УФСИН Дагестана не усмотрело нужды срочно оперировать больного в СИЗО Хасавюрта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заключенный СИЗО №3 Хасавюрта, которого просила срочно прооперировать дагестанский омбудсмен, не нуждается в немедленном хирургическом вмешательстве, а вся необходимая медпомощь ему оказывается, заявили в республиканском УФСИН. В дагестанских СИЗО не всегда оперативно реагируют на жалобы больных заключенных, отметил руководитель Общественной наблюдательной комиссии республики.
"Кавказский узел" сообщал, что уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова посетила следственный изолятор №3 Хасавюрта и по итогам визита обратилась к руководству УФСИН России по Дагестану с заявлением о том, что заключенный Т. нуждается в срочном хирургическом вмешательстве. Информация об этом была размещена 24 марта на сайте дагестанского УФСИН.
"Если будет что-то экстренное, его вывезут в больницу и прооперируют"
Заключенного осмотрел хирург из хасавюртовской городской больницы и не подтвердил, что больному требуется срочная операция, сообщил "Кавказскому узлу" руководитель пресс-службы дагестанского УФСИН Амирхан Гасанов.
"Поскольку в медико-санитарной части (МСЧ) нет хирурга узкой специализации, в СИЗО был приглашен хирург из хасавюртовской городской больницы. Он осмотрел больного и дал заключение, что необходимости в срочном хирургическом вмешательстве нет. Вся необходимая медицинская помощь ему предоставляется. Если будет что-то экстренное, его вывезут в больницу и прооперируют", - рассказал Амирхан Гасанов.
Гасанов отметил, что заключенный, до того, как попал в СИЗО, лежал в центральной городской больнице.
"Он получил огнестрельное ранение во время задержания в феврале. Его сразу же доставили в больницу, где ему оказали необходимую медпомощь. Затем собрался консилиум, и врачи дали заключение, что воспалительного процесса нет и необходимости в операции нет. Единственное, что ему прописали, – обезболивающие на случай, если будут боли, и покой. В СИЗО он попал 22 февраля. В изоляторе покой ему обеспечен, он находится под наблюдением врачей, которые относятся к МСЧ-5 центрального казенного учреждения здравоохранения. Необходимую медпомощь ему оказывают. Если будет необходимость в госпитализации в гражданское специализированное медучреждение, мы это сделаем", - заверил представитель УФСИН.
Сообщать подробности о личности больного и предъявленных ему обвинениях Гасанов отказался, сославшись на тайну следствия. В аппарате уполномоченного по правам человека в Дагестане эту информацию тоже не предоставили, сославшись на закон о защите персональных данных.
"Проверка была плановой, но и по обращению из Чечни"
Как пояснила "Кавказскому узлу" руководитель аппарата омбудсмена Дагестана Эльмира Мирзабалаева, Уммупазиль Омарова посещала СИЗО-3 Хасавюрта в рамках плановой проверки.
"Проверка была плановая, но незадолго до этого к нам поступило обращение от уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. А к нему обратились родственники задержанного, проживающие в Чечне. Поэтому одновременно [с планом] мы выполнили просьбу наших коллег и встретились с заключенным. Он был ранен при задержании, и необходимая помощь была ему оказана. Сейчас никаких проблем у него нет. У него есть адвокат, все вопросы решаются", - сообщила Эльмира Мирзабалаева.
По словам руководителя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в Дагестане Гасана Айгунова, он не посещал СИЗО-3 после заявления омбудсмена, но созванивался с руководством УФСИН.
"К нам нередко обращаются правозащитники из Ингушетии и Чечни с просьбами проверить условия содержания задержанных в дагестанских учреждениях ФСИН, однако на этот раз никаких заявлений не было. Об этом случае я узнал из СМИ, после чего поговорил с заместителем руководителя УФСИН. Он заверил меня, что вся необходимая медпомощь заключенному оказывается", - рассказал в комментарии "Кавказскому узлу" Гасан Айгунов.
"В дагестанских СИЗО не всегда быстро реагируют на жалобы больных"
В следственных изоляторах Дагестана не всегда оперативно реагируют на жалобы больных заключенных, отметил руководитель дагестанской ОНК, подчеркнув, что где бы человек ни находился и в чем бы его ни обвиняли, он имеет право на медицинскую помощь.
"К сожалению, нередки случаи, что жалобы в СИЗО игнорируют, пока человеку не станет совсем плохо. Чтобы вызвать специалиста или провести обследование за пределами изолятора, разрешение следователя не обязательно. Эти вопросы находятся в компетенции руководства СИЗО. Однако оно не всегда действует оперативно, им это просто не нужно", - поделился своими наблюдениями Гасан Айгунов.
Он привел пример, как члены ОНК несколько месяцев добивались медобследования находящегося под следствием бизнесмена из Санкт-Петербурга, который жаловался на сильную головную боль.
"Ему было настолько плохо, что на следственные действия его носили на носилках. Приглашенный из Санкт-Петербурга невролог дал заключение, что необходимо провести томографию. Но ее почему-то не разрешили. Две недели назад другой эксперт дал заключение, что патологии нет и томография не нужна. Возможно, если бы врачи СИЗО относились не к ФСИН, а к Минздраву, ситуация была бы немного лучше, но, к сожалению, в наших условиях тотальной коррупции это может привести к непредвиденным последствиям, вроде массовой "инвалидности" в Дагестане", - считает руководитель республиканской ОНК.
Вопросы, связанные с медицинским обеспечением подозреваемых и обвиняемых в СИЗО, регламентируются "Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утвержденными приказом Минюста РФ №189 от 14 октября 2005 года, отметил в комментарии "Кавказскому узлу" адвокат Габибуллах Исаев.
"Согласно этим правилам, все, кто поступает в СИЗО, должны пройти обязательный медосмотр, результаты которого фиксируются в амбулаторной карте. Если подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, его помещают в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы. Если там невозможно оказать специализированную медпомощь, больного направляют в государственную или муниципальную больницу", - описал регламентируемый законом порядок действий адвокат.
"При ухудшении состояния заключенного медработник СИЗО проводит медицинское освидетельствование. Оно может проводиться также работниками других лечебных учреждений. Для этого необходимо решение начальника СИЗО или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, либо ходатайство подозреваемого или обвиняемого, или его защитника. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суде", - добавил Габибуллах Исаев.
источник: корреспондент "Кавказского узла"