Сокирянская о том, что в Чечне мужчины делают с удовольствием и отчего женщины страдают
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Многоженство
"Кавказский узел" (КУ): Расскажите о том, насколько в Чечне распространено многоженство — больше в селах или городах?
Екатерина Сокирянская (ЕК): Многоженство в Чечне имеет место. В результате войн в Чечне осталось много незамужних женщин, поэтому количество полигамных браков выросло. Свою роль сыграли и реисламизация после распада Советского Союза, и также положительное отношение к полигамным бракам главы Чечни. Раньше многоженство чаще случалось в селе, сейчас, я думаю, ситуация выровнялась, и среди городских жителей многоженцев не меньше. Исследований на эту тему не существует, и можно давать только примерные оценки.
Свою роль сыграло и положительное отношение к полигамным бракам главы Чечни, который открыто призывал своих сподвижников брать вторых жен, так что многие с удовольствием воспользовались возможностью повторно жениться, часто не ставя в известность первую семью.
КУ: Многоженство — атавизм, оно вымирает или, наоборот, обрело новую силу в кадыровской Чечне?
ЕК: Политика официальных властей Чечни - лишь один из факторов роста количества полигамных браков. Демографическая ситуация после войны и реисламизация также играют важную роль.
КУ: Как сами вторые жены в Чечне себя ощущают — в основном угнетенными, униженными или, наоборот, многие в этом институте находят поддержку и опору у более успешных мужчин, нежели чем у претендентов на первый брак?
ЕК: Часто в такой ситуации первые жены чувствуют себя более униженными и угнетенными. Вторая жена - молодая, любимая и обязанностей у нее меньше. Нередко первая жена воспринимается родственниками как единственная и официальная, поэтому она должна выполнять все обязанности не только по отношению к детям и мужу, но и ко всей родне. Да и что лукавить, любой женщине новый роман мужа доставляет страдание. Ислам признает эти страдания и говорит, что женщину, справившуюся со своей ревностью и принявшую другую жену (жен), ждет большое вознаграждение от Аллаха, ей будут прощены ее грехи. Как утверждают специалисты, есть даже слабый хадис о том, что принятие других жен мужа равносильно шахаде. (Хадис — предание об изречениях и действиях Пророка Мухаммада, сумма которых образует основу Шариата - Сунну. Хадисы передавались посредством сподвижников Пророка и цепочкой передатчиков. Слабый хадис – это хадис, имеющий недостаточные основания для признания достоверным (сахих) или хорошим (хасан). Суннитские ученые-богословы (ахлю сунны валь джамаа) дозволили в благих деяниях опираться, в том числе на слабый хадис. - Прим. "Кавказского узла").
КУ: Часты ли случаи, когда вторую жену отправляют домой?
ЕК: Опять-таки невозможно дать объективную оценку, потому что соответствующих исследований никто не проводил. Как и в любом обществе, браки распадаются (и первые, и вторые), и женщина уходит обратно к родителям. Но даже краткое замужество подчас оборачивается для нее настоящей трагедией. Ведь по традиции и по шариату после развода дети остаются с отцом. Так что развод отнимает у нее не только мужа, но и ребенка.
Бывает, что мужчина не готов к многоженству и разводится с первой женой, женится на второй и забирает ее детей. У меня есть знакомая (правда, ингушка, но традиции двух народов в этом смысле близки), у которой случился роман с женатым сослуживцем. Тот развелся с первой женой, забрал детей и женился на моей приятельнице. Первая жена в 23 года осталась без мужа и троих детей. В таких ситуациях многоженство защищает материнство всех женщин. В полигамном браке каждая жена имеет право на равное внимание и поддержку мужа, и дети остаются с ней.
КУ: Какие проблемы возникают у вторых жен, легко ли им снова выйти замуж, или они уже не могут рассчитывать на статус "первой жены"?
ЕК: В целом женщине, побывавшей замужем, гораздо сложнее устроить свою личную жизнь повторно, особенно с мужчиной, который не был раньше женат. Но чеченки нередко выходят замуж и два, и три раза, в этом плане чеченцы гораздо менее консервативны, чем, например, ингуши. Насколько я знаю, у вторых жен специальных проблем не возникает, так как по шариату этот брак абсолютно законный.
КУ: Нарушает ли многоженство права женщин в Чечне? Если следовать нормам шариата, то первая жена часто сама подыскивает благоверному вторую жену, получая при этом "савап", но на практике, в жизни, часто разыгрываются драмы, распадаются по этой причине семьи, унижается человеческое достоинство первых жен. Ваша точка зрения?
ЕК: Я знаю салафитские семьи в Дагестане, где первая жена подыскала мужу вторую или, по крайней мере с легкостью дала согласие на второй брак. В Чечне я знаю одну семью в горном районе, где две жены прожили жизнь как сестры, воспитывали вместе детей. Но это редкость, особенно за пределами салафитского сообщества, повторная женитьба мужа – огромная травма для первой жены. Но если уйти от конкретики и рассуждать в целом, нарушает ли многоженство права женщин? У меня нет однозначного ответа. Все случаи индивидуальны, если все происходит по общему согласию – первая жена знает и дает добро, вторая жена выходит замуж добровольно, а мужчина готов нести всю полноту ответственности за свое решение – ничьи права не нарушаются. Я против официального разрешения полигамных браков в России, потому что мы светское государство, но я не считаю, что с добровольными полигамными браками надо бороться.
На Кавказе последние столетия де-факто существовал правовой плюрализм, когда одновременно имело место применение российского, шариатского и адатного права. Я считаю, что пока не нарушаются основополагающие права человека, правовой плюрализм допустим. Но у человека обязательно должно быть право свободного выбора – разрешать свою ситуацию по шариату или, скажем, в светском суде. Особенно это право нужно защищать в случае женщин. Например, если женщина хочет после развода отдать детей мужу, чтобы иметь возможность выйти замуж повторно, это – ее право. Но если она хочет сама их воспитать, государство должно жестко защищать это ее право. И кстати, некоторые эксперты в СМИ утверждают, что по шариату дети должны оставаться с отцом.
Это неверно. До шести-семи лет ребенок по умолчанию остается с матерью (кроме особых случаев, когда мать не способна выполнять родительские обязанности), после семи лет ребенок может сам выбрать, хочет он жить с матерью или с отцом. Так что детей у матери забирают не по шариату, а по адату, противоречащему в этой части и шариату, и светскому праву.
КУ: Согласно Семейному кодексу РФ, существующий брак признает все остальные недействительными, то есть многоженство в стране вне закона. В апреле 2011 года глава Чечни Рамзан Кадыров поддержал практику многоженства, ссылаясь на святое писание Коран: "Если Аллах разрешает многоженство, если позволяет возможность, ты должен быть с ними (женами) равноправен во всех отношениях. Это не просто жениться. Человек должен нести ответственность за свои действия. Не просто так захотел - женился, надоело - развелся". Как видим, глава региона России относится к этой практике как к некоему обыденному и нормальному явлению. В интервью "Интерфаксу" Кадыров также тогда заявил: "Узаконенное многоженство является более честной и здоровой формой существования семьи, чем "любовный треугольник". Я очень даже "за" (многоженство). Это лучше, чем бросать семью и заводить любовниц. Это для мужчины правильнее, чем унижать свою жену, заимев любовницу, дарить проститутке украшения, всякие подарки, а жена с детьми в постоянной нужде". Как бы вы прокомментировали эти "чеченские нормы" применительно к состоявшейся свадьбе, в частности, учитывая, что Нажуд Гучигов уже женат? Почему в Чечне можно, а, скажем, в Питере или в Саратове — нельзя?
ЕК: Ситуация с женитьбой Гучигова особая. Поступил сигнал, что девушка против свадьбы, и в ход идет принуждение. Девочка несовершеннолетняя, красавица, женихи сватались, вся жизнь впереди. Мало кто в 17 лет захочет идти второй женой к очень взрослому мужчине. Если поступившая информация достоверна, ее родные, видимо, сопротивлялись, как могли, раз появились в селе блокпосты, и на них стали оказывать более открытое давление. Но дело получило огласку, и вмешался Кадыров. Ведь Гучигов не просто начальник полиции, он друг Рамзана. Кадыров очень не хочет, чтобы кто-то вмешивался в то, что творится на его территории со своим светским законом, с каким-то внешним контролем, да и за друга обидно. Поэтому он вмешался, а ему родственники Хеды противостоять уже не смогли. Видимо, в ход шли и уговоры, и давление, и поощрения. Все знают, что вступить в открытый конфликт с руководством Чечни, значит - в Чечне не жить. Не только Хеде, но и всем ее многочисленным родным. Поэтому судьба девочки была решена.
Очень тяжело смотреть видеозапись регистрации брака, невеста выглядит как на похоронах. И мы все понимаем, что Гучигов по-прежнему женат. Как он оказался без штампа в паспорте, думаю, когда-нибудь выяснится, не исключаю, что его в эти последние дни быстро развели и сделали чистый паспорт. Слабо верится, что полковник МВД больше 20 лет прожил в гражданском браке и вырастил детей. Очень грустная история и о правах женщин, и о цинизме и вседозволенности властей.
Федеральные власти, в том числе детский омбудсмен (Павел Астахов, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка, – прим. "Кавказского узла"),обязаны были вмешаться, выяснить все обстоятельства этого брака несовершеннолетней, провести проверку, имело ли место давление на семью и ребенка, был ли женат Гучигов на момент сватовства и целый ряд других моментов. А не рьяно защищать права сильного. Но очень отрадно, что наше общество оказалось неравнодушно и живо откликнулось на эту историю. И спасибо журналистам за то, что освещали эту важную тему.
Если же отойти от этой истории и говорить о многоженстве в целом, в действительности "можно" и в Саратове, и в Питере. И у нас случается, что мужчины живут на два дома или имеют и жен, и любовниц, и внебрачных детей, о которых порой не заботятся. В кавказском варианте обязанностей у мужчины гораздо больше. Он должен обеспечить материальное благополучие и поддержку всем своим семьям. Лично мне все равно, как люди устраивают свое семейное счастье, главное, чтобы все было с согласия всех заинтересованных сторон и при уважении их прав и интересов.
КУ: Позволительно ли, на ваш взгляд, главе региона неоднократно пропагандировать то, что укладывается в понятие "запрещено законом". (В 2007 году Рамзан Кадыров предложил стать его второй женой кенийской красотке, "миссис Мира-2007" Керолайн Веркейк, которая приезжала в Чечню, и подарил ей двух лошадей, двух цыплят и козу из личного хозяйства) 1
ЕК: Непозволительно. Глава региона – гарант Конституции РФ на территории республики, поэтому пропагандировать то, что запрещено Семейным кодексом и другими законодательными актами, он не может. Кадыров как чеченец может иметь другое мнение, но как официальное лицо должен защищать законы страны.
КУ: Возможно ли в России узаконивание нормы многоженства для некоторых (с преобладанием мусульманского населения) регионов? В частности, в январе 2010 года было предложение Жириновского об узаконивании регистрации второго брака, не расторгая существующего: "У нас регистрация брака возможна, только если расторгаешь предыдущий, но в мусульманских регионах у нас есть такая вот "серая схема" многоженства. Надо легализовать эти отношения" 2.
ЕК: Россия – светское государство, и мы не можем вводить в правовую систему элементы религиозного права. Хотя я не против легализации некоторых религиозных практик в определенных сферах, особенно в экономике, например, введения элементов "исламского банкинга". Исламский банкинг - это даже не столько шариатская практика, сколько альтернативная форма ведения бизнеса. Его легализация позволит ввести в экономику большое количество теневого нала, который иначе остается за пределами банковской системы. Но что касается основополагающих правовых норм, должен быть общий стандарт, поэтому узаконивать полигамию неправильно.
Впрочем, и запрещать полигамию тоже нельзя. Как я уже упоминала, на Кавказе всегда де-факто существовал институциональный и правовой плюрализм – и с ним бороться бессмысленно и невозможно. Естественно, приоритет должен быть у российского светского права, но определенные нормы религиозного и традиционного права в многонациональном государстве допустимы. Мы не можем запрещать людям строить свою личную жизнь так, как им нравится при условии добровольности. Кто-то может осуждать отдельные формы отношений, но это категории моральные, а мораль у всех разная.
Ранние браки
КУ: Ранние браки не удивляют главу Чечни, который в "Инстаграме" привел пушкинскую цитату на злобу дня: "Любви все возрасты покорны". С другой стороны бывают случаи, когда жених отправляется за решетку по решению суда за педофилию или растление малолетних. Ваша точка зрения на происходящее в связи с тем, что невеста слишком юна.
ЕК: Последние недели некоторые политики и эксперты высказывали мнение, что ранние браки – это типичное явление для Чечни и для Кавказа, что надо отменять нижний предел вступления в брак. Я с этим категорически не согласна: да, особенно в сельской местности девочки порой выходят замуж раньше, но это не традиционное чеченское явление. Я прожила в Ингушетии и Чечне пять лет – и не замечала, чтобы живущие вокруг меня люди стремились выдавать своих дочерей замуж до 18 лет. Бывало, в случае необходимости или сложившихся обстоятельств, но не как нечто общепринятое.
В Дагестане для части салафитского сообщества действительно характерны ранние браки – после наступления пубертатного возраста родители хотят побыстрее отдать девочек замуж, чтобы уберечь от соблазнов и грехов. Но в Чечне я такого практически не наблюдала. Глава республики говорил, что не поощряет ранние браки, и правильно. В этом смысле нужно строго придерживаться законов РФ.
Пункт 1 статьи 12 Семейного кодекса РФ определяет, что одним из условий заключения брака является достижение брачного возраста. Статья 13 закрепляет возраст, по достижении которого граждане могут реализовать свое право на создание семьи путем заключения брака - в 18 лет 3. Пункт 2 статьи 13 СК РФ указывает на то, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Следует отметить, что СК РФ не указывает даже примерного перечня уважительных причин, по которым следует дать разрешение на снижение брачного возраста. Как правило, на практике такими причинами обычно являются беременность, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения и т.п. В юридической литературе справедливо отмечается, что критерием для принятия решения органами местного самоуправления о снижении брачного возраста должно являться соблюдение интересов несовершеннолетнего 4.
КУ: Вы сказали, что некоторое время проживали в Чечне и Ингушетии. Учитывая, что это регионы со сравнительно низким уровнем жизни, насколько там распространено добровольное раннее замужество. Как часто чиновники, силовики пытаются соблазнить девушку социальным статусом, деньгами? Бывают ли, как писали в "Новой газете", описывая эту историю, случаи принуждения, давления с их стороны на родителей невесты или случаи подкупа?
ЕК: Сказать как часто – невозможно. Данных нет. Но как и в любом обществе, случается, что состоятельный человек соблазняет девушку – деньгами, статусом, успешностью, возможностями. Женщинам во всем мире нравятся успешные мужчины, тут нет никакой региональной специфики. До недавнего времени принуждение к браку со стороны жениха в Чечне было невозможно, оно воспринималось бы как оскорбление и унижение всей семьи, тейпа - этого никто не мог допустить. Сейчас многие семьи ослаблены, а есть семьи, которым противостоять в нынешних условиях невозможно, поэтому, как сообщают активисты, такие случаи появляются и становятся более распространенными. Именно властьимущие, по данным правозащитников, пытаются навязать свою волю понравившимся им девушкам. Я думаю, это явление временное. Когда политическая ситуация изменится, баланс сил внутри чеченского общества будет восстановлен, и эта практика уйдет в прошлое.
Давление родных на невесту существует и может быть очень сильным. Чаще всего девушку все-таки уговаривают выйти замуж за того, кого выбрала семья, а не напрямую вынуждают. Нередко родные запрещают девушке выйти за того, за кого она хочет. А если не за любимого, то уже все равно за кого – исходя из этой логики, многие и соглашаются.
КУ: Как часто распадаются ранние браки? Чего ждать оставленной молодой жене, легко ли снова выйти замуж?
ЕК: Браки распадаются, и первые, и вторые. На Кавказе распадаются гораздо реже, чем в других регионах России. Кстати, в связи со скандальной чеченской свадьбой в СМИ активно обсуждают проблемы не со стороны кавказских семейных традиций. Но кавказская семья - это очень крепкий и здоровый социальный институт, остальным россиянам можно много чему поучиться у кавказцев в плане семейных устоев, об этом тоже было бы хорошо сделать материал.
Так вот и в Чечне браки распадаются, особенно часто те, что не объявлены родственникам и не легализованы. Женские активистки рассказывают, что в последнее время довольно часто силовики и госчиновники женятся второй раз, через некоторое время новая жена надоедает, и ее отправляют домой. Зачастую у мужчин нет потребности во второй жене – есть потребность в новой молодой женщине. Он эту потребность удовлетворяет и через некоторое время возвращается в свою семью, где его дом, дети, где он прожил много лет. Вся его жизнь – там.
Разведенную женщину родственники окружают чрезмерной опекой и контролем. За ее поведением пристально следят отец, братья, дяди. Ее свобода сильно ограничена, но, как я уже говорила, и разведенные женщины устраивают свою личную жизнь.
Сейчас, благодаря шумихе, поднятой вокруг Хеды, она избежала статуса второй "тайной жены" – теперь понятно, что она законная, зарегистрированная в ЗАГСе, свадьба сыграна на всю страну. Но если бы не случился скандал, у нее был шанс остаться в роли именно тайной жены, по сути - шариатской любовницы.
КУ: В исламе существует понятие так называемого "никах мут’а" – временного брака. Временный брак ради плотских утех пользуется большой популярностью, в частности, среди шиитов-рафидитов. На ваш взгляд, существует ли эта традиция в Чечне?
ЕК: Я об этом никогда не слышала. Мне кажется, такого в Чечне нет. Если и есть, то единичные случаи, о которых широко неизвестно.
С Екатериной Сокирянской беседовал корреспондент "Кавказского узла" Олег Краснов
20 мая 2015 года
Примечания:
- Кадыров вновь выступил за многоженство // КП, 9.04.2011.
- Михаил Смилян. Кадыров поднял "нравственный" вопрос многоженства. Идею Кадырова ввести многоженство в Госдуме признали противоречащей законам РФ // Мемориал, 24.02.2011.
- Семейный кодекс Российской Федерации // Система ГАРАНТ
- Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации // Сайт Комментарии.org
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52
-
21 декабря 2024, 07:03
-
21 декабря 2024, 00:20