Грузинские эксперты заявили о провале проекта конституционной реформы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Работа государственной конституционной комиссии в Грузии завершилась безрезультатно из-за отсутствия единой позиции у членов "Грузинской мечты", отметил представитель "Свободных демократов" Ираклий Чиковани. Участники комиссии часто не появлялись на заседаниях, отметил политолог Заал Анджапаридзе. Представитель правящей коалиции Закария Куцнашвили назвал ошибкой одновременное рассмотрение более 100 изменений в Конституцию.
Как писал "Кавказский узел", 4 октября 2013 года парламент Грузии единогласно поддержал создание государственной комиссии, которая должна была разработать проект реформы Конституции страны к 1 сентября 2014 года. Комиссию возглавил председатель парламента Давид Усупашвили. 3 марта 2014 года комиссия приступила к работе. Ее работа продлевалась три раза и была завершена 1 марта текущего года.
Грузинские политики склоняются к тому, что у правящей коалиции – "Грузинской мечты" – не было политической воли внести изменения в Конституцию из-за нежелания менять существующую избирательную систему.
Ираклий Чиковани, депутат парламента от оппозиционной партии "Свободные демократы", входившей в состав "Грузинской мечты" в начале работы конституционной комиссии, сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что правящая коалиция не пришла к единому политическому решению по проекту изменений в Конституцию.
"В коалиции собирались и пытались достигнуть консенсуса. Но все партии в коалиции "Грузинская мечта" придерживались разного мнения касательно изменений в Конституцию, поэтому и продлевали срок работы комиссии. Также не было коммуникаций между правящей коалицией и оппозицией", – отметил Чиковани.
По его словам, основной вопрос, по которому участникам комиссии не удалось достичь согласия, – избирательная система.
С тем, что отсутствие проекта конституциональных изменений кроется в нежелании менять избирательную систему, согласен и лидер непарламентской оппозиционной партии "Новые правые" Мамука Кацитадзе. Он считает, что "Грузинская мечта" "изначально не хотела ее менять".
Также, по его словам, в коалиции не смогли достигнуть согласия по другим вопросам, среди которых полномочия президента и способ его избрания (парламентом или прямым голосованием) и реформирование судебной системы.
"Грузинская мечта" создала структуру, которая дала надежду, что будет изменен "Избирательный кодекс". Но впоследствии не были достигнуты результаты в работе комиссии из-за отсутствия кворума и разногласий внутри коалиции. Три раза продлевали работу комиссии, и в итоге оставили все как есть", – рассказал Кацитадзе корреспонденту "Кавказского узла".
Депутат парламента, исполнительный секретарь оппозиционного "Единого национального движения" Серго Ратиани отметил, что при создании комиссии "Грузинская мечта" "действительно хотела изменить главный закон, но впоследствии утратила это желание".
"У комиссии была имитация деятельности, поэтому ничего не смогли сделать", – подытожил Ратиани.
Депутат парламента от "Грузинской мечты" Закария Куцнашвили в свою очередь уверен, что на отсутствие проекта конституционных изменений повлияли многие факторы.
"По-моему, основная причина – ошибка, которая заключалась в том, что хотели принять все изменения в Конституцию одновременно. Хотели внести в один проект все предложения, разработанные разными группами комиссии, а их больше ста", – сообщил депутат корреспонденту "Кавказского узла".
Он назвал наиболее действенным способом принятия такого большого количества предложений "их разделение по темам и поэтапное рассмотрение, поскольку Конституция состоит из разных глав и положений".
"К примеру, можно по отдельности рассмотреть все предложения по правам человека, прокуратуре и судебной системе", – подчеркнул Куцнашвили.
"Работа комиссии была плохо организована"
О плохой организации работы конституционной комиссии рассказал ее представитель Автандил Деметрашвили, возложив вину за это на председателя комиссии – председателя парламента Грузии Давида Усупашвили. Деметрашвили также указал, что причина безрезультатной работы комиссии кроется в отсутствии единого мнения в рядах "Грузинской мечты" по поводу того, "нужно или не нужно менять Конституцию".
"Именно по этой причине работа конституционной комиссии не была продлена, и она завершила свою работу. На последнем заседании комиссии нам раздали предложения по внесению изменений в Конституцию, и члены комиссии должны были отметить, соглашаются они, не соглашаются или воздерживаются от голосования. Я воздержался по всем предложениям, так как не были указаны их авторы и их аргументы, а также мотивация внесения этих изменений в Конституцию", – заявил Деметрашвили корреспонденту "Кавказского узла".
Он также отметил, что в акте о создании государственной конституционной комиссии не было четко указано, что войдет в ее задачи.
"Государственные конституционные комиссии создавались при правлении всех президентов Грузии – Звиада Гамсахурдиа, Эдуарда Шеварднадзе и Михаила Саакашвили, и во всех актах указывали, что надо сделать комиссии. К примеру, конституционной комиссии, созданной при Гамсаурдиа, надо было редактировать Конституцию Грузии от 1921 года. Комиссии при Саакашвили – чтобы не было доминантной роли президента. Это первый случай в новейшей истории Грузии, когда в акте ничего не указали", – пояснил Автандил Деметрашвили.
Политолог Заал Анджапаридзе также заявил о "саботаже работы комиссии". По его утверждению, члены комиссии часто не приходили на заседания, "поэтому не было кворума для принятия решений".
"При составлении проекта конституционных изменений у всех был свой интерес – кто-то не хотел их внесения в Конституцию, кто-то хотел изменить ее по своему сценарию. Все это и привело к такому результату", – подчеркнул эксперт.
Он сообщил, что на работу комиссии было выделено 300 тысяч лари (около 122,5 тысячи долларов), а работа ее членов и технических сотрудников оплачивалась. "Это немалые деньги, которые выброшены на ветер", – отметил политолог.
Эксперт "Института исследований развития Грузии" Гия Хухашвили назвал конституционную комиссию "номинальной системой". По его мнению, ее работе помешали как различие в позициях партий, так "плохой менеджмент", так как Давид Усупашвили "не смог хорошо организовать ее работу и проводить легитимные заседания".
"У нас так бывает, что некоторые структуры не функционируют. Безрезультатное завершение работы конституционной комиссии особо не скажется на "Грузинской мечте", поскольку в последнее время ее авторитет, мягко говоря, и так не на высоте", – заявил Хухашвили корреспонденту "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37