В Кабардино-Балкарии силовики пообещали адвокатам изучить случаи применения насилия к задержанным
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Осенью текущего года прокуратура Кабардино-Балкарии проведет проверку по заявлениям о фактах применения насилия к задержанным, по которым возбуждены уголовные дела, заявил начальник отдела прокуратуры КБР по надзору за расследованием преступлений в органах СУ СКР по республике Магомед Мизиев на заседании "круглого стола", на котором обсуждались факты нарушения прав человека в республике.
В прошедшем 19 сентября мероприятии приняли участие адвокаты республиканской коллегии адвокатов, представители правоохранительных органов, а также родственники лиц, права которых были нарушены, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Модератором "круглого стола" выступил руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков. По словам Валерия Хатажукова, в республике "снизилась террористическая угроза", однако "продолжают фиксироваться факты, связанные с нарушением прав человека при осуществлении правоохранительными структурами антиэкстремистских мероприятий".
К таким случаям Хатажуков причислил процессуальные нарушения при задержаниях, и факты недопуска адвокатов и фальсификации доказательств. При этом, по мнению Хатажукова, на данном этапе в борьбе с экстремизмом "приоритетом должны стать идеологические методы".
Чаниева: некоторые адвокаты идут на преступное сотрудничество со следователями
За последние полгода наблюдается рост количества лиц, которых задерживают правоохранительные органы, отметила в ходе "круглого стола" адвокат Ева Чаниева.
По словам адвоката, у задержанных по пути на работу или в мечеть граждан полицейские, как правило, обнаруживают боеприпасы и наркотики. В свою очередь родственники задержанных обращаются к адвокатам за защитой. В первые сутки родные, как правило, не знают, где содержится задержанный, отметила адвокат.
При этом бывают факты, когда адвокатов не допускают к задержанным. Есть также такие вопиющие случаи, когда адвокатов выдворяли из кабинетов следователей, заявила Чаниева.
В результате таких действий силовиков, подчеркнула Чаниева, следственные органы и суды "заполнены однотипными уголовными делами - обвинениями в хранении боеприпасов, в основном патронов, и наркотиков".
Обвинения эти нетяжкие, но из-за того, что подсудимые не признают себя виновными, следствие по таким делам длится больше полгода, а судебные процессы длятся до одного года, отметила Чаниева.
По утверждению адвоката, нарушаются все разумные сроки рассмотрения дела, что создает для правоохранительных структур дополнительные проблемы. Между тем, по мнению адвоката, "при реагировании на начальной стадии все это можно было бы предотвратить".
Следователи сразу после задержания разъясняют задержанному не его процессуальные права, а рассказывают про особый порядок рассмотрения дела. Этот порядок, по мнению адвоката, избавляет следствие от необходимости поиска доказательств.
Впоследствии в ходе судебных процессов более 70 процентов обвиняемых, избравших особый порядок при задержании, отказываются от него и доказывают свою невиновность в предъявленном обвинении, отметила адвокат.
По ее замечанию, уже "есть много лиц, оправданных, реабилитированных, и даже получивших компенсацию морального вреда".
Адвокат подчеркнула, что проблему надо обсудить и принять меры, пока "она не переросла во что-то более серьезное". Чаниева призвала правоохранительные структуры к взаимодействию.
"Нам нужно, чтобы вы препятствовали нарушению прав задержанных", - обратилась Чаниева к представителям правоохранительных структур. По мнению адвоката, в правоохранительной системе должно быть "нормальное процессуальное противостояние профессионалов".
Адвокат предложила прокуратуре сразу реагировать на факты недопуска адвоката к задержанному. Следственному комитету адвокат предложила уголовные дела, возбужденные в отношении сотрудников силовых структур, допустивших нарушение закона в отношении задержанных, доводить до суда.
Данный шаг, по ее мнению, "послужил бы для остальных уроком и научил бы их уважать закон". Адвокат также считает, что сотрудники в масках не должны находиться в кабинетах следователей, и там должно быть организовано видеонаблюдение.
"К сожалению, проблема есть и внутри адвокатуры. Она заключается в том, что среди адвокатов есть такие, которые идут на преступное сотрудничество и работают против своих доверителей. Если бы на место выдворенных адвокатов пришел другой защитник, и отразил в протоколе, что до него произошло, всего этого бы не было", - отметила Чаниева.
Адвокаты: силовики мешают нам осуществлять свои обязанности
В ходе "круглого стола" адвокат Аральбек Думанишев рассказал о том, как сотрудники Баксанской полиции пытались помешать ему заниматься своими профессиональными обязанностями.
О нарушении своих прав также сообщил адвокат Магомед Темиржанов. По его словам, 10 января 2012 года он не был допущен к своему подзащитному в здание УБОП МВД, а неизвестный сотрудник правоохранительных органов порвал предъявленное соглашение и ордер на защиту.
Адвокату удалось добиться возбуждения уголовного дела по данному факту, однако личность нарушителя до сих пор не установлена. По мнению адвоката, "у следствия нет заинтересованности в ее установлении".
Житель Чегема Науруз Татроков в ходе "круглого стола" рассказал о том, что 16 декабря 2013 года был убит его сын Леон Татроков. У него осталось трое детей.
По словам Науруза Татрокова, его сын был спортсменом, выигрывал международные турниры, имел "самую мирную профессию агронома".
Леон Татроков, по словам отца, "исповедовал ислам, но радикалом не был". "Если к нему были вопросы, его могли задержать, он нигде не прятался, ходил на работу, в мечеть, катал детей на санках, ездил на лошади. Но его просто убили", - сказал отец.
На мероприятии присутствовали также родственники жителя села Исламей Баксанского района Заура Березгова, который был убит в мае 2013 года. По данным правоохранительных органов, Березгов являлся помощником лидера кабардино-балкарских боевиков Тенгиза Гукетлова, а при попытке задержания отстреливался.
Никакого оружия у Березгова не было, сопротивление полицейским он не оказывал, утверждают родственники.
Расследование уголовного дело в отношении Березгова было прекращено, но по жалобе родных возобновлено. Родственники утверждают, что они обратились с ходатайством о проведении повторной экспертизы машины Березгова. Однако в ходе расследования машина, которая была изъята как вещественное доказательство, исчезла со двора полиции Баксана, заявили родственники Заура Березгова.
Мизиев: наблюдается снижение количества жалоб на незаконные действия полицейских
Следователям известны все случаи, о которых говорилось в ходе "круглого стола", по всем есть материалы, некоторые дела доведены до суда, отметил начальник отдела прокуратуры КБР по надзору за расследованием преступлений в органах СУ СКР по республике Магомед Мизиев.
"Однако давайте не забывать, что есть и убитые сотрудники правоохранительных органов. Это более ста погибших, и вдвое больше раненых. И у них есть матери и дети", - сказал Мизиев.
По его мнению, в первую очередь должны быть ликвидированы причины, которые привели к такой ситуации.
"Наши дети стали "пушечным мясом" в противостоянии за чужие интересы. Борьба за Кавказ шла всегда, она продолжается и сегодня. В этой борьбе используются все возможные факторы", - заметил Магомед Мизиев.
При этом представитель прокуратуры признал, что есть проблемы в расследовании уголовных дел, а также что качество следствия оставляет желать лучшего.
Мизиев рассказал, что знаком с историей адвоката Темиржанова, и что "ему как прокурору стыдно, что это дело до сих пор не раскрыто".
Мизиев отметил, что прокуратура реагирует на каждый такой факт. "Проблема систематически обсуждается как в самой прокуратуре, так и на координационных совещаниях с руководством республики", - сказал он.
Прокурор подчеркнул, что не согласен с утверждением, что случаи нарушения закона имеют тенденцию к росту. По данным прокуратуры, наблюдается "снижение количества жалоб на незаконные действия сотрудников полиции, а ситуация в республике нормализуется".
Прокурор сообщил, что в октябре-ноябре прокуратурой КБР запланирована большая проверка по заявлениям о фактах применения насилия к задержанным, по которым возбуждены уголовные дела.
При этом все факты, о которых говорилось на мероприятии, "должны проверяться следственным путем", отметил Мизиев. Вместе с тем в тот момент, когда идет спецоперация, очень трудно обеспечить соблюдение закона, заметил Мизиев. "Там нет ни понятых, ни свидетелей", - отметил представитель прокуратуры.
Сантиков: к ответственности привлечено 10 сотрудников полиции
Ни один человек, даже самый отъявленный преступник, "не должен быть подвергнут никаким унижениям", отметил в ходе мероприятия заместитель начальника управления охраны общественного порядка МВД по КБР Алим Сантиков.
"МВД не заинтересовано, чтобы случались подобные факты. Министерством проводится огромное количество проверок, нарушителей привлекают к дисциплинарной ответственности", - сообщил Сантиков.
По его словам, в этом году к ответственности было привлечено 10 сотрудников полиции, есть уволенные. Сантиков также отметил, что МВД "очень нуждается в доверии граждан". "Без доверия граждан мы не сможем обеспечить охрану общественного порядка", - сказал он.
"К сожалению, и нас тоже убивают. Вы же не отрицаете, что они (экстремисты), тоже есть", - подчеркнул Алим Сантиков.
По результатам заседания "круглого стола" его участниками была подготовлена резолюция.
источник: корреспондент "Кавказского узла"