Ахмеднабиева вспоминают в Дагестане спустя три года после убийства
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти России за три года не показали должного стремления расследовать убийство корреспондента "Кавказского узла" Ахмеднаби Ахмеднабиева, считает адвокат Мусакян, направивший жалобу по делу в ЕСПЧ. Ахмеднабиева живо помнят в Дагестане и за пределами республики как мужественного журналиста, заявили коллеги убитого.
Как писал "Кавказский узел", корреспондент "Кавказского узла" и заместитель главного редактора "Нового дела" Ахмеднаби Ахмеднабиев был убит 9 июля 2013 года в пригороде Махачкалы. 8 июня 2016 года была подана жалоба в ЕСПЧ по делу, в которой сказано, что расследование убийства велось неэффективно, а власти не приняли мер для защиты журналиста.
В мае 2012 года Ахмеднабиев заявлял об угрозах в его адрес. 11 января 2013 года неизвестные произвели четыре выстрела в Ахмеднабиева, но пули прошли мимо и журналист не пострадал. Личности стрелявших установлены не были.
Неэффективное расследование убийства Ахмеднабиева дискредитирует силовиков
Жители республики хорошо помнят об Ахмеднабиеве, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" главред газеты "Новое дело" Гаджимурад Сагитов.
Об Ахмеднаби вспоминают как о мужественном журналисте, не боявшемся поднимать острые вопросы
"Достаточно часто к нам в редакцию приходят люди и начинают разговор с того, что они были знакомы с Ахмеднаби. Они вспоминают о нем как о мужественном журналисте, не боявшемся поднимать острые вопросы, которые другие старались не замечать", – сказал Сагитов.
Читатели высоко оценивали стремление Ахмеднабиева разоблачить коррупционные схемы во властных структурах, продолжил он.
"Самое интересное, что это разные люди. Как светские, так и глубоко религиозные, представители интеллигенции и спортсмены. Говорят об Ахмеднаби и чиновники. И представителей власти, как и остальных, возмущает то, что дело об убийстве никак не расследуется, и оно до сих пор не раскрыто", – подчеркнул Гаджимурад Сагитов.
Читатели "Кавказского узла" выбрали Ахмеднаби Ахмеднабиева первым в десятке равных по итогам конкурса "Герой Кавказа-2013". За него было отдано 16070 из 29263 голосов или 54,92%.
Он убежден, что на республиканском уровне это дело расследовано быть не может.
"Мы прекрасно понимаем, что при желании правоохранительные органы распутывают очень сложные дела. У них есть все необходимое для этого. Но почему-то они не используют все эти возможности. И добиваться, чтобы следователи проводили работу по делу, адвокаты вынуждены через суд", – сказал Сагитов.
Отсутствие прогресса в расследовании он связывает с тем, что Ахмеднабиев в своих статьях позволял себе критиковать силовые структуры.
"Да, возможно, Ахмеднаби многих раздражал своими публикациями, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Но все эти публикации были направлены против силовиков, нарушавших законы, против их неправомерных действий. Естественно, оппонировать они словесно ему не могли, за ним была правда. И сейчас вместо того чтобы искать его убийц, они саботируют расследование", – считает Сагитов.
Это нежелание раскрывать дело только дискредитирует правоохранительный блок в глазах жителей республики, продолжил он.
"Давая возможность безнаказанно творить зло, правоохранительные органы тем самым поощряют незаконные действия. Но не понимают, что в один день это все может коснуться и их близких. И тогда только они вспомнят закон, необходимость его соблюдения. Но будет уже поздно. Сильное государство, сильный правоохранительный блок не должны оглядываться на то, кто стоит за преступлением. Они должны быть выше этого, сильнее и должны наказать виновного", – подчеркнул журналист.
Силовые структуры Дагестана смотрят на независимых журналистов как на угрозу
Представителей властей раздражает работа внесистемных журналистов, имеющих собственную точку зрения на происходящее в стране и мире, – с таким отношением столкнулся и Ахмеднабиев, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" политический обозреватель дагестанского издания "Черновик" Магомед Магомедов.
"Когда такой журналист погибает, то, как бы это цинично ни звучало, отдельные представители власти вздыхают с облегчением, так как уже нет человека, обличающего их грязные дела и ущербную, чреватую кризисами политику. Ахмеднаби писал об острых проблемах российского общества, взаимоотношениях исламского мира и политической системы нашей страны, проводил собственные расследования, связанные с нарушениями прав человека", – сказал он.
Писать на эти темы в Дагестане, значит, автоматически вступить в резкий конфликт с высокопоставленными представителями силового блока республики, пояснил Магомедов.
"И тот факт, что убийство журналиста – наглое и циничное, почти у дверей собственного дома – не расследуется, а государство через суд добивается того, чтобы дело было списано в архив, только подтверждает гипотезу о причастности к смерти Ахмеднаби отдельных, к сожалению, пока неизвестных обществу силовиков", – считает Магомед Магомедов.
Каждый год Совет по правам человека при президенте России напоминает Владимиру Путину о нерасследованных убийствах Ахмеднаби Ахмеднабиева, Хаджимурада Камалова и других кавказских журналистов, отметил он.
"Каждый год глава государства дает распоряжение силовому блоку разобраться в этом вопросе, и каждый год силовой блок Дагестана полностью игнорирует требование президента России. Такой саботаж требований президента страны со стороны МВД Дагестана, следственного управления СКР по республике и УФСБ РФ по Дагестану как бы показывает и обществу, и журналистам: даже сам Путин вам, пишущим остро и обличающим коррупционеров и оборотней в погонах, не поможет", – заявил Магомедов.
Всех журналистов всё равно не убьют
Коллегам убитых остается только "помнить погибших товарищей и продолжать работать над сложными темами".
"Всех журналистов все равно не убьют, а в современных реалиях, когда каждый человек, имея доступ в Интернет, может стать и сам себе журналистом и СМИ, это и вовсе бессмысленно", – подчеркнул Магомедов.
Потерпевшая сторона в деле Ахмеднабиева надеется на скорое расследование в ЕСПЧ
Адвокат Тумас Мисакян, приглашенный "Кавказским узлом" для защиты интересов потерпевшей стороны по делу об убийстве Ахмеднабиева, инициировал уже два судебных процесса в Махачкале.
В Советском районном суде Махачкалы было обжаловано очередное, седьмое по счету, постановление о приостановлении следствия, которое защита требует признать неэффективным, рассказал Мисакян корреспонденту "Кавказского узла".
Также адвокат подал заявление о возбуждении уголовного дела о халатности в отношении сотрудников правоохранительных органов Дагестана. Это заявление не было рассмотрено, поэтому Мисакян обратился в суд и прокуратуру Дагестана.
"В судебном порядке был обжалован и отказ органов следствия рассмотреть мое заявление о возбуждении уголовного дела за халатность, проявленную сотрудниками правоохранительных органов Дагестана, не принявших мер для защиты жизни Ахмеднабиева. Но в обоих судах получены отказы", – отметил адвокат.
Он уточнил, что всего по этим двум делам прошло шесть заседаний: по два заседания в суде первой инстанции и по одному в апелляции Верховного суда Дагестана.
"Надо сказать, что очень большую работу по делу провел до меня адвокат Абдурашид Шейхов (адвокат был привлечен к делу "Кавказским узлом"), который за несколько лет написал десятки жалоб и заявлений, касающихся неэффективности расследования убийства и непривлечения к ответственности должностных лиц прокуратуры и следственных органов", – добавил Мисакян.
По словам адвоката, внутри России уже исчерпаны все возможности для отстаивания прав потерпевшей стороны по делу об убийстве Ахмеднабиева, в связи с чем 8 июня и была подана жалоба в ЕСПЧ.
"Мы надеемся, что Европейский суд рассмотрит нашу жалобу как можно скорее. Поскольку в ней затрагиваются вопросы, связанные с нарушением властями статьи 2 Конвенции по защите прав человека, предусматривающей право на жизнь. В жалобе я также поднимаю вопрос о нарушении властями статьи 10 Конвенции, закрепляющей право на свободу выражения мнения, поскольку считаю, что убийство Ахмеднабиева было связано с его публикациями в прессе", – заключил адвокат.
"Кавказский узел" совместно с Союзом журналистов России ежегодно проводит конкурс работ в рамках премии имени Ахмеднаби Ахмеднабиева для журналистов, пишущих о Кавказе. Победителем конкурса в 2014 году стала Елена Милашина, на конкурсе 2015 года первое место заняла статья Сергея Соколова. Прием работ на конкурс этого года уже ведется.
Союз журналистов Дагестана готовит памятник погибшим журналистам в Махачкале
Необходимо делать все для того, чтобы общество не забывало об убитых журналистах, сказал корреспонденту "Кавказского узла" секретарь Союза журналистов Дагестана Али Камалов.
"Мы требуем и постоянно будем требовать раскрыть преступления и наказать заказчиков убийств журналистов. Другого выхода нет", – подчеркнул он.
"В Союзе журналистов также мы постоянно вспоминаем всех убитых журналистов, погибших от рук бандитов", – добавил он.
Сейчас по инициативе Союза журналистов Дагестана в Белоруссии идет работа над памятником погибшим журналистам, который будет установлен у Дома журналиста в Махачкале, рассказал Камалов.
В сентябре 2009 года имя Ахмеднаби Ахмеднабиева фигурировало в листовках, в которых анонимные авторы обещали целенаправленно мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. По этому поводу Ахмеднабиев обращался в правоохранительные органы, чтобы ему была предоставлена охрана. В списке фигурировал и впоследствии убитый учредитель "Черновика" Хаджимурад Камалов. Убийство Камалова также до сих пор не расследовано.
Попавшие в "расстрельный список" не видят улучшения ситуации в Дагестане
Адвокат Баканай Гусейнова в 2009 году, как и Ахмеднабиев, попала в "расстрельный список". По словам адвоката, после этого каких-то открытых и активных попыток помешать ей защищать подозреваемых не появилось.
"В отношении меня не было никогда угроз от каких-либо структур. Этого не было и тогда, когда я сотрудничала с Правозащитным центром "Мемориал" и защищала обратившихся к ним. Нет и сейчас. Как я оказалась тогда в списке, для меня остается загадкой", – сказала Гусейнова.
Однако, по словам адвоката, она все еще регулярно сталкивается с отказом силовиков в допуске ее к подзащитным.
"Чтобы пробиться к своему подзащитному приходится писать жалобы, обращаться в надзорные органы", – пояснила она.
Общественная ситуация в Дагестане по сравнению с последними годами работы не улучшилась, считает председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. Его имя также фигурировало в "расстрельном списке".
"Нездоровая обстановка в республике сохраняется. Сейчас в республике та же обстановка, что и лет пять-семь назад, а, может быть, даже она немного ухудшилась. И, к сожалению, все привыкли к тому, что происходит. Человек оказывается похищенным, потом его объявляют участником подполья, находят мертвым (подобное произошло, в частности, с махачкалинцем Магомедом Сулеймановым, похищенным 3 июня и объявленным убитым по итогам спецопераций на юге Дагестана 16-17 июня, - прим. "Кавказского узла"). И никто не разбирается в этом до конца. Общество равнодушно к этому относится. Люди говорят, что это их не касается, а когда уже коснется, то ему никто не поможет", – заявил он.
Большой проблемой остается неравенство жителей республики перед законом, сказал корреспонденту "Кавказского узла" Набиев.
"Есть закон, и он должен работать, должны исполняться конституционные нормы. В обществе не должны создаваться условия для напряженности. Если есть экстремисты, террористы, то борьба с ними должна вестись в рамках закона", – отметил Набиев.
Однако все жертвы и потери, которые понесло общество за последние годы, не привели его к осознанию этого и к стабилизации обстановки, заключил Набиев.
Ахмеднаби Ахмеднабиев работал на "Кавказском узле" в качестве собственного корреспондента более семи лет, освещая острые темы. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Ахмеднаби Ахмеднабиева. События вокруг расследования его убийства освещаются на тематической странице "Убийство Ахмеднабиева".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
02 января 2025, 19:35
-
02 января 2025, 15:53
-
02 января 2025, 14:02
-
02 января 2025, 09:34
-
02 января 2025, 08:39
-
02 января 2025, 06:47