Борис Ельцин в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Взаимоотношения первого президента России с Робертом Кочаряном были очень теплыми.
"Я люблю Армению, я был здесь. С Арменией нас связывает очень длинная история и ее надо сохранять, стремясь развивать наше сотрудничество",- такое заявление сделал первый президент Российской Федерации 12 октября, сразу же по прибытии в аэропорт "Звартноц".
Этот визит невозможно каким-то образом отнести к ряду обычных визитов. Ельцин и сейчас считается одним из наиболее влиятельных политиков России. Говоря образно, внешне этот визит является "туристическим". Борис Николаевич со своей супругой Наиной Иосифовной путешествуют по достопримечательным местам Армении. Тем не менее, этот визит как таковой сам по себе уже является политическим явлением. Если до сих пор СМИ и политические деятели не комментируют визит с этой точки зрения, то это лишь временно. Подобное знаменательно заявление уже сделано Борисом Николаевичем: "С президентом Армении Робертом Кочаряном мы являемся товарищами. Он пригласил, и мы с Наиной с большой радостью приняли это приглашение",- заявил он в аэропорту.
Эти слова не были бы восприняты как что-то знаменательное, если бы, так сказать, дружба между Борисом Николаевичем и Робертом Седраковичем не имела бы интересной истории. Эта дружба началась 4 февраля 1998 года, когла президент Ельцин, очень оперативно отреагировавший на отставку Левона Тер-Петросяна, заявил:"Я сожалею, что он ушел, он работал спокойно, и мы хорошо сотрудничали в рамках СНГ. В течение последних месяцев я имел несколько телефонных разговоров с ним. мы посылали посредников, хотели помочь ему, ибо он создал вокруг себя круг людей, которые были против него, но он отказался от нашей помощи". Но Ельцин не был бы Ельциным, если бы он довольствовался только этим, говоря о своем близком друге. Тогда он говорил о тех силах, под давлением которых вынужден был уйти в отставку первый президент Армении. Точнее, Ельцин корректно одернул те силы, которые готовились занять верхушку власти. "Теперь к власти придут жесткие люди",- таково дословно сказанное Ельциным 4 февраля 1998 года. То, что дружба между Арменией и Россией после ухода Тер-Петросяна будет носить характер обязательств, стало ясным уже в самом начале президентства Кочаряна. Периодически возникали вопросы о реструктуризации долгов Армении за российские энергоносители, о вывозе армянской продукции в россию и т.д. Конечно, в итоге вопросы решались, но русские здорово потрепали нервы нашим руководителям.
До конца своего президентства Ельцин так и не забыл, под чьм давлением ушел в отставку Левон Тер-Петросян. Роберт Кочарян в качестве президента Армении и в бытность Ельцина российским президентом, так и не посетил с официальным визитом Россию. И это в том случае, когда 4 февраля 1998 года Ельцин заявил:"Армения входит в стратегическое поле России". Нетрудно заметить, что эта задача личных взаимоотношений. В течение этого времени Кочарян несколько раз бывал в Москве, но с рабочими визитами или в рамках СНГ. И вообще, история встреч Ельцина и Кочаряна довольно бедненькая. Они встречались пять раз: два раза во время рабочих визитов и три раза на встречах руководителей стран СНГ и на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Между тем, не всегда Ельцин и Кочарян имели отдельные беседы. Иначе говоря, если говорить о дружбе Ельцина и Кочаряна, то ее основа закладывается сейчас - во время их шестой по счету встречи.
Опубликовано 16 октября 2002 года
источник: Газета "Айкакан Жаманак" (Армения)