Заявивший о многолетнем пребывании в рабстве в Дагестане житель Мурманска отправился домой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Освобожденный из рабства в Дагестане житель Мурманска Сергей Хливной благополучно добрался до Москвы, откуда уже отправился домой с братом. Он написал заявление в полицию о том, что с ним происходило в Дагестане. Освобожденный рассказал, что некоторое время в Дагестане его держали на цепи и часто били. Факты, изложенные Хливным, требуют тщательной проверки, считают правозащитница Светлана Ганнушкина и экс-милиционер Александр Гуров.
Как писал "Кавказский узел", 43-летнего жителя Мурманска Сергея Хливного без документов сотрудники полиции сняли с автобусного рейса "Махачкала-Москва" в Волгоградской области 26 сентября. Он утверждает, что последние 18 лет провел в рабстве в Дагестане, где у него отобрали паспорт. В Дагестане мужчину обнаружила волонтерская организация "Альтернатива". После дачи объяснений правоохранителям мужчина был отпущен и поехал в Москву автостопом.
Освобожденный отправился домой в Мурманск, полиция обещает провести расследование по его заявлению
В Волгоградской области, где Сергей Хливной был снят с автобуса, мужчина написал заявление о том, что у него отобрали паспорт и насильно удерживали в неволе.
В главном управлении МВД РФ по Волгоградской области корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что заявление принято, но будет отправлено по месту совершения преступления – в Дагестан. Пока что оно находится в Волгоградской области.
1 октября Сергей Хливной встретился с братом и отбыл домой в Мурманск. Мужчину обнаружили в Камыш-Кутане активисты волонтерского движения "Альтернатива", которым сообщил об этом молодой человек, который, так же как и Хливной, находился в рабстве у местных жителей, но ему удалось сбежать, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель "Альтернативы" Олег Мельников.
Приехав в назначенное место, сотрудник организации Алексей Никитин встретил Сергея Хливного и сразу же вывез его из Дагестана. Решение о немедленном вывозе пострадавшего мужчины из Дагестана было принято, потому что местные полицейские отказались принять заявление от Хливного, продолжил Мельников.
"Паспорт был изъят, и установить личность было невозможно", - отмечает Олег Мельников.
По его словам, дагестанские полицейские направили писать заявление Хливного в Астраханскую область, откуда он попал в Дагестан.
"Но мы направились в Москву, где намеревались, и восстановить документы, и подать заявление", - пояснил Олег Мельников.
В Москве до приезда брата Хливной находился в одном из реабилитационных центров церковной организации "Милосердие".
По словам Мельникова, историю Сергея Хливного подтвердили местные жители, а сам мужчина не побоялся назвать в заявлении правоохранителям имена удерживавших его в неволе людей.
"Это первый случай, когда человек находился в рабстве 18 лет", - отметил Мельников.
По его словам, родственник Хливного работает в правоохранительных органах, и помощь в восстановлении документов мужчине не требуется.
Активист отметил, что не отслеживает судьбу всех освобожденных, поскольку сильно занят, но они сами дают о себе знать. "На Новый год звонят - поздравляют, зовут на свадьбы, рождение дочерей, сыновей. Но, к сожалению, побывать на праздниках ни разу не смог – много работы", - рассказал Мельников.
Сотрудник "Альтернативы" Алексей Никитин отмечает, что состояние, в котором находился Хливной в Дагестане, было плачевным.
"Когда я его встретил, физическое состояние было совсем плохим – были выбиты зубы, остались следы от переломов пальцев", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Никитин.
Он утверждает, что кирпичный завод, где принудительно работал Хливной, находится в пригороде Каспийска и работает до сих пор. По словам Никитина, в июле 2014 года члены "Альтернативы" освободили 17 человек, которые насильно работали на этом предприятии.
"Несмотря на это, завод функционирует", - отметил Никитин.
Аналогичный случай, напомнил Мельников, произошел летом 2013 года, когда "Альтернатива" освободила из рабства 12 россиян, белорусов и украинцев, удерживавшихся на кирпичном заводе около села Шамхал севернее поселка Красноармейский. По словам Мельникова, после происшествия предприятие прекратило работу.
Хливной рассказал, что некоторое время в Дагестане его держали на цепи и часто били
Сам Сергей Хливной рассказал, что попал в Дагестан летом 1996 года. Он подрядился переправить рыболовное судно для ремонта из Мурманска в Астрахань, где с ним рассчитались, но возвращаться домой мужчина не стал. Ему предложили прибыльную работу на кирпичном заводе в Дагестане, и, решив, что "столько заработать на малой родине" он не сможет, мужчина согласился.
"Завод находился под Махачкалой, сутки езды из Астрахани. Где конкретно, не знаю. Там у меня отобрали паспорт и заставили работать бесплатно - за еду и старые вещи. В полицию обратиться я не мог, так как меня удерживали насильно", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Хливной.
Осенью 1996 года мужчине удалось сбежать, но его поймали местные жители и заставили пасти овец. До весны 1997 года Хливной работал в селе Акуша, где, по его словам, по ночам сидел на цепи. Потом на протяжении 15 лет мужчину переводили в разные села – Петропавловское, Таловка, Юрковка, Казаюрт, Камыш-Кутан. При этом к нему применялось насилие, его часто избивали, отмечает Хливной.
Факты, изложенные Хливным, требуют тщательной проверки, считают правозащитница Ганнушкина и экс-милиционер Гуров
Информация Сергея Хливного и представителей "Альтернативы" требует тщательной проверки, считает независимый эксперт, заслуженный юрист России, экс-начальник ГУ МВД СССР по борьбе с организованной преступностью Александр Гуров.
"Факты, изложенные мужчиной, требуют тщательной проверки", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Гуров.
Он сам скептически относится к истории Хливного. "Вызывает сомнения тот факт, что человек находился в рабстве столь долгий срок и не сбежал", - говорит Гуров.
При этом он признает сам факт существование проблемы. «Раньше рабство существовало в достаточно больших размерах в Чечне – и возили, и продавали, но за последние 8-10 лет проблема ушла. Дагестан не был исторически предрасположен к этой проблеме, хотя факты были", - отметил Александр Гуров.
С ним согласна и глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, которая считает, что случай с Сергеем Хливным требует тщательного полицейского расследования.
При этом она подняла другой аспект проблемы – насколько способен будет освобожденный из многолетнего рабства человек освоиться в новой для него жизни и начать нормальную жизнь.
Правозащитница привела известный ей пример, когда проживший несколько лет в Ингушетии у местного фермера неместный мужчина вернулся на Северный Кавказ после того, как у него появилась возможность вернуться на родину. Этот человек, по ее словам, работал в горах чабаном, а до того как попал в Ингушетию, сильно пил, из-за чего от него отвернулась семья, и парню пришлось "скитаться по миру". Попав в Ингушетию, он поселился у местного фермера, который дал ему работу и обеспечил жильем.
"Семья большая, и родители пашут как проклятые. Под их влиянием мужчина бросил пить и никуда не хочет уходить. Спустя некоторое время фермер выдал чабану денег на билеты для семьи. Жена и дочь приехали, пожили, и им все понравилось. Позже в рамках так называемой "борьбы с рабством" мужчину "освободили", но через две недели он вернулся к фермеру с выбитым зубом и попросился обратно", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
Также, по ее словам, к ней обращались освобождённые с помощью активистов "Альтернативы" из Дагестана жители других российских регионов, которые не могли найти работу и жилье. "Я подозреваю, что в Дагестане им было лучше – они приехали чистые, кормленые", - отметила Ганнушкина.
Ранее "Кавказский узел" также писал об истории с солдатом-срочником Андреем Поповым из города Ершова Саратовской области, который заявлял, что в 2000 году был похищен из воинской части Саратовского гарнизона и находился в рабстве в Дагестане, где нелегально работал на кирпичном заводе до 2011 года, когда ему удалось бежать. По возвращении домой в августе 2011 года он был обвинен в дезертирстве.
В сентябре в Дагестане следователи вместе с Андреем Поповым посетили кирпичные заводы, на которых, по словам военнослужащего, его держали в рабстве. Директор Каспийского кирпичного завода ООО "Стройсервис" Магомед Раджабов обвинил Попова в распространении ложной информации, заявив, что он добровольно работал на его заводе. А в ходе процесса по делу Попова свидетели утверждали, что у молодого человека в Дагестане даже была гражданская жена.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52