Юристы сочли незаконным запрет на выезд из Азербайджана журналистки Вагифгызы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бакинский апелляционный суд 8 августа отклонил апелляцию журналистки-фрилансера Севиндж Вагифгызы, которая пыталась оспорить решение генпрокуратуры о запрете на выезд журналистки из страны. Следствие мотивировало запрет тем, что Вагифгызы проходит свидетелем по делу против сотрудников оппозиционного Meydan TV.
Как писал «Кавказский узел», Meydan TV создал в 2013 году блогер и бывший политзаключенный Эмин Милли. Финансово издание поддержал Европейский фонд поддержки демократии. Но уже в декабре 2014 года издание закрыло свой офис в Баку. Руководство Meydan TV объяснило этот шаг опасениями за безопасность своих сотрудников. Meydan TV вещало в Интернете из Берлина и освещало главным образом проблемы социальной сферы, правозащитные вопросы, факты коррупции, акции протеста. Сам Милли находится в политической эмиграции в Германии с 2013 года. В настоящий момент в отношении нескольких сотрудников Meydan TV возбуждено уголовное делу о незаконном предпринимательстве, сокрытии налогов и злоупотребление полномочиями.
1 сентября 2015 года и 5 февраля этого года Севиндж Вагифгызы допрашивала прокуратура в связи с освещением акции протеста в городе Мингячевире. Следствие также интересовалось деятельностью online-телевидения Meydan TV.
Как рассказала Севиндж Вагифгызы корреспонденту «Кавказского узла», еще вечером 20 сентября 2015 года ее вместе с коллегами Айтен Фархадовой и Изольдой Агаевой задержали в Бакинском аэропорту по возвращении из Киева, объявив им о введении запрета на их выезд из Азербайджана. Девушек доставили в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД и отпустили только рано утром.
«Никакого документа о том, на каких основаниях мы были задержаны, нам не представили», - сказала Вагифгызы.
По ее словам, только в апреле этого года Вагифгызы и ряд других журналистов узнали, что запрет на выезд связан с уголовным делом, расследуемым в Следственном управлении по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Азербайджана против должностных лиц Meydan TV.
Вагифгызы пыталась обжаловать это решение управления генпрокуратуры в суде. Однако, по ее словам, 25 июля Насиминский районный суд Баку отказался принять в производство ее жалобу.
Далее она подала апелляцию на это решение, рассмотрение которой и состоялось 8 августа в Бакинском апелляционном суде (БАС). В БАС подтвердили информацию об отклонении жалобы Вагифгызы.
Закон вообще не предусматривает ограничений на выезд свидетеля за рубеж
Как сообщила корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Вагифгызы Шахла Гумбатова, на судебном заседании в БАС следователь по особо важным делам Следственного управления по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Али Бабаев, заявил, что «в связи с уголовным делом против руководства Meydan TV введен запрет на выезд из страны свидетелей, в том числе Севиндж Вагифгызы».
«Ограничение свободы передвижения свидетеля незаконно. Наши доводы и ссылки на нормы законодательства и международного права не возымели действия ни на следователя, ни на судью. Суд оставил жалобу без удовлетворения», - подчеркнула адвокат.
По словам Гумбатовой, «закон вообще не предусматривает ограничений на выезд свидетеля за рубеж». «Свидетелю может быть сделано предписание о необходимости заранее информировать о предстоящих поездках. В таких случаях неофициально следствие может попросить какую-то поездку отложить», - уточнила адвокат.
Эксперт в области права, адвокат Ялчин Иманов также считает необоснованным запрет свидетелям на выезд из страны.
В беседе с корреспондентом «Кавказского узла» он пояснил, что ограничение свидетелю на выезд за рубеж или другое место внутри страны может быть введено «в течение очень короткого времени в связи с конкретным следственным мероприятием».
«А так на неопределенное время ограничивать свободу передвижения свидетеля незаконно», - сказал адвокат.
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов отметил в беседе с корреспондентом «Кавказского узла», что, по его информации, запрет на выезд действует в отношении порядка 10 журналистов.
«Подобные запреты с 2014-2015 гг. еще действуют в отношении ряда активистов НПО. Это фактически возврат в советское прошлое, когда неугодные власти люди оказывались невыездными», - отметил Гасанов.
В следственном управлении по тяжким преступлениям генпрокуратуры не комментируют следствие по делу против Meydan TV.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"