Баку начинает поддерживать Москву в "чеченском вопросе"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджанские власти, кажется, пытаются укрепить отношения с Москвой, то преследуя судебным порядком, то выдавая российской стороне тех, кто заподозрен в оказании поддержки чеченским мятежникам.
За последние два года в Баку прошли три судебных процесса. Последний по времени закончился на прошлой неделе. Судили трех азербайджанцев, двое из которых обвинялись в создании вооруженных формирований, а третий лишь подозревался в подобных деяниях.
Судебный процесс стартовал на фоне резко обострившихся отношений между Грузией и Россией, что связано с настойчивыми попытками Москвы "разобраться" с чеченскими боевиками, которые, по мнению Кремля, проникают на Северный Кавказ из Панкисского ущелья.
Несмотря на относительную мягкость вердикта в последнем случае - первые два обвиняемых получили по четыре года условно и были освобождены из зала суда, а третий и вовсе оправдан - очевидно, что Баку изменил свою позицию по чеченской проблеме.
Во время первой "чеченской войны" 1994-96 годов официальный Азербайджан не скрывал своей симпатии к чеченским повстанцам. Баку оказывал им различные знаки внимания и, хотя и неофициально, но принял на своей территории беженцев из Чечни. Более того, в 1998 году на празднествах, посвященных 75-летию Гейдара Алиева, чеченского мятежного лидера Аслана Масхадова принимали как почетного гостя.
Некоторый поворот в позиции Азербайджана относительно чеченского вопроса наметился в 2000 году. Москва, делавшая тогда резкие заявления о намерении привести в норму миграционные потоки из Грузии и Азербайджана путем введения визового режима, в итоге приняла это решение только в отношении Грузии.
Во время недавнего - 26-27 сентября - визита в Москву президента Азербайджана Гейдара Алиева главы двух государств обменялись показательными заявлениями. "Баку полностью поддерживает антитеррористическую операцию, проводимую Россией на своей территории", - сказал Алиев. Президент Владимир Путин, в свою очередь, приветствовал меры, предпринимаемые Баку. "Мы знаем, что Азербайджан наглухо закрыл северные границы и не приемлет создания на своей территории лагерей для боевиков - в отличие от Грузии", - заявил он.
Известный политолог, сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана Зардушт Ализаде, однако, полагает, что за визитом Гейдара Алиева кроется попытка отвлечь внимание России от внутренней политики Азербайджана.
"Для Алиева самое важное - решение вопроса о власти, ради этого он готов на многое. Он отправился в Москву для того, чтобы договориться с Путиным, узнать, чего тот хочет взамен на то, чтобы закрыть глаза на систему власти в Азербайджане", - сказал Ализаде, заметив: "Поскольку Путин и Алиев управляют своими странами приблительно схожими методами, между генералом и полковником КГБ царит полная гармония". При случае, говорит политолог, "азербайджанские власти всегда готовы отловить с десяток чеченцев и отдать России".
Во время недавнего судебного процесса перед судом предстали Тельман и Мушвиг Гурбановы, а также Эльнур Кязимов. И в следственных материалах по этому делу утверждается, что оба Гурбановых в течение 2001 года наряду с другими азербайджанцами проходили военную подготовку на территории Грузии в селе Клебани Ахметского района, то есть в Панкисском ущелье.
Согласно обвинительному заключению, осужденные обучались в действующем в Клебани лагере обращению с топографическими картами, изготовлению и применению взрывчатых веществ, обращению с различными видами огнестрельного оружия и т.д. По данным следствия, особое внимание инструкторы в лагере уделяли обучению новобранцев подрывной и диверсионной деятельности, а также умению лазать по горам и вести уличные бои.
Как гласят документы, с осужденными проводил психологическую работу Кянан Шабанов, который в начале этого года был приговорен к пяти годам лишения свободы.
Выступивший на судебном процессе государственный обвинитель Теймур Балогланов требовал для обвиняемых Тельмана и Мушвига Гурбановых четырех лет лишения свободы, а для Эльнура Кязимова - трех лет тюремного заключения. Однако оба Гурбановых, как уже было сказано, получили только по четыре года условно и были освобождены из зала суда, а Кязимов просто оправдан, так как его лишь задержали на азербайджано-грузинской границе при попытке её незаконного перехода.
Адвокаты Тельмана и Мушвига Гурбановых протестуют против вынесенного приговора, считая его составленным с очевидными нарушениями закона. "Абсурдно обвинять молодых людей в создании незаконных вооруженных формирований, когда они всего навсего влились в уже действующие группировки. При этом даже последнее полностью не доказано", - заявил журналистам адвокат Хидаят Сулейманов.
По мнению критиков, этот и предыдущие судебные процессы над азербайджанцами, которые хотят воевать на стороне чеченских мятежников, равно как и периодическая выдача российским властям задерживаемых на территории Азербайджана боевиков - по некоторым данным, это около 10 человек - не более, чем инсценировка, попытка задобрить Москву.
Очевидно изменившиеся позиции Баку в отношении чеченских мятежников вызывают опасения за безопасность нашедших приют в стране беженцев из Чечни.
По свидетельству многих, в Азербайджане они часто становятся объектами преследования со стороны сил правопорядка. Правда, глава бакинского офиса Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Дидье Лэйе сказал, что фактами, свидетельствующими о масштабности притеснений беженцев со стороны полицейских не располагает. "За все время работы здесь нам только дважды пришлось выдывать повторные справки чеченским беженцам, которые были отобраны блюстителями порядка", - отметил он.
Однако учитывая, что только небольшая часть вынужденных переселенцев из Чечни имеют здесь статус беженцев, реальная ситуация остается неясной.
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)