22:31, 12 июня 2015

Права человека в Азербайджане? Ну, когда свиньи залетают

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Перспектива улучшения ситуации с правами человека в Азербайджане и смягчения репрессивного характера режима в стране отодвинута на задний план заинтересованностью ЕС и США в упрочении отношений с официальным Баку. В то время как внимание прессы привлечено к открывшимся 12 июня в Баку Европейским играм, правозащитники и активисты томятся в тюрьмах, где оказались по политическим причинам, считает исполнительный директор Front Line Defenders Мэри Лолор.

***

Никогда бы не подумала, что наступит тот день, когда я соглашусь с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. 30го мая 2015 года он опубликовал в твиттере следующее заявление: “Свободное общество и возможность реализовать все права способствуют успешному развитию Азербайджана”. И добавил: “национальные, этнические и религиозные различия являются главным достоянием народа Азербайджана и источником его силы». Все верно! Но как говорил мой друг и бывший коллега, когда речь заходила о предвыборных обещаниях: «Сбудется все... когда рак на горе свистнет».

Президент Алиев также с гордостью заявил, что проведение Европейских Олимпийских игр в Баку свидетельствует о доверии Азербайджану со стороны международного сообщества, которое, по словам самого президента, за последние 11 лет инвестировало в страну $180 миллиардов. Что может быть лучше чем, когда в цене мир, процветание и экономическое развитие страны? Однако этот сюжет уместен только в международных финансовых журналах, где все решает размер прибыли, потому что многие жители страны хотели бы знать, как и на что именно были потрачены деньги.

Только в Азербайджане задавать такие вопросы опасно. В последние годы авторитарный режим в стране усилился: с санкции правительства преследуют, запугивают, шантажируют и отправляют за решетку всех, кто критикует режим, будь то журналисты, блогеры, правозащитники, политические активисты или рядовые граждане, которые вышли на улицы в знак протеста. В ответ на возмущения на всех инакомыслящих ставится клеймо «предателей и антинародных сил». Самые видные правозащитники либо в тюрьме, либо бежали из страны.

К сожалению, то время как средства массовой информации пишут о Европейских играх, настоящая игра происходит за кулисами. Тонкая пиар-кампания игр, которую проводило правительство, увенчалась успехом. С одной стороны, кампания позволила привлечь внимание мультинациональных компаний к возможностям инвестировать в газовую и нефтяную промышленность; с другой стороны, правозащитников с их неудобными вопросами превратили в лишенных всякого патриотизма врагов государства, чья деятельность оплачивается враждебными Азербайджану международными организациями. Помимо этого правительство Азербайджана обдуманно и целенаправленно развивает стратегически важные отношения с ЕС и Израилем, и будучи союзником НАТО, играет в регионе значительную роль в войне США с терроризмом. Поскольку в интересах Европы снизить свою зависимость от российского газа, а европейские правительства вместе с США пытаются сдерживать политическую агрессию России, они не могут обойтись без поддержки Азербайджана. И хотя в Европе обсуждают усиление санкций в отношении России, ожидать санкций в отношении Азербайджана в ближайшее время не стоит.

Когда государство насквозь коррумпировано и не стыдится репрессий, когда в стране преследуют тех, кто выступает в защиту правды, справедливости и прав человека, разумно ожидать, что связываться с ним никто не захочет. Но правительства и корпорации выстраиваются в очередь, чтобы принять участие в спортивной феерии, а руководство Азербайджана эксплуатирует любую возможность создать видимость процветания и благополучия. Забавно и то, что игнорируя правомерные и обоснованные замечания о непрозрачности и неподотчетности работы правительства, официальные лица используют эти же понятия для преследования правозащитников, обвиняя последних в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов.

Среди пострадавших правозащитников и Расул Джафаров, который в преддверии музыкального конкурса «Евровидение 2012» организовал кампанию «Петь для демократии» и призвал участников конкурса использовать свой голос, чтобы рассказать о растущем числе нарушений прав человека в стране. В спровоцированной кампанией волне публикаций и выступлений как никогда ранее обличалась жестокая реальность авторитарного режима Алиева. В августе 2014 года Расул был арестован по обвинению в незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении служебным положением. Когда правительство начало беспощадно мстить всем тем, кто говорил о нарушениях прав человека в стране, Расул заметил: "Мы знали, что кампания всех наших проблем не решит. Мы ждали возмездия и дождались".

После этого власти заморозили банковские счета многих независимых организаций, а в некоторых случаях и счета их сотрудников; многих других допрашивали и запугивали, заставляя приостановить деятельность. Кроме того, некоторым международным организациям гражданского общества, которые давно и тесно сотрудничали с местными НГО, пришлось покинуть страну. 3 февраля 2015 года президент Ильхам Алиев утвердил поправки в закон о средствах массовой информации, позволяющие Министерству юстиции Азербайджана обратиться в суд с ходатайством о закрытии любого информационного агентства, которое получает иностранное финансирование.

16 апреля 2015 года Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил Расула Джафарова к 6,5 годам лишения свободы по обвинениям, которые признаются политически мотивированными везде, кроме Баку. И Расул не единственный. Выдающиеся правозащитники Интигам Алиев, Хадиджа Исмайлова и Лейла Юнус оказались в тюрьме, а Эмин Гусейнов был вынужден просить убежища в Швейцарском посольстве. Многие правозащитники покинули страну, чтобы избежать ареста.

Спонсоры и участники игр, конечно, сошлются на то, что спорт вне политики и вопросы прав человека здесь не имеют значения; но в реальности значения не имеет и спорт, потому что деньги – вернее газ – затмевают все. На недавней встрече один из местных журналистов отметил: «Сначала семья (президента Алиева) взяла под контроль политику, затем они монополизировали экономику. Теперь они силятся взять под контроль сопротивляющееся гражданское общество». В 2013 году Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP — the Organized Crime and Corruption Reporting Project), находящаяся в Сараево и Бухаресте неправительственная организация, которая расследует случаи коррупции, назвала президента Азербайджана Ильхама Алиева самым коррумпированным человеком года. Бакинские Игры представляют собой лишь метафору борьбы за власть, деньги и доступ к природным ресурсам.

Надежда на улучшение ситуации с правами человека в Азербайджане? Продана! Кому?

Человеку в последнем ряду с толстым карманом и ключом к газопроводу. КОНЕЦ ТОРГОВ.

Мэри Лолор является исполнительным директором Front Line Defenders, Международного фонда по защите правозащитников с штаб-квартирой в Дублине.

Расул Джафаров стал одним из 5 финалистов премии Front Line Defenders для правозащитников в опасности за 2015 год, выбранных среди заявок из 31 страны. Премия Front Line Defenders ежегодно вручается правозащитнику, который внес выдающийся вклад в дело защиты прав человека.

Автор: Мэри Лолор, исполнительный директор Front Line Defenders

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
11:12, 18 декабря 2024
Апти Алаудинов
Выбор редактора
Все блоги
Блогеры
17:33, 4 января 2025
Ветер с Апшерона
15
Причина неубиваемости войны
15:59, 4 января 2025
Ветер с Апшерона
Причины задержания тирана
19:31, 3 января 2025
Ветер с Апшерона
2
Тюркские метаморфозы высшей власти