Спектакль о Кадырове стал частью пропаганды против подполья Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Показы пьесы "Слово мужчины" о дружбе Рамзана Кадырова и бывшего командира боевиков являются элементом пропаганды, призванной убедить членов вооруженного подполья сдать оружие, заявили опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты.
Премьера пьесы "Слово мужчины" ("Къонахчуьн дош") прошла 23 февраля в республиканском драматическом театре им.Нурадилова. 10 и 11 марта назначены новые показы спектакля. Пьеса посвящена истории дружбы Рамзана Кадырова и полевого командира Арслана Батаева, перешедшего на сторону федеральных сил. Роль Кадырова исполнил молодой актер Сулейман Ахмадов.
Продажи билетов на спектакль о Кадырове идут активно, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" замдиректора по организации зрителя чеченского драмтеатра имени Нурадилова Магомед Дидигов.
"Продажи билетов идут, конечно же, активнее, чем на другие спектакли. Пьеса была отрывками продемонстрирована по телевидению, премьера прошла 23 февраля, в День защитника отечества. Возрастных ограничений нет, пьеса на любого зрителя, все звонят, спрашивают, тем более состоялся всего один показ", – рассказал Магомед Дидигов.
Пьеса стала дебютной постановкой режиссера Мовлета Тулгарова в республиканском драмтеатре, отметил Дидигов.
"Это талантливый режиссер, сейчас он будет ставить спектакль в русском театре имени Лермонтова, приступил уже к постановке. Скорее всего, и далее будет сотрудничать с нашим театром. Это первая работа, нужно сказать, удачная, мы долго над ней работали, и у нас все получилось", – сказал Дидигов.
Стоимость билетов на спектакль единая – 300 рублей. Зрительный зал рассчитан на 250 мест, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" главный бухгалтер драмтеатра Табарик Заурбекова.
По сюжету пьесы, бывший полевой командир Арслан Батаев, отличающийся высокими моральными качествами, но по заблуждению примкнувший к боевикам, попадает в плен к отряду Кадырова. После этого Кадыров вступает с пленным в диалог, объясняет Батаеву ложность его идей, приводит факты, свидетельствующие о продажности главарей, ввергнувших Чечню в новую войну. В это время звучит азан (призыв к молитве), и Кадыров, сняв с себя все вооружение и положив его перед боевиком, становится на молитву. Сначала Батаев хватает пистолет и направляет на Кадырова, но тот не реагирует, и завершают молитву герои вместе. В итоге они становятся друзьями, Батаев помогает вернуть многих боевиков к мирной жизни, но погибает в ходе военных действий, пишет РИА "Новости".
В 2006 году Грозненский драматический театр ставил уже спектакль по пьесе Лечи Яхьяева "Завет", приуроченной к 55-летию бывшего главы республики Ахмата Кадырова. Авторы пьесы показали на сцене события, происходившие в Чеченской Республике на протяжении с 1993 года. Спектакль получил тогда высокую оценку Рамзана Кадырова, и в последующие годы его показы повторялись. Пьеса была опубликована на русском языке.
Черкасов: пьеса содержит элементы культа личности
Постановка спектакля может носить как характер воспевания культа личности, так и элемент пропаганды возвращения боевиков к мирной жизни, считает председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Это можно сравнить с драматургией 30-х годов XX века. Например, пьеса Михаила Булгакова "Батум", в которой изображен Сталин в период революции, написана под диктовку? Или по велению сердца? Или Булгаков пишет ее, понимая, что это единственный способ выживания? Не знаю, но такого рода произведений было достаточно много, и это более всего похоже на возвращение такой эпохи", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Черкасов.
По словам правозащитника, в героях пьесы явно собраны архетипические образы из народных сказаний.
"Тут нужно было бы перечитывать что-то из народных сказаний об абреках, наверняка не про Зелимхана, а кого-то еще. В каких-то рассказах о достойных представителях вайнахского народа отдельные моменты этого сюжета не могут не быть. Я не уверен, что в каких-то более древних текстах о Мухаммаде и его периоде тоже чего-то подобного истории с пистолетом и доверием не было. Здесь собирается архетипический образ, видна такая история", – сказал он.
Сюжет пьесы не является чем-то исключительным в условиях Чечни, считает Черкасов.
"Если обратиться к реальной истории Кадырова и его ближайшего окружения – кто из них участвовал в вооруженном сопротивлении и кто из них в начале нулевых, в каком-нибудь 2003 году, не перешел на другую сторону? – отметил Черкасов. – В конце концов, костяк царской администрации в Чечне после Кавказской войны составляли бывшие наибы Шамиля – это тоже классика".
Правозащитник напомнил историю Маирбека Ишиева, перешедшего на сторону Кадырова и назначенного руководителем антитеррористического центра в Веденском районе.
"Он целую зиму укрывал где-то в Харачое Басаева с Умаровым, после этого был "уволен" – исчез вместе с ближайшим окружением. То есть реальная история того, как многие полевые командиры перешли с одной стороны на другую и теперь составляют опору нынешней чеченской власти немного отличается от этой пьесы. С другой стороны, наверняка тут есть архетипы про благородство, которое вознаграждается", – сказал Черкасов.
Наиболее важным моментом, по его мнению, является пропаганда, обращенная к боевикам на фоне заявлений Кадырова об амнистии.
3 марта Рамзан Кадыров заявил, что хотел бы объявить амнистию для большинства осужденных в республике членов вооруженного подполья, поскольку они взялись за оружие во время "сложной военной ситуации". По словам Кадырова, будет правильно, если эти люди вернуться к обычной мирной жизни в кругу своих семей, пишет "Интерфакс".
"До сих пор амнистий, касающихся реальных участников вооруженного конфликта, не было, – подчеркнул Александр Черкасов. – Все амнистии, которые объявлялись по Чечне, не включали в себя статьи "Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих", то есть никакой реальный боевик амнистирован быть не мог, только на основании чьих-то личных гарантий и при условии, что будут закрыты глаза на его реальные деяния".
Международное гуманитарное право в вооруженных конфликтах советует проводить широкую амнистию участников конфликта, это подобно заключению мирного договора в международных конфликтах, добавил он.
"И если это будет проект амнистии, где рядовые участники конфликта, не террористы, не те, кто похищали людей и отрезали головы, если они будут амнистированы – это очень важно было бы для того, чтобы поставить точку или какой-то существенный знак препинания в истории этой войны. Да и времени слишком много прошло, уже совсем другой конфликт, потому что современное подполье, его идеология — это уже не сепаратизм, это нечто другое, и, вероятно, такие предложения Рамзана Кадырова еще и означают, что ситуация серьезная, что нельзя увеличивать мобилизационную базу нового подполья. Вот это серьезнее любых пьес, но в России это не воспринято", – заключил Черкасов.
Мартагов: пьеса призвана закрепить в истории позитивное значение Кадыровых
Пьеса "Слово мужчины" призвана подчеркнуть позитивный образ Кадыровых в чеченской истории, считает политолог, бывший консультант фонда "Антитеррор" Руслан Мартагов. По его мнению, постановка никак не повлияет на вооруженное подполье Чечни.
"Скорее всего, персонаж в какой-то части имеет опору на реальную фигуру, но в своей основе – это литературный образ, который должен подчеркнуть позитивное значение Кадыровых в чеченской истории. По замыслу автора произведения, скорее всего, это направлено на пропаганду в адрес боевиков, что такой пример возможен, но на выходе, я бы сказал, что это будет иметь нулевой коэффициент", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мартагов.
Сюжет пьесы и появившиеся через неделю после ее постановки сообщения властей Чечни о сдаче некоего Зелимхана Магомадова, которого Рамзан Кадыров назвал "амиром равнинной части Чечни", вызвали у эксперта недоверие.
"У нас в Чечне происходит очень много постановочных действий, поэтому говорить, что это был какой-то реальный командир, заведовавший каким-то сектором, – не могу. Я об этом персонаже не слышал и, насколько я знаю – в Чечне тоже", – подчеркнул он.
По официальным данным властей Чечни, 2 марта в поселке Войково Ленинского района Грозного сотрудники правоохранительных органов блокировали боевика Зелимхана Магомадова. После телефонных переговоров с главой Чечни Рамзаном Кадыровым он сдался, заявили силовики. Магомадов состоял в рядах боевиков с 2009 года, а с 2010 года – находился в федеральном розыске, утверждают силовики.
Мурадов: призыв к боевикам сдать оружие всегда был частью тактики чеченских властей
Личность одного из главных героев пьесы, бывшего полевого командира Арслана Батаева может быть собирательным, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" корреспондент издательского дома "Коммерсант" Муса Мурадов.
"В моей памяти нет такого имени сколь-нибудь известного полевого командира. Но на мой взгляд, в спектакле речь идет о каком-то собирательном образе", – считает он.
Что касается призывов к боевикам сдать оружие, то они широко применялись в Чечне как в период Ахмата Кадырова, так и в настоящее время, отметил Мурадов.
"Историй, когда очень серьезные и крупные полевые командиры сдавались после переговоров, сначала с Ахматом, затем и с Рамзаном – очень много. Например, еще при Ахмате Кадырове сдался министр обороны правительства Масхадова Магомед Хамбиев, который до сих пор является депутатом парламента Чечни, но и при Рамзане Кадырове таких историй было немало", – заявил Муса Мурадов.
Пьеса "Слово мужчины" несет в себе пропагандистский сюжет, направленный к боевикам и молодому поколению жителей республики, уверен журналист.
"Естественно, прежде всего это пропагандистский посыл к молодежи и боевикам: лучше обсудить с представителем власти, подумать и решить, что в конечном счете и для республики, и для того, кто откажется от идеологии сепаратизма и крайних религиозных взглядов, и для пытающихся с оружием в руках что-то доказать, лучше сдаться", – пояснил он.
Однако говорить о смене тактики и идеологии борьбы с боевиками в Чечне нет оснований, полагает Мурадов.
"Даже когда был захвачен Дом печати, Рамзан вышел с кем-то по телефону на связь и пытался уговорить его прекратить бессмысленное сопротивление. В том случае это не воздействовало, а в общем-то эти методы использовались всегда – и переговоры, и силовой метод в отношение тех, кто не поддается переговорам", – сказал журналист.
Что касается озвученного Рамзаном Кадыровым предложения об амнистии, то, уверен Мурадов, оно не касается тех, кто совершил убийства сотрудников силовых структур и мирных жителей. Речь идет о тех, кто, поддавшись на призывы боевиков, стал членом вооруженного подполья и теперь, не желая попадать в тюрьму, просто боится вернуться назад, несмотря на уговоры родственников.
"Это для таких молодых ребят, которые готовы вернуться, и, возможно, таких, кто связан с вербовкой в Сирию. Мы знаем, что человек даже может не успеть там пальцем пошевелить, но, если он там был и вернулся, он тут же попадает в тюрьму. А уж те, кто изобличены в убийствах сотрудников полиции, мирных людей, вряд ли могут рассчитывать на амнистию", – заключил Муса Мурадов.
"Кавказский узел" ведет хронику происходящих в Чечне спецопераций, нападений и похищений людей.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08