"Гражданское содействие" не успеет в назначенные прокуратурой сроки предоставить все запрошенные документы, заявила Ганнушкина
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Действия сотрудников прокуратуры, затребовавших персональные данные сотрудников комитета "Гражданское содействие", не соответствуют правовым нормам, а объем затребованных ведомством документов таков, что в установленные сроки вряд ли будет подготовлен, заявила председатель комитета Светлана Ганнушкина.
Как сообщал "Кавказский узел", 30 января сотрудники прокуратуры провели проверки в офисах "Гражданского содействия" и Transparency International в Москве. По требованию силовиков, до 2 февраля организации должны предоставить целый ряд документов.
"Мне вручили предупреждение, что, если я не выполню законные требования прокуратуры, мне грозит привлечение к административной ответственности по той же статье 17.7 КоАП (Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), по которой я уже привлекалась. Разница только в том, что статья эта здорово подорожала, а мне бы не хотелось платить непонятно за что, - сказала Ганнушкина корреспонденту "Кавказского узла". - Мы считаем действия прокуратуры беззаконием. Тем не менее, чтобы проявить свою договороспособность, пойду и послушаю, что мне там скажут.
Какие-то позиции в списке затребованных документов мы будем оспаривать, с чем-то согласимся и покажем
"Я уже однажды обращалась в прокуратуру с таким вопросом: законно ли вообще требовать персональные данные? Насколько мне известно, персональные данные может запросить только суд внутри какого-то дела. Я должна, по крайней мере, разрешение получить у сотрудников. Поэтому, видимо, какие-то позиции в списке затребованных документов мы будем оспаривать, с чем-то согласимся и покажем", - сообщила Светлана Ганнушкина.
Ганнушкина также отметила, что прокуратура затребовала очень много документов. "Одних позиций десять, а в каждой позиции до 20 документов, например, все трудовые договоры с сотрудниками... Но приготовить все затребованные документы я, конечно, не смогу", - сказала она.
"Сотрудница прокуратуры пришла в 13 часов в пятницу, принесла мне очередную бумагу – теперь от заместителя прокурора Мещанской межрайонной прокуратуры Тарасова. В бумаге было написано, что я должна прийти к ним в 11 часов в понедельник (2 февраля), дать письменное объяснение и принести кучу разных документов. То есть рабочего времени у нас было меньше суток", - сказала Ганнушкина.
Председатель комитета отметила, что сотрудники силовых органов, пришедшие в офис, вели себя вежливо и корректно. "Никаких обысков не было, никто в офис не врывался. Пришла девушка из прокуратуры и с ней сотрудник УВД Центрального округа", - сказала Ганнушкина, отметив, что никаких претензий к ним у нее нет.
"Прокуратуре следует дождаться решения КС"
Напомним, что после проведенных проверок Ганнушкина заявила, что связывает действия сотрудников надзорного ведомства со своей критикой закона о прокуратуре и выступлением в ходе слушаний в Конституционном суде.
"Мы оспаривали в Конституционном суде неопределенность закона "О прокуратуре" в части проводимых ею проверок. Во всяком случае, то, как она его реализует, на наш взгляд, - незаконно. В ответ на мое выступление в суде мы услышали, что когда проводится план "Перехват", полицейские нам не обязаны ничего объяснять, проверяя у нас документы. Но в законе о полиции четко сказано, что может делать сотрудник полиции, если проводится какая-то оперативная работа, и в чем он ограничен. У меня был такой случай, когда меня остановили на улице и попросили документы. Я в ответ попросила полицейского назвать причину, и он показал мне ориентировку. И там действительно были указаны внешние данные какой-то женщины, похожие на мои. Я показала документы, потому что для этого были основания. Для полиции все четко законом регламентировано. А для прокуратуры - нет", - пояснила Ганнушкина.
По словам Светланы Ганнушкиной, она, возможно, будет вынуждена обжаловать действия прокуратуры.
"Такой солидной организации, как прокуратура, как мне кажется, нужно просто подождать решения Конституционного суда", - заявила Ганнушкина.
"Наверно, будем обжаловать их действия, но это отнимает тьму времени. Мы открывали организацию не для того, чтобы судиться с прокуратурой, а для того чтобы людям помогать. И прокуратура, кстати, предназначена для того же самого. Вместо этого она мешает нам работать и сама не занимается своим прямым делом", - заявила Ганнушкина.
По ее словам, председатель президентского Совета по правам человека проинформирован о событиях 30 января. "И позиция Совета по этому вопросу нам известна, потому что она тоже прозвучала на слушаниях в Конституционном суде. Совет нашу жалобу поддерживал, официальное мнение выразил и участвовал в слушаниях на нашей стороне. Так что их позиция совершенно однозначна", - заявила Светлана Ганнушкина.
Председатель ассоциации правозащитных организаций "Агора" Павел Чиков также считает, что проверка в офисе комитета связаны с проходящим в КС процессом. "Прокуроры демонстративно оказывают давление на процессуального оппонента по рассматриваемому в Конституционном суде РФ делу", - написал он в Facebook 30 января.
Комментариев прокуратуры относительно заявлений правозащитников пока не поступало.
Напомним, 22 января в Конституционном суде России прошло заседание по жалобе на несоответствие основному закону страны некоторых положений федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Жалобу подали российские общественные организации, в том числе Международное общество "Мемориал", Правозащитный центр "Мемориал" и "Гражданское содействие", а также отдельно Светлана Ганнушкина.
Авторы жалобы считают, что полномочия прокуратуры проводить проверки юрлиц помимо других проверяющих органов и по своему усмотрению определять основания, частоту и продолжительность проверок затрудняют работу НКО, сообщается на сайте "Гражданского содействия".
"Гражданское содействие" стало инициатором ряда проектов на Северном Кавказе, в том числе программу тренингов "Просвещение в области прав человека на Северном Кавказе", программы помощи малоимущим больным из Чечни и школам в горных районах республики, разработало проект по защите прав жителей Чечни и Ингушетии, находящихся в местах принудительного содержания.
источник: корреспондент "Кавказского узла"