Все подсудимые по «Нардаранскому делу» отказались признать вину
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане на судебном процессе по «Нардаранскому делу» сегодня завершились слушания показаний обвиняемых. Подсудимые отвергли обвинения и заявили, что дали признательные показания под пытками. Защита считает, что показания обвиняемых, данные на предварительном следствии, должны быть исключены из дела.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 ноября 2015 года в Нардаране силовики задержали 14 человек, среди которых был и лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде. После этого в городе начались беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. Подсудимыми по делу проходят 18 человек, в том числе и зампред партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы, который был задержан 8 декабря 2015 года и обвинен в подстрекательстве к религиозной экстремистской деятельности жителей поселка Нардаран. Подсудимые по "Нардаранскому делу" не признали свою вину в ходе заседания суда 3 августа.
Талех Багирзаде обвиняется в умышленном убийстве, терроризме, организации массовых беспорядков, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, в создании вооруженных формирований, возбуждении религиозной вражды, сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти и попытке насильственного захвата власти, а также организации действий, способствующих нарушению общественного порядка. На заседании 4 августа он обвинил власти в провокации в Нардаране.
На сегодняшнем же заседании в Бакинском суде по тяжким преступлениям были заслушаны показания последних двух подсудимых.
На процесс из-за ограниченного числа мест в зале вновь были допущены только по двое родственников каждого обвиняемого, представители посольств США и ряда стран ЕС, а также несколько журналистов и политических активистов.
Как рассказала корреспонденту «Кавказского узла» наблюдавшая за процессом судебный обозреватель газеты «Азадлыг» Айтен Мамедова, сегодня на заседании суда с показаниями выступили двое обвиняемых: Алибала Велиев и Джаббар Джаббаров.
«Таким образом, завершились показания всех обвиняемых. Все они заявили, что дали признательные показания под пытками. Они отрицали, что оказали вооруженное сопротивление полиции и вообще наличие у них оружия», - сказала Мамедова.
Этих людей подвергали ужасающим мучениям
Председатель Национального совета демократических сил Азербайджана Джамиль Гасанли, делясь с корреспондентом «Кавказского узла» впечатлениями о судебном процессе по «Нардаранскому делу», выразил глубокое возмущение «произволом правоохранительной системы».
«Обвиняемые на процессе рассказывают о бедах, которые с ними случились. Этих людей подвергали ужасающим мучениям, истязаниям. Сегодня, к примеру, выступал Алибала Велиев. Он рассказал, что после задержания в ходе спецоперации в Нардаране по пути в полицию верующих подвергали жестоким побоям в мебельной машине (мебельную машину привезли загодя для конспирации). Именно в машине до смерти был забит верующий по имени Фераим. Людей не оставляли в покое даже после смерти, глумились над телами. Алибала Велиев вынужден был дать показания против Багирзаде и его заместителя Аббаса Гусейнова под угрозами оскорбления его чести и достоинства», - утверждает Гасанли.
При этом, по его словам, в течение 3-4 дней силовики «репетировали» показания Велиева на видео, где он на «следственном эксперименте» должен был указать место в доме в Нардаране, куда якобы Аббасом Гусейновым было доставлено оружие.
«Велиев сказал, что когда врач в полиции обрабатывал его раненый палец риванолом, то один из полицейских разозлился и сказал, что надо палец кислотой полить. Слушая показания верующих, просто ужасаешься. Это произвол и ответственность за это наряду с правоохранительными органами возлагается и на политическое руководство страны», - возмутился Гасанли.
Адвокат Ялчин Иманов, который защищает по «Нардаранскому делу» лидера движение «Мусульманское единство» Талеха Багирзаде, зампреда ПНФА Фуада Гахраманлы и еще троих обвиняемых в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» отметил, что «следствие по уголовному делу проводилось с многочисленными нарушениями».
Они заявили о пытках и подробно описывали, как это происходило, называли конкретных людей, применявших пытки
«Нарушения были с самого начала. Так, указывается, что основанием для спецоперации в Нардаране стала «поступившая оперативная информация» о подготовке преступления. Но в деле не указывается источник информации. Нет в деле сведений о регистрации этой информации в книге регистраций Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД. Оперативная информация должна быть представлена в порядке предусмотренном УПК, то есть должен быть указан ее источник. А у нас годами существует практика, когда на основе «поступившей оперативной информации» «выявляют» наркотики, оружие у активистов». Кроме того, после проведения спецоперации орган полиции должен уведомить об этом в течение 48 часов прокурора, осуществляющего процессуальный надзор, и суд и обосновать законность принятых мер. Однако ни по «Нардаранскому делу», ни по многим другим делам такого не было», - сказал адвокат.
По его словам, в ходе предварительного следствия права арестованных грубо нарушались.
«К ним долгое время не допускали адвокатов, не рассматривали жалобы на пытки. В суде они заявили о пытках и подробно описывали, как это происходило, называли конкретных людей, применявших пытки. Это дает основания суду исключить из материалов дела признательные показания, которые были даны на предварительном следствии. У нас будут соответствующие ходатайства», - сказал адвокат Иманов.
Уголовное дело даже близко не похоже на правовой процесс
Адвокат Аббаса Гусейнова Фариз Намазлы также заявил о многочисленных нарушениях в ходе предварительного следствия.
«В деле так много нарушений, что вкратце невозможно об этом говорить. На процессе мы подробно изложим позицию защиты. Это уголовное дело даже близко не похоже на правовой процесс», - отметил Намазлы.
Следующее судебное заседание назначено на 18 августа.
Как пояснил адвокат Иманов, на следующем этапе процесса начинаются слушания показаний потерпевших. По его словам, потерпевшими признаны 31 человек – сотрудники ГУБОП МВД, проводившие спецоперацию в Нардаране.
Далее, суд приступит к слушанию показаний свидетелей.
«Только свидетелей обвинения 70 человек. А будут еще и свидетели защиты. С учетом того, что в неделю проводится по 1-2 заседания, процесс, вероятно, затянется на многие месяцы», - сказал адвокат Иманов.
Сестра обвиняемого Аббаса Гусейнова Ясемен Гусейнова в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» заявила, что шокирована услышанным на процессе.
«Каждый раз мы тут в суде слышим о зверствах над этими верующими. Это не соответствует ни мусульманской религии, ни общечеловеческой морали. Сегодня Джаббар Джаббаров рассказывал, как моего раненого брата пытали. Мой брат даже не был в состоянии самостоятельно воды выпить, он даже намаз совершал лежа», - сказала Я. Гусейнова.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08