Эрнст Черный назвал блефом аргументы следствия в деле Карауловой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дело студентки Александры Ивановой (Варвары Карауловой), обвиняемой в попытке примкнуть к запрещенной террористической организации "Исламское государство", сфабриковано, а позиция следствия бездоказательна, считает правозащитник Эрнст Черный, просивший отпустить Караулову под свое поручительство.
Как писал "Кавказский узел", студентка МГУ Варвара Караулова была задержана на турецко-сирийской границе в составе группы россиян 4 июня 2015 года. Задержанные, по версии следствия, намеревались примкнуть к запрещенному в России и признанному террористической организацией "Исламскому государству". Дело получило широкий резонанс. Караулова сменила имя, став Александрой Ивановой.
"В версии следствия концы с концами не сходятся"
Освободить Караулову из СИЗО под свое поручительство суд просили глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева и два члена организации - академики РАН Юрий Рыжов и Эрнст Черный.
По мнению правозащитников, Александра Иванова "очень талантливый и целеустремленный человек", владеет пятью иностранными языками и сейчас пытается учить шестой, а находясь вне СИЗО, могла бы продолжить обучение в вузе, бесплатно преподавать иностранные языки и участвовать в волонтерской деятельности.
Комментируя просьбу отпустить на поруки Караулову, секретарь Общественного комитета защиты ученых и член МХГ Эрнст Черный рассказал, что вошел в дело по просьбе одного из адвокатов.
"Один из защитников, занимавшийся международными судами, работает в Центре содействия международной защите. Заместителем директора центра является Моисеев, некогда "назначенный" южнокорейским шпионом (Валентин Моисеев был приговорен в 2001 году к 4,5 года по обвинению в государственной измене в форме шпионажа в пользу Южной Кореи, свою вину он не признавал, а ЕСПЧ признал нарушения его прав в ходе судебного процесса. – Прим. "Кавказского узла"). Он и рекомендовал адвокату обратиться ко мне", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Эрнст Черный.
Он подчеркнул, что вошел в "дело Карауловой", поскольку счел, что в версии следствия "концы с концами не сходятся". "Когда мы обсуждали это с Рыжовым и Алексеевой, мы знакомились с откликами с факультета, где она училась", - рассказал правозащитник, отметив, что отклики о девушке были положительными.
По словам Черного, это впечатление еще более усилилось после посещения им заседания суда 24 мая, который продлил Карауловой срок содержания под стражей.
"Суд показал, что у следствия нет ничего на нее. Следователь не привел в обоснование своего ходатайства о продлении содержания под стражей никаких доказательств, что прямо противоречит решению Верховного суда, согласно которому, продление возможно только при предоставлении доказательств", - сообщил Эрнст Черный.
Я посмотрел на эту девушку и увидел, что это просто домашний котенок
Он назвал слова следователя "детским лепетом". "Адвокат это все разложил по полочкам, но как человек интеллигентный, достаточно мягко", - отметил правозащитник.
Саму Караулову Черный охарактеризовал весьма лестно. "Я посмотрел на эту девушку и увидел, что это просто домашний котенок. Как пример - ее разговоры с матерью. Ребенок, сидящий в тюрьме, заботится о собаке - просит мать купить какой-то препарат от клещей, чтобы собака, не дай Бог, не заболела энцефалитом. Еще один штрих - человек, сидящий в тюрьме и уже знающий кучу языков, изучает язык глухонемых, чтобы затем преподавать глухонемым детям французский", - рассказал Эрнст Черный.
"Караулова вела переписку с боевиком по требованию силовиков"
Варвара Караулова пропала в Москве 27 мая прошлого года после того, как уехала в университет, но не явилась на занятия. В начале июня стало известно, что на турецко-сирийской границе были задержаны 13 россиян (в том числе и Караулова), которые, предположительно, планировали присоединиться к террористической организации "Исламское государство". Караулова вернулась в Москву 11 июня.
В октябре 2015 года суд по ходатайству следствия арестовал Караулову из-за того, что она, как утверждают следователи, после прибытия на родину продолжила общение с вербовщиком ИГ и намеревалась вновь отправиться в Сирию, передает "Интерфакс".
Переписку со своим вербовщиком Караулова, по данным "Коммерсанта", ссылающегося на свои источники, начала в марте 2013 года. Как утверждают родители девушки, она влюбилась, но в какой-то момент ее собеседник в одностороннем порядке прервал переписку. Снова на связь он вышел в 2014 году, сообщив, что принял ислам, предложил сделать то же Карауловой и позвал в Сирию.
Следователи считают, что мужчина купил билет студентке, ставшей к тому моменту ему женой по исламскому обряду, и прислал ей номер брони. Варвара Караулова сообщила матери, что едет в институт, а сама, захватив загранпаспорт, отправилась в аэропорт Шереметьево, откуда вылетела в Турцию, и там была задержана турецкими пограничниками.
Из формулировок обвинения следует, что путь Варвары Карауловой в ИГ прервался "по не зависящим от обвиняемой причинам". Следователи также считают, что, вернувшись в Россию, студентка продолжала переписываться с возлюбленным и просила "мужа" помочь ей со второй попыткой попасть в Сирию. При этом все ее средства связи и аккаунты в социальных сетях уже были под контролем ФСБ, отмечает издание.
Эрнст Черный выразил сомнения по поводу аргументации следствия, более того, предположил, что изначально Караулову втянули в провокацию спецслужбы.
"Это все полный блеф. По версии следствия она вроде как влюбилась в террориста и разговаривала с ним. Но если даже на секунду предположить, что это был террорист, то зачем ему скрываться? Он привлекает девиц, вербует их. И куда ему от них (и от нее) деваться? Он ее видит, она его видит. Есть масса способов для контакта - начиная от физической встречи и до встреч в виртуальном пространстве. И тут возникает вопрос - не люди ли типа следователя были на другом конце провода?" - говорит правозащитник.
Адвокат Карауловой Сергей Бадамшин также рассказал о нестыковках в деле и давлении силовиков на его подзащитную.
"Родители говорят, что их дочь вела переписку в первую очередь по требованию силовиков, чтобы те могли раскрыть схему вербовки и переправки в ИГ. Следователь в ходе судебного заседания подтвердил, что все технические устройства Варвары были поставлены на технический контроль ФСБ. Однако в какой-то момент она, устав от давления, делать это отказалась - ее буквально засасывало опять в ситуацию. После этого и начались ее проблемы", - заявил Сергей Бадамшин, слова которого приводил "Коммерсант" в опубликованной 11 ноября 2015 года статье.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". "Кавказским узлом" в разделе "Справочник" также опубликована справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ".
источник: корреспондент "Кавказского узла"