Законность формата расследования убийства в Гюмри вызывает вопросы, считают армянские адвокаты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Совместное расследование следственными органами России и Армении дела об убийстве семьи Аветисян в Гюмри не имеет юридической силы, считают армянские адвокаты. Подобная схема позволит обвиняемому оспорить законность следствия в Европейском суде по правам человека, отметил адвокат Александр Сирунян. Между тем, отсутствие внятной официальной версии порождает массу версий о причинах убийства, полагают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
В ночь на 12 января в Гюмри были убиты шестеро членов семьи Аветисян. 19 января единственный выживший - шестимесячный Сережа Аветисян - скончался в больнице. Обвиняемый в убийстве cолдат-срочник из России Валерий Пермяков был арестован и взят на территории 102-й российской военной базы под усиленную охрану. По данным Генпрокуратуры Армении, Пермяков признался в убийстве. Это убийство вызвало волну протестов после того, как представитель Генпрокуратуры Армении заявил, что подозреваемый не будет передан армянским правоохранителям, поскольку является гражданином России.
Как писал "Кавказский узел", председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин во время визита в Армению 19 января пообещал, что судебное разбирательство по делу Пермякова пройдет в Армении и будет публичным, но вести его будет военный суд России. 20 января главы СК Армении и России подписали соглашение о создании совместного координационного штаба по делу об убийстве в Гюмри, в который вошли 10 человек: представители Следственных комитетов двух стран и криминалисты. 21 января армянские следователи провели допрос Пермякова на российской военной базе, а на следующий день Следственный комитет Армении опубликовал нарезку из видеокадров допроса.
"Это будет самая мощная бомба, если в конце скажут, что Пермякова судили незаконно"
Деятельность совместного координационного штаба по расследованию массового убийства в Гюмри находится вне закона, считает адвокат Александр Сирунян.
"Завтра если Пермякову дадут срок, он может спокойно обратиться в Европейский суд, где он скажет, что "следствие по моему делу вели незаконно, был создан незаконный следственный орган в лице координационного штаба, и вообще, мое дело должны были расследовать только армянские правоохранительные органы, следовательно, судили меня незаконно, незаконно вынесли вердикт, потому что меня должен был судить армянский суд", - заявил Сирунян корреспонденту "Кавказского узла".
Сам арест Пермякова также является незаконным, поскольку "арестованных содержат в тюрьме – там условия лучше", полагает адвокат.
"Это будет самая мощная бомба в деле об убийстве в Гюмри, если в конце скажут, что Пермякова судили незаконно", - отметил корреспонденту "Кавказского Узла" Сирунян.
Версий о причинах убийства среди людей возникает много ввиду отсутствия логичных официальных данных, считает эксперт. Следствие, по его словам, должно рассмотреть абсолютно все версии, начиная с официальной, что он "пошел воды попить и случайно убил семерых человек", до той версии, что "в деле могут быть замешаны третьи, четвертые силы".
Армянские следователи проверяют версию о наличии сообщников у Валерия Пермякова, обвиняемого в убийстве семьи Аветисян, заявили 26 января в Полиции Армении.
"На основании уже официально разглашенной информации нужно дать ответы на вопросы: каким образом часовой уходит с поста в три часа ночи, в 6-7 часов утра его командование из Facebook узнает, что его солдат сбежал, да еще и людей убил, как он залез в маленькое окошечко в своем обмундировании? - отметил Сирунян. - Отсутствие часового в воинской части больше 15 минут - уже проблема. Посты, на которых стоят часовые, очень часто обзваниваются. Его отсутствие должны были намного раньше обнаружить", - считает он.
Согласно официальной версии, по его словам, Пермяков вышел погулять и вернуться обратно в воинскую часть. Однако ни один солдат, когда уходит в самоволку с целью вернуться, никогда оружие с собой не берет, потому что, если без оружия сбежит и вернется - его посадят на несколько дней, а если с оружием сбежит и вернется – судить будут, заявил адвокат.
"Каким-то странным образом, опять же, согласно официальной версии, Пермяков выстрелил один раз, два, пять, десять, двадцать один раз, а до этого еще и разбил окно, выходящее во двор, чтобы пролезть в дом, звуки от которого должны были быть слышны всем соседям, потом спокойно переодеваться. Как оказалось, в этом доме есть пальто, пиджак, брюки, обувь, - и все его размера. А в конце еще оставляет свои инициалы, чтобы случайно его ни с кем не спутали", - заметил Сирунян, добавив, что не верит в подобную версию.
"Совместное расследование дела не исходит из интересов международных правовых норм"
Совместное расследование дела представителями следственных органов разных стран как таковое не предусмотрено никаким международным документом, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ованнес Кочарян.
"Я не знаю ни единого международного правового документа, где бы говорилось о совместном расследовании со стороны представителей разных стран. Это какое-то нестандартное явление по обстоятельствам, которое не исходит из интересов международных правовых норм", - отметил он.
В межгосударственном договоре, подписанном между Арменией и Россией, говорится, какие уголовные преступления под юрисдикцией какой страны находятся. В частности, убийства, согласно договору, находятся под юрисдикцией армянских правоохранителей, сказал Кочарян.
Протокол о продлении срока действия двустороннего договора от 1995 года о российской военной базе в армянском городе Гюмри был подписан в ходе визита президента России в Армению 20 августа 2010 года. Срок действия договора составлял 25 лет, протокол продлевает его действие до 49 лет. Парламент Армении ратифицировал протокол 12 апреля 2011 года, а российская Госдума - 17 июня.
В то же время адвокат заметил, что в договоре есть не конкретизированные моменты. К примеру, четко не определено, какая из сторон должна вести расследование, если преступник совершил преступления, находящиеся под юрисдикцией обеих стран.
В данном случае вместо создания координационного штаба, который будет вести совместное расследование дела, целесообразнее было бы, если одна из сторон передала бы дело, находящееся под своей юрисдикцией, другой стороне, считает адвокат.
"Эффективность совместного расследования может зависеть только от воли и профессионализма следователей. Это беспрецедентное решение, поскольку само преступление беспрецедентно. Пермякова российская сторона не передала Армении, вместо этого придумали какие-то компенсационные механизмы для того, чтобы армянская сторона не потеряла доверие", - отметил Кочарян.
Эффективность совместного расследования может зависеть только от воли и профессионализма следователей. Это беспрецедентное решение, поскольку само преступление беспрецедентно
В вопросе передачи Пермякова армянской стороне, по мнению адвоката, у России принципиальная позиция.
"Возможно, есть вещи, о которых мы не знаем, возможно, существуют обстоятельства, касающиеся интересов национальной безопасности России, которые не оглашаются. Но однозначно то, что Пермякова должны передать Армении, а не держать на военной базе", - заявил он.
Также однозначно, по словам адвоката, то, что российская сторона, даже в рамках дела, находящегося под юрисдикцией России, не имеет права проводить оперативно-розыскные мероприятия. Российская сторона всего лишь может обратиться к армянским правоохранителям и получить содействие, отметил Кочарян.
"Более того, согласно армяно-российскому соглашению, армянская сторона в рамках дела, находящегося под ее юрисдикцией, имеет полное право войти на российскую военную базу для проведения расследования, в том числе для проведения оперативно-разведывательных мероприятий", - заметил он.
Однако, по его словам, в соглашении есть оговорка, что эти мероприятия не должны нарушать требования российского законодательства. Военная база в Гюмри, считает адвокат, не может считаться российской территорией, поскольку это не оговорено и в самом соглашении. В данном случае не может идти речь о принципе экстерриториальности, полагает он.
"Общество возмущается, почему вокруг этого вопроса не велись какие-то обсуждения. Я также не понимаю, зачем России нужно держать у себя обвиняемого в преступлении солдата, тем самым обострив армяно-российские отношения", - сказал Кочарян.
По его словам, "лимит тайного следствия не безграничен". До судебного расследования, отметил он, обществу придется слышать детали по делу об убийстве в Гюмри ровно столько, сколько захотят разглашать власти. Однако в период судебного расследования, если таковое будет, держать в тайне детали дела будет уже невозможно, заявил адвокат.
Сложно давать оценку какой-либо версии о причинах убийства из-за отсутствия фактических деталей и обстоятельств по делу, зато у людей именно по этой причине может появиться много версий, считает Кочарян.
Он полагает, что вещи с инициалами Пермякова могли быть оставлены на месте преступления по причине паники у обвиняемого или же по причине отсутствия времени. Один человек, по его словам, способен расстрелять семерых. "Возможно, он действовал очень быстро. Возможно, члены семьи Аветисян были в шоке, не смогли отреагировать вовремя, а возможно, и просто побоялись встать со своих кроватей. В подобных случаях люди могут себя повести и неадекватно", - пояснил Кочарян.
"Гюмри в панике даже больше, чем в первые дни после убийства"
На сегодняшний день у жителей Гюмри неопределенность в том плане, что на многие вопросы они до сих пор не получили ответы, сказал корреспонденту "Кавказского узла" директора Центра "Ширак" Ваан Тумасян.
Людей интересует, "кто преступник, почему выбрал семью Аветисян, как убийца связан с этой семьей, кто стоит за Пермяковым, зачем выбран именно город Гюмри и так далее", отметил он.
"Город в панике даже больше, чем в первые дни после убийства. Особый ажиотаж наблюдался несколько дней назад, когда распространились слухи о том, что якобы с российской воинской части сбежали двое вооруженных солдат. Паника царила до тех пор, пока наши правоохранители не проверили информацию и не дали опровержение на эту информацию", - рассказал Тумасян.
Гюмри, по его словам, пока "живет трагедией". "Самое скорбное то, что из семьи Аветисян не осталось никого, уничтожена целая семья", - заметил он.
Акции зажжения свечей разными людьми и группами в Гюмри продолжаются, отметил эксперт. "Я каждый день прохожу мимо дома Аветисянов, там у ворот постоянно зажжены свечи, приходят как знакомые, так и посторонние люди, которые услышали о происходящем и решили выразить свое соболезнование", - сказал Тумасян.
19 января после известия о гибели Сережи Аветисяна на центральной площади Вардананц в Гюмри и у дома расстрелянной семьи Аветисян прошла акция зажжения свечей в память о погибшем младенце.
Гюмри, по его словам, считается наиболее демократичным городом, где действуют четыре местных телеканала. Тема убийства семьи Аветисян, как отметил Тумасян, не сходит с экранов, однако она сейчас не так активна, как в первые дни после трагедии, особенно в дни похорон убитых.
Версий о причинах убийства у людей бесконечно много, однако большая часть жителей придерживаются версии с участием в убийстве третьей стороны, а также версии с соучастниками Пермякова. В лице третьей силы люди видят, по его словам, "как определенное государство, в особенности Турцию и Азербайджан, так и спецслужбы и даже бандитские группы". "Версии среди людей появляются, обсуждаются, опровергаются, потом появляются другие", - добавил директор Центра "Ширак".
"Нет ни одной версии убийства, хоть немного близкой к логике"
Жители Гюмри пребывают в настолько напряженной ситуации, что, несмотря на отсутствие на сегодняшний день митингов, однажды могут выйти на протесты - люди просто в ожидании раскрытия преступления, заявил корреспонденту "Кавказского узла" член Совета старейшин мэрии Гюмри, председатель совета журналистского клуба "Аспарез" Левон Барсегян.
Протестные настроения в Армении из-за расстрела семьи Аветисян были вызваны неправильным поведением властей, заявили армянские эксперты, опрошенные "Кавказским узлом".
Версий об убийстве семьи Аветисян среди населения много, однако ни одна жителями Гюмри серьезно по сей день не воспринимается, отметил он.
"Нет ни одной версии, чтобы была хоть немного близка к логике", - сказал Барсегян.
На российской военной базе, по его словам, снизилось напряжение. "Военнослужащие уже стали выходить в город, их дети ходят на занятия в школу, жены – на базар, - рассказал он. - Каких-либо уличных напряжений, по крайней мере, я не наблюдал и не слышал".
"Кавказский узел" подготовил справку "Гюмри: как российская база губила местных жителей", где собрана хроника криминальных происшествий с участием российских военнослужащих в Армении. События вокруг убийства семьи Аветисян в Гюмри освещаются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Расстрел семьи в Гюмри". Также "Кавказский узел" создал подборку блогерских постов об инциденте: "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"