Чечня получила из Франции крупный архив по истории Кавказа времен гражданской войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Профессор Майрбек Вачагаев передал в Архивное управление Чечни 50 тысяч архивных листов по истории Кавказа. Эти ранее не известные документы имеют огромную ценность, сообщая подробности о событиях 1917-1921 годов на Кавказе, считают ученые.
В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области Российской империи была провозглашена Горская республика. Правительство республики было распущено весной 1919 года после того, как территорию Дагестана заняли войска генерала Антона Деникина. С сентября 1919 года по март 1920 года на территории Дагестана и Чечни существовало исламское государство Северо-Кавказский эмират.
Вачагаев: отдал архив с условием, что документы буду доступны любому исследователю
В Чечню переданы многочисленные материалы, которые дают возможность посмотреть на историю Кавказа «глазами европейца», рассказал корреспонденту «Кавказского узла»выпускник исторического факультета Чечено-Ингушского госуниверситета, президент Ассоциации кавказских исследований (l’Association d’etudes caucasiennes) в Париже Майрбек Вачагаев.
«С 90-х годов у нас появилась возможность читать и изучать мемуары белогвардейцев. И оказалось, что многое кардинально, диаметрально противоположно тому, что нам преподносилось большевиками. А теперь у нас есть возможность знать мнение французов, англичан, итальянцев, немцев в отношении тех событий, свидетелями которых они были в 1917-1921 годы. Мы можем представить, как наши проблемы виделись со стороны. Конечно, опираясь на их мнение, на их точку зрения, ошибочно делать окончательные выводы по тому или иному событию того времени, но их оценка помогает нам, сравнивая, понять, почему так или иначе действовал генерал Деникин, Врангель и другие», – рассказал Вачагаев.
Российские историки, по всей вероятности, даже не подозревали о наличии во Франции такого массива подобных документов, предположил Вачагаев. По его словам, эти материалы он выявил за последние 15 лет. Сами архивы закрыты не были.
«Здесь в архивах можно работать бесплатно любому гражданину любой страны. Тут совершенно другой подход к человеку, здесь готовы вам помочь в ваших поисках. Эти архивы для граждан, а не какое-то закрытое сообщество, как в нынешней России или в бывшем СССР. С другой стороны, учитывая уровень дохода наших ученых-историков во времена застоя – да и сейчас, думаю, мало что изменилось, – не у всех есть финансовые возможности, чтобы приехать во Францию, жить здесь и работать в архиве», – пояснил Вачагаев.
Ученый отправился именно во Францию потому, что со второй половины 20-ых годов именно эта страна стала центром эмиграции для людей, не принявших советскую власть, в том числе с южной окраины.
«Покидали свою родину не только кавказцы с плоскостных районов. Эмигрировали, и в большом количестве, горцы Кавказа. До Франции была Прага, потом Варшава, но в итоге многие осели во Франции», – рассказал он, добавив, что в архив также вошла библиотека книг и журналов, изданных горцами в эмиграции.
Теперь Майрбек Вачагаев намерен отправиться для изучения архивов в Германию.
«Для начала я хочу выявить большой массив документов в Германии, особенно касательно архива вермахта. Это и узники концлагерей, и погибшие в Германии выходцы с Кавказа. После думаю заняться США и Южной Америкой», – сообщил он.
Горцы с Кавказа жили, в частности, в Аргентине, но в большинстве своем, уточнил ученый, там были осетины, и имеется даже осетинское кладбище.
Нельзя сидеть годами или десятилетиями и ждать пока сама власть поймет, что республике нужны архивы
По словам Вачагаева, он передал архивные документы в Чечню ради «абсолютного большинства населения Северного Кавказа, кого интересует история своего народа».
«На меня случайно вышел Тимур Музаев, который написал, по моему убеждению, одну из лучших на сегодня книг про Горскую республику. Я прочитал и увидел, что, работая над своей книгой, он даже не подозревал, что есть тысячи и тысячи документов здесь, в Европе, касаемо темы Горской республики. И я понял, что нельзя сидеть годами или десятилетиями и ждать перемен, ждать, пока сама власть поймет, что республике нужны архивы. И я предложил их Тимуру с условием, что они буду доступны для любого исследователя из любой республики, занимающегося этой проблематикой», – рассказал Вачагаев.
Музаев: во время боевых действий архив Грозного был уничтожен почти полностью
Переданные из Ассоциации кавказских исследований архивные материалы бесценны, особенно для Чечни, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» начальник Архивного управления правительства республики Магомед Музаев.
«Так получилось, что архивы нашей республики до начала боевых действий в 1995 году находились в зданиях, расположенных в разных концах Грозного. И почему-то все эти здания были подвергнуты сильнейшему обстрелу из орудий. Я до этого думал, что после пожаров бывает черный пепел. А в помещениях, где хранились архивы Чечено-Ингушетии, пепел был белый. Оказывается, что такой пепел бывает, когда горят книги и документы», – вспоминает Музаев.
Такое впечатление, что здания, где хранились архивы, бомбили целенаправленно
По его словам, в результате обстрелов было уничтожено более 90% архивных материалов.
«Такое впечатление, что эти здания, где хранились архивы, бомбили целенаправленно. Архивные материалы после войны мы собираем по крохам. Помогают сотрудники архивов соседних республик, коллеги из Госархива», – рассказал Магомед Музаев.
Полученные из Франции материалы открывают новые, ранее неизвестные страницы истории чеченского народа.
«Составление описи подаренной нам коллекции архивных материалов займет много времени. Но уже сейчас можно сказать: мы получили уникальные документы, которые станут доступны для ученых не только нашей республики», – сказал Магомед Музаев.
Большая часть документов будет опубликована в «Архивном вестнике», мемуары планируется издавать отдельными книгами.
"Теперь в Чечню потянутся историки из других республик"
Материалы, которые поступили в Грозный из Франции, посвящены периоду гражданской войны и существованию таких образований, как Союз горцев Северного Кавказа и Горская республика, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Вадим Муханов.
«Майрбек Вачагаев и его коллеги работали во французских архивах еще и потому, что делегация северо-кавказских горцев во главе с Абдулом Чермоевым ездила во Францию на знаменитую Парижскую конференцию, которая решала вопрос о мире после Первой мировой войны. Все документы, которые были привезены делегациями, остались, естественно, в Париже. Поэтому, конечно, априори очень важный материал получили сотрудники архива Чечни, и можно только порадоваться, что он, хотя и в копиях, попал в Чечню, в Россию. Для историков это должно стать стимулом для изучения малоизвестного периода в истории нашей страны», – считает ученый.
По его словам, документы интересны вдвойне, так как показывают не только то, что происходило на Северном Кавказе в это время, но и отношение европейских политиков, дипломатов к событиям в регионе.
«О том времени все пишут по-разному, у каждого своя точка зрения, основанная зачастую на собственном восприятии автора и его предположениях. Эти документы и есть тот первоисточник, который поможет показать реальную картину происходящего и истинное отношение европейских политиков к северокавказским событиям», – считает Муханов.
С тем, что полученные из Парижа документы позволят пополнить знания о непростом периоде истории народов Северного Кавказа, согласен и профессор Чеченского государственного университета Аббаз Осмаев.
«Документов о Первой мировой войне, гражданской войне, об участии в этих исторических событиях представителей народов Северного Кавказа было мало. Этот период был мало изучен. И то, что в наш чеченский архив пришло 50 тысяч архивных листов по истории Кавказа, – это большое событие в научной жизни нашей республики», – сказал ученый.
Особенно важно, что документы характеризуют малоизученный период истории не только Чечни, но и всего Северного Кавказа, сказал в свою очередь доцент технологичского университета в Майкопе Саид Мусхаджиев.
«Это годы революции, гражданской войны. Я бывал в грозненском архиве, там работают увлеченные, преданные своему делу люди. Но работать им приходится в сложных условиях: помещение маленькое, не соблюдается тепловой режим и режим влажности для хранения документов», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Мусхаджиев.
Условий для того, чтобы в Чечне работали с материалами исследователи из других республик, до этого не было.
«Теперь, когда Чечня получила такой щедрый подарок от своих соотечественников, проживающих во Франции, сюда потянутся историки из других республик», – уверен Мусхаджиев.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08