USAID заявляет об ухудшении положения гражданского общества в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
2014 год в Азербайджане характеризовался арестами журналистов и правозащитников, запретами на поездки за рубеж, следственными действиями в отношении активистов, волной вмешательств в работу местных и иностранных НПО, говорится в исследовании USAID (Агентство международного развития США).
Отчет "Индекс устойчивого развития гражданского общества Азербайджана-2014" поступил корреспонденту "Кавказского узла" 18 июля. Исследование подготовлено на основе экспертных опросов. В девятистраничном отчете дана общая оценка индекса устойчивого развития организаций гражданского общества (ОГО), а также по отдельным параметрам деятельности и состояния неправительственного сектора – "Правовая среда", "Организационные способности", "Финансовые ресурсы", "Адвокатура", "Оказание услуг", "Инфраструктура", "Общественный имидж".
Оценки даны по семибалльной шкале. При этом от 1-3 балла характеризуют "повышение устойчивости", 3-5 баллов – "развитие устойчивости", 5-7 баллов – "уменьшение устойчивости". Общий индекс устойчивого развития ОГО оценен в 5,1 балла, в то время как с 2009 года неуклонно держался на отметке 4,7. "В результате стратегических и системных мер правительство заставило замолчать альтернативные взгляды, что произошло даже после того как в мае 2014 года Азербайджан приступил к шестимесячному председательству в Комитете министров Совета Европы", - говорится в докладе.
Ухудшение атмосферы гражданского общества, происходило на фоне резкого снижения мировых цен на нефть, повлекшем экономический упадок в стране. При этом в 2014 году правительство приняло концепцию развития "Азербайджан-2020: Взгляд в будущее", определяющую стратегию экономического роста. Она предполагает развитие сотрудничества между государственными органами и институтами гражданского общества. Однако на практике происходило сужение поля деятельности общественных организаций, далее говорится в исследовании USAID.
На ухудшение ситуации серьезно повлияли принятые в конце 2013 года ограничительные поправки в законы "Об НПО", "О грантах", "О государственной регистрации юридических лиц" и Кодекс об административных проступках.
17 декабря 2013 года парламент Азербайджана внес поправки, согласно которым незарегистрированные Минюстом НПО фактически потеряли возможность пользоваться грантами. Теперь законодательство обязывает НПО каждые 90 дней сообщать в госорганы об изменениях в своих реестровых списках, введены новые правила проверок деятельности НПО и установлены новые виды нарушений, за которые полагаются крупные штрафы для НПО и их руководителей. 3 февраля 2014 года президент страны Ильхам Алиев, несмотря на протесты около 40 неправительственных организаций, принял все внесенные поправки.
"Власти усложнили получение грантов неправительственным организациям"
Индекс "Правая среда" был оценен в 5,6 балла, в то время как в 2008-2013 годах держался на уровне 4,7-4,8 балла. В течение года очень малому числу НПО удалось добиться регистрации грантов в Минюсте и получить от него соответствующие подтверждения для снятия с банковских счетов поступившие средства.
Помимо вышеуказанных ограничительных поправок, внесенных в законодательство в декабре 2013 года, которые вступили в силу в феврале 2014 года, парламент 17 октября принял новые изменения и дополнения. Нововведения установили четырехступенчатую систему предоставления грантов ОГО. Для этого донорская организация должна зарегистрировать свой филиал и офис в Азербайджане, заключить договор с министерством юстиции, предоставлять гранты по согласованным с правительством темам, и получать подтверждение от правительства по каждому конкретному гранту. Местный бенефициар гранта, в свою очередь, также должен заранее получать подтверждение от правительства. Кроме того, в 2014 году Минюст получил полномочия применять административные штрафы против НПО.
В прошлом году власти провели массу проверок в офисах НПО, вмешивались в их дела, замораживали банковские счета, необоснованно отказывали в регистрации грантов. Были арестованы руководители ряда правозащитных организаций (глава Клуба прав человека Расул Джафаров, руководитель Общества правового просвещения Интигам Алиев, директор Института мира и демократии Лейла Юнус. – Прим. "Кавказского узла"). Гостиницы отказались предоставлять свои конференц-залы для проведения мероприятий НПО. Ранее эта практика применялась только в регионах страны.
В декабре 2014 года Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала отменить ограничительные меры в законодательстве, касающемся НПО, однако власти отвергли эти предложения, расценив их как вмешательство во внутренние дела страны.
"Ряд НПО вынуждены свернуть свою деятельность"
Ухудшилась ситуация по индексу "Организационные способности". Он составил 4,7 против 4,5 в 2013 году. В условиях репрессивной правовой среды свыше 40 местных и иностранных НПО вынуждены были приостановить свою деятельность. Руководители более 30 местных НПО либо покинули страну, либо перешли к подпольной деятельности или вовсе прекратили работу.
При этом очень мало НПО в Азербайджане соответствовали международным стандартам в менеджменте, управлении человеческими ресурсами, проектами и финансовыми средствами. Установленные же в 2014 году ограничения для деятельности ОГО еще более затруднили проведение мероприятий по повышению способностей НПО. Сотни грантов были либо заморожены, либо средства возвращены донорам.
"Доноры теряют интерес к Азербайджану"
USAID свидетельствует об ухудшении индекса "Финансовых ресурсов", составивший 5,7 балла против 5,5 в 2013 году. Из-за ограничений в законодательстве интерес доноров к Азербайджану уменьшился. С другой стороны, донорские организации столкнулся с прямым давлением и покинули страну. Это, в частности, Национальный демократический институт (НДИ) США, институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), IREX (Американский совет по гуманитарным исследованиям) и другие. При этом такие доноры как Oxfam, Word Vision, Фонд Карнеги и другие находились под следствием.
Как отмечается в исследовании, в Азербайджане не развита концепция местной филантропии. С другой стороны, законодательство затруднило помощь НПО из местных источников, запретив анонимность пожертвований и ограничив сумму помощи наличными 50 долларами.
В то же время государство увеличило помощь провластным НПО. Так, бюджет Совета по господдержке НПО при президенте страны на 2015 год составил 7,5 млн манатов (7,14 млн долларов), увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 50%.
Резко ухудшился и индекс "Адвокатура", составив 5,4 против 4,7 в 2013 году. В Азербайджане, по данным исследования, только провластные НПО имеют коммуникацию с правительством и могут сотрудничать с госорганами в реализации проектов. Десятки руководителей НПО, выступавших в защиту своих арестованных коллег, сами столкнулись с давлением, вызывались на допросы в Генпрокуратуру, подвергались обыскам в аэропорту, сталкивались с запретом на выезд из страны.
"НПО начинают оказывать платные услуги"
Стабильно на среднем уровне в течение 10 лет остается индекс "Оказание услуг". НПО оказывают услуги в области просветительства, правовой помощи, обучения иностранным языкам, бухгалтерии, освоения компьютерных программ. Многие ОГО из-за ограничений в законодательстве об НПО намерены сосредоточиться на оказании консультативных услуг на коммерческой основе.
Общество "Женщины за рациональное развитие" учредила коммерческую организацию "Гендер порт" с привлечением экспертов, инструкторов, консультантов. При этом только провластные НПО могут пользоваться возможностями, предоставляемыми принятым в 2012 году законом "О социальных услугах".
"В Азербайджане недостаточно ресурсных центров"
Ухудшился и индекс "Инфраструктура", упав с 4,4 до 4,6 балла. Инфраструктура НПО и так сильно не развита. Не хватает средств на открытие ресурсных центров. В то же время, из-за кампании давления в 2014 году многие уже действующие ресурсные центры были закрыты.
Пять ресурсных центров Национального форума НПО доступны только провластным общественным организациям.
"Ухудшается имидж независимых НПО в глазах населения"
В результате негативной атмосферы, создаваемой вокруг НПО провластными СМИ, ухудшился и показатель "Общественного имиджа" гражданского общества, говорится в исследовании. Индекс по этому параметру составил 5,0 против 4,7 в 2013 году.
"Большинство НПО все еще не публикуют годовые финансовые отчеты, не имеют сайтов в Интернете, имеют ограниченные возможности об информировании своей деятельности и это используется государством для обвинения ОГО в непрозрачности", - говорится в заключении отчета.
Отметим, что исследование носит оценочный характер и не содержит рекомендаций.
Алескер Мамедли: в Азербайджане гражданское общество парализовано
Полностью согласен с оценками, изложенными в отчете USAID, эксперт в области права медиа, активист гражданского общества Алескер Мамедли. "Гражданский сектор оказался в парализованном состоянии. Деятельность целого ряда НПО оказалась невозможной из-за продолжающегося следствия против них, замораживания банковских счетов. Другие НПО также вынуждены бездействовать из-за неясности механизмов регистрации грантов. Кабинет министров не определил еще эти процедуры, а также порядок регистрации доноров", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мамедли.
Активистка гражданского общества и журналист-расследователь Айнур Имранова сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что более года ее счета заморожены, а сама она не может выезжать за рубеж.
"Мои счета заморозили по так называемому уголовному делу против местных и иностранных НПО. Я не знаю, какое отношение к этому делу имею я. У меня не было никаких больших проектов. Я получила всего лишь малый грант на проведение журналистского расследования о положении азербайджанских мигрантов в России от датской организации International media support. Из-за этого заморозили мои счета, не выпускают за границу. Постоянно вызывают меня на следствие. То, расспрашивают о Хадидже Исмайловой, про Эмина Гусейнова или других активистов. Из-за этого постоянного стресса я подорвала свое здоровье. Конца этому не видно…", - сказала Имранова.
Офис ИСБР продолжает оставаться опечатанным, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" юрист организации Гюнай Исмайлова. "8 августа прошлого года у нас в офис провели обыск, изъяли документы и оборудование. 11 августа опечатали офис. Еще раньше заморозили наши счета. С тех пор, мы не можем активно работать, осуществлять проекты", - сказала Исмайлова.
Власти Азербайджана пока не отреагировали на отчет USAID.
Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. "Кавказский узел" подготовил справочный материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент «Кавказского узла»