, где, несмотря на то, что первая война и была остановлена, вырисовывались ориентиры для её продолжения. Человек с ружьем, попиравший все законы, не просто вызывал беспокойство, но и готов был к любой провокации, которая в конце концов и произошла, став причиной ввода войск в Чеченскую республику. Мы чувствовали, что закладывается детонатор, который неизбежно сработает.
И в этой ситуации объединились сподвижники, которые заметили это, может быть, чуть раньше других и которые готовы были попытаться предотвратить худшее развитие событий.
Мы неоднократно выходили на руководство республики с тем, чтобы ориентировать его на мирное развитие ситуации, на необходимость выхода на международный рынок, на поднятие дипломатической работы, на привлечение к ней имеющейся интеллигенции.
Корр. - Какова была социальная среда вашего движения, кто входит в него?
О.Х. - Наше движение составляют представители самых широких слоев общества. Это религиозные деятели, в том числе муфтий Чечни, ученые, студенты, фермеры, и т.д. Даже первая наша ячейка не была однородной. В движение вливались люди, полные желания возвратить в общество такое понятие как сострадание, возродить лучшие национальные традиции. Как остановить деградацию нации, как восстановить дружеские отношения с соседними народами, - так мы ставили вопросы.
Корр. - Вероятно, эти вопросы и определили ваши цели?
О.Х.- Основная цель была - любой ценой остановить надвигающуюся военную машину, повернуть общество и руководство республики в сторону созидания. Это была очень трудная задача.
Корр. - Что Вами конкретно делалось в реализации этой задачи?
О.Х. - Мы встречались с лидерами, которые в то время были у власти, пытаясь склонить их к действиям, способным оградить республику от новой трагедии. Но мы понимали, что есть силы вне Чечни, разгоняющие маховик войны. Чечня, как известно, оказалась в зоне геополитических интересов мировых держав. Чеченцы были, в основном, исполнителями чужой политики. Образно нам это виделось так, что наша республика выполняет роль наконечника стрелы, пущенной сильными мира сего на развал России. Сейчас это понимают очень многие, но после хасавюртовского соглашения в атмосфере витала эйфория обманчивой победы, витал мираж исключительности нашей нации. В 1998 и 1999 годах мы провели несколько крупных акций перед Парламентом Чечни. На организованных многотысячных митингах мы требовали от руководства республики, от общественности, от мирового сообщества незамедлительно принять меры для того, чтобы остановить надвигающуюся войну.
Подобная акция была проведена и с участием студентов ВУЗов.
Однако сила, управляющая процессами в Чечне, оказалась весьма дееспособной. Республику наводнили неуправляемые вооруженные группировки, и трагедия оказалась неизбежной.
Корр. - Сколько партий объединяет Ваше движение?
О.Х. - Ещё до начала второй военной кампании в Чечне под крылом движения "Орца" объединились несколько общественно-политических партий, и был создан координационный совет. В 2000 году мы прошли перерегистрацию. В движение входят "Центр общественного развития" (руководитель - Хусейн Юнусов), "Центр поддержки репрессированных граждан" (г.Аргун), молодежная организация "Золотая середина" (руководитель - Мяхти Катиев), "Комитет женщин ЧР" (руководитель - Зура Абдулхаджиева), "Добро без границ" (руководитель Хусейн Малачиев). В наше движение желают войти целый ряд организаций и учреждений, правда, не знаю, как это может быть оформлено юридически. Подало заявление о вступлении в движение "Общество глухонемых ЧР" (тысяча человек).
Мы хотим собрать на базе нашей организации все дееспособные партии, все силы, переживающие за судьбу республики.
Корр. - Ваши отношения с властью?
О.Х. - Мы против того, чтобы доминировала власть. У нас в республике существует такой стереотип мышления, что если заменить одного политика на другого, то это обеспечит позитивное изменение ситуации. Таков, к сожалению, средний интеллект нашего общества.
Мы, конечно, встречаемся с нынешним руководителем республики. Во многом находим поддержку с его стороны. При этом мы далеки от того, чтобы сочинять хвалебные оды в чей бы то ни было адрес. Власть необходимо укреплять, независимо от личных симпатий или антипатий. Она не должна сосредотачиваться в одних руках, а должна подкрепляться единомышленниками, патриотами республики, лидерами общественных организаций. Власть, не поддерживаемая народом, - это хрупкая власть.
Корр. - Какую роль Вы отводите военным в процессе достижения мира в Чеченской Республике?
О.Х. - Сегодня военные не могут заниматься миростроительством. Две несовместимые вещи находятся сегодня в одном русле. Миростроительством должны заниматься гражданские люди, специалисты. Полномочия руководителя республики должны быть абсолютными и распространяться на всех, кто находится на территории республики, в том числе и военных, бесконтрольность которых продолжает создавать очаги напряженности в Чечне.
Корр. - Приняты ли Вами какие-нибудь заявления в последнее время?
О.Х. - Да, мы на Координационном совете приняли обращение. В нем дана объективная оценка общественно-политической ситуации в республике. В частности, указано на преступления военных, на размножение местного криминала и его слияние с военным, на малую продуктивность в работе местных правоохранительных органов, на то, что так называемая чеченская элита, сосредоточенная в Москве, сегодня больше вредит, чем помогает республике. Амбиции, убежденность каждого из них в своей исключительности только вносят разлад в наше общество.
Многим людям сегодня вбили в голову, что восстановительные работы, создание рабочих мест - это едва ли не панацея в разрешении конфликтной ситуации в Чечне и что политические переговоры не нужны и не допустимы.
Мы допускаем принятие любых мер, способных остановить кровопролитие на чеченской земле. Мир - это не дело двух людей: Масхадова и Кадырова. В процесс достижения мира должны быть включены все здоровые силы общества, вся нация. Надо перешагнуть через ненависть, через разность политических взглядов и проявить великодушие к сегодняшнему недругу.
В своем обращении мы предлагаем провести в Чечне акцию поминовения всех жертв военных действий, в том числе и российских военнослужащих, пригласив сюда родителей погибших солдат. Это могло бы послужить сильным рычагом в устранении озлобленности и недоверия между народами.
Мы готовим обращение к Алексию-второму и муфтию России Равилю Хазрату с призывом включиться в процесс примирения всех, кто волей или неволей стал участником конфликта.
Когда все, кто желает мира, подадут за него свой голос, будет очерчена граница между сторонниками и противниками мира.
Мы призываем конфликтующие стороны объявить мораторий на военные действия в любой их форме и, несмотря на сложность ситуации, провести съезд чеченского народа, как проводили его в прошлом в тяжелые судьбоносные моменты в истории народа.
Мы намерены обсудить данное обращение с Главой Администрации Чеченской республики и затем опубликовать его в местных газетах.
Корр. - Насколько Вашим движением охвачена республика?
О.Х. - У нас есть ячейки в Старопромысловском районе г.Грозного, в г.Шали, в Шелковском районе, в лагере беженцев в Ингушетии, в г.Ставрополе среди диаспоры и т.д.
Нами проведены миротворческие акции совместно с администрацией Шелковского района по наведению мостов дружбы между Чечней и Дагестаном.
Мы готовы использовать весь наш потенциал для скорейшего достижения окончательного мира в Чеченской Республике.
Корр. - Благодарю за беседу. Успехов Вам.
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний