Правозащитники обвинили власти Армении в игнорировании проблем пожизненно заключенных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Армении медлят с принятием решений по вопросам реабилитации пожизненно осужденных, демонстрируя отсутствие политической воли что-либо изменить, заявили участники дискуссии по проблемам пожизненно заключенных в Ереване.
"Кавказский узел" писал, что с 12 по 16 октября в Армении прошла массовая голодовка пожизненно заключенных, в ней приняли участие 57 человек, требующих пересмотра их уголовных дел. Их родственники поддерживали эти требования акциями протеста. Голодовка была временно прекращена в связи с тем, что заключенные отправили письмо в администрацию президента. Они дали властям срок до 22 октября для ответа, после чего грозят продолжить голодать.
В 1991 году в Армении был объявлен мораторий на смертную казнь, в 2003 году, после принятия нового Уголовного кодекса, она была упразднена. Президент Роберт Кочарян подписал указ о пожизненном заключении для всех осужденных, ранее приговоренных к смертной казни. При этом ни один пожизненно заключенный за всю историю независимой Армении не добился пересмотра дела, условно-досрочного освобождения или амнистии.
20 октября в Ереване состоялась дискуссия на тему "Требование пожизненно осужденных: возможности и проблемы пересмотра уголовных дел", в которой приняли участие правозащитники, журналисты и родственники людей, отбывающих пожизненный срок.
Меджлумян: власти годами не предпринимают попыток что-либо изменить
Власти обязаны разработать законопроект, предусматривающий механизм возвращения осужденного на пожизненный срок в общество, заявила в ходе дискуссии председатель общественной организации "Армянский проект невиновности" Заруи Меджлумян. По ее мнению, такие заключенные должны быть уверены, что система правосудия спустя определенное время позволит им рассчитывать на УДО или изменение режима отбывания наказания.
"В направленном на имя президента письме заключенные не только поднимали проблемы осужденных на пожизненный срок, но и указывали механизмы их решения. В частности, в письме отмечена необходимость индивидуального подхода к делу каждого из пожизненно осужденных", – подчеркнула она.
В письме поднимается важный вопрос сохранения вещественных доказательств, добавила Меджлумян. Она пояснила, что в Армении вещественные доказательства уничтожаются, тогда как в странах со сложившимися судебными традициями улики хранятся, благодаря чему только в США после проведения анализа ДНК 338 заключенных были признаны невиновными и оправданы после 20-30 лет отбывания наказания.
Авторы законопроекта нового Уголовно-процессуального кодекса Армении уже закрепили положение, согласно которому улики по тяжелым преступлениям не подлежат уничтожению, но в силу изменения не вступили, и сейчас вещественные доказательства в Армении продолжают уничтожаться, сообщила Меджлумян.
Она уверена, что озвученные пожизненно осужденными в письме вопросы свидетельствуют об отсутствии у власти воли для решения накопившихся в этой сфере проблем.
"С 2011 года в парламенте находится законопроект, в котором предлагалось изменение режима отбывания наказания пожизненно осужденных. Если бы этот проект получил законную силу, более 50 заключенных получили бы возможность отбывать наказание в уголовно-исправительных учреждениях с полузакрытым или полуоткрытым режимами", – подчеркнула Меджлумян.
Проблемы пожизненно осужденных неоднократно обсуждались с уже бывшими министрами юстиции Грайром Товмасяном и Оганесом Манукяном, которые заверяли, что данные вопросы будут решены, однако до сих пор никаких изменений не зафиксировано, отметила Заруи Меджлумян.
"Пока есть лишь единственный прецедент с изменением режима отбывания наказания восьмерых осужденных на пожизненный срок по истечении 20 лет. И то министерство юстиции полагающееся по закону изменение представляет как жест доброй воли", – заключила она.
В законопроекте, который находится в парламенте Армении, также предусмотрен переход от закрытого к полузакрытому режиму отбывания наказания по истечении 15 лет, а по истечении 18 лет - от полузакрытого к полуоткрытому.
Ревазян: власти боятся, что при пересмотре дел выявятся судебные ошибки
Для пересмотра подобных дел действительно в первую очередь нужна политическая воля, согласен юрист Хельсинкского комитета Армении Роберт Ревазян. Добиться справедливого расследования дел осужденных на пожизненное заключение можно и на имеющейся законодательной базе, заявил он в ходе своего выступления.
"В стране могут быть идеальные законы с хромающим правосудием и наоборот. Идеальные законы – хорошо, но смогут ли соответствующие органы проявить волю для пересмотра уголовных дел?" – отметил он.
Власти опасаются пересматривать дела, так как в ходе пересмотра может выясниться, что пожизненный приговор стал следствием судебной ошибки, считает Ревазян.
"Пожизненно осужденного придется оправдать, или изменить срок наказания. Однако необходимо будет найти реальных преступников. Придется провести расследование, чтобы выяснить, не было ли служебного подлога или преднамеренного сокрытия истинных фактов преступления. Если окажется, что были – наказать виновных", – пояснил он, подчеркнув, что это возлагает на власти большую ответственность.
Еще одной проблемой Ревазян считает отсутствие института психологов, которые должны работать с пожизненно заключенными, готовя их к возможному возращению в общество. По его информации, на 500-1000 заключенных приходится всего один психолог. Вместе с тем, это проблема не уголовно-исправительных учреждений, а всей системы правосудия.
"Порядка десяти осужденных на пожизненное заключение сидят 20 лет. Но когда встает вопрос УДО, говорят, что не могут освободить человека, проведшего 20 лет в четырех стенах. Срок подачи ходатайства на УДО и срок изменение режима одинаковый – 20 лет. Именно поэтому было предложено снизить до 15 лет планку изменения режима отбывания наказания с закрытого на полузакрытый, потом на полуоткрытый. В конечном итоге этот механизм позволит подготовить человека к возвращению в общество", – убежден Ревазян.
Родственники заключенных грозят начать массовый пикет
В дискуссии приняла участие мать осужденного на пожизненный срок Артура Мкртчяна Фени Мкртчян. Она подчеркнула, что родственники пожизненно осужденных ожидают от президента реальных решений.
Если власти не найдут выхода из ситуации, заключенные возобновят голодовку, а родственники объявят о начале сидячего пикета, подчеркнула Мкртчян.
По ее мнению, на этот раз ситуация уже достигла критической точки, поскольку до сих пор голодовку объявляли один-два приговоренных к пожизненному сроку, протестуя против конкретных отказов в пересмотре дел или УДО.
"Однако на этот раз голодовку объявили более 50 заключенных. К тому же их требования поддерживают родственники. Массовость акции протеста позволяет надеяться, что этот вопрос будет рассмотрен на заседании правительства", – заявила в ходе дискуссии Мкртчян.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями властей относительно заявлений участников дискуссии.
источник: корреспондент "Кавказского узла"