Зубаревич: продуктовые санкции ударят по экономике регионов Северного Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Запрет на поставку в Россию зарубежных товаров может привести к дефициту отдельных продуктов питания, в частности, говядины, считает профессор экономической и социальной географии России из МГУ Наталья Зубаревич. Более всего, по ее мнению, эмбарго отразится на республиках Северного Кавказа. Чтобы изменить ситуацию, государство должно менять кредитную политику фермерства, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Фермеры из Ростовской области опасаются конкуренции мяса из Аргентины и Бразилии и заявляют о трудностях уборки урожая из-за военных действий на Украине.
Ранее, напомним, опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты сошлись во мнении, что санкции приведут к росту отечественного сельского хозяйства, при этом отметив, что потребители испытают определенные трудности.
Зубаревич: после введения эмбарго в России возможен дефицит говядины
В текущем году на стол россиянина попадут такие продукты, как виноград, бахчевые, поздние овощи – огурцы и помидоры, проблема дефицита, прежде всего, состоит в мясе, считает доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, эксперт Программы развития ООН и Московского представительства Международной организации труда Наталья Зубаревич.
"Дополнительному российскому мясу взяться неоткуда, Россия не обеспечивает себя полностью мясной продукцией. Исключение составляет курятина – этим продуктом страна более-менее обеспечена. И по этой линии санкции произведут, скорее, положительный эффект – возможности птицефабрик, в том числе северокавказских, расширяются", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Наталья Зубаревич.
Если по свинине, считает эксперт, проглядывается перспектива – за последние несколько лет построены промышленного типа свинокомплексы, и Россия ликвидирует отставание, то основная проблема состоит в говядине.
Общее производство молока в хозяйствах всех категорий в 2013 году составило 30,7 млн тонн, что на 3,7% меньше уровня 2012 года, а производство крупного рогатого скота на убой в РФ осталось практически на уровне прошлого года - 2,9 млн тонн (на 0,6% меньше уровня 2012 года) – такие данные приведены в опубликованном на сайте правительства РФ документе "О продовольственной безопасности в 2013 году и прогнозе ее обеспечения в 2014 году".
По словам Зубаревич, промышленное производство говядины организовано лишь в Воронежской области, остальной объем составляет импорт, причем "в достаточно больших объемах", что увеличивает цену. Так называемое "мраморное мясо" отечественного производителя получается дороже австралийского, попавшего в санкционный список, поскольку не налажено серийное, конвейерное производство, указывает эксперт.
"Говядина – продукт долгого выращивания. Если курица "готова" через три месяца, свинина – через полгода-год, то говядина созревает только через два года. Устойчивого сбыта, поскольку дешевле импорт, не было и нет. И даже если завтра начнут наращивать говядину, то результат будет через два с половиной – три года. Власти нашли выход из ситуации – перенаправлен поток ввоза - с Австралии на Латинскую Америку, но цена все равно прыгнет", - уверена Зубаревич.
Наименее всего от дефицита пострадают Краснодарский и Ставропольский края, так как тут сосредоточены крупные производители, а сама земля является ценностью, более того, эти регионы даже смогут получить выгоду от санкций, уверена Зубаревич. Впрочем, по ее словам, вызывает сомнения, дойдут ли деньги до рядового крестьянина и вообще россиянина, поскольку хозяйства находятся в личной собственности крупных политических фигур и предпринимателей. Помимо их агрокомплексов есть и другие, но они заметно меньше, указывает эксперт.
Наиболее ощутимо эмбарго отразится на республиках Северо-Кавказского федерального округа, считает Зубаревич. Тут нет выхода к крупным торговым сетям, отсутствуют крупные производители, хозяйство в основном мелкое. "Бизнесу вряд ли станет лучше", - сказала Зубаревич.
По ее словам, есть проблемы и с хранением, перевозкой и перепродажей вывозимого с юга России мяса, и, прежде всего, это касается коррупции: "барьеры" начинаются уже на границе регионов – взятки "отстегиваются" всем гаишникам на протяжении всей дороги", затем "на лапу" приходится давать "вообще всем".
"И если это не крупный производитель, который на Кавказе есть только в Краснодарском и Ставропольском краях, а частное хозяйство, то пробиться сквозь коррупционные барьеры невозможно. Поэтому мясо реализуется в теневой экономике – на рынках, там надо "отстегивать" только ветврачу и налоговой. И масштаб взятки меньше, чем при перевозках", - прокомментировала Зубаревич.
Выхода из ситуации эксперт не видит по той же причине взяточничества. "Можно набрать государственных денег и в очередной раз построить крупный свинокомплекс или карповодческое хозяйство. Но деньги разворуют, фундамент останется, продукции не будет", - уверена Наталья Зубаревич.
Что касается республик СКФО, то тут, по ее мнению, проблема аналогичная, но более "старомодная" - это клановость и "обложение" производства "данью".
Ближе к концу года цены на санкционные продукты вырастут, считает Зубаревич. Она указывает, что подорожание коснется мяса, зимних овощей и фруктов, а не подорожают, по крайней мере, на юге, зерновые.
"Сейчас, в августе, на полках старые товарные запасы. Подождите. На рынке не бывает, что снижение конкуренции снижает цену. Все наоборот. Закон рыночной экономики – уменьшается конкуренция, растет цена. Экономику обмануть нельзя. Можно, конечно, построить военный коммунизм и формировать цены продотрядами, и цена не вырастет, но будет другое следствие – дефицит, и это мы уже проходили", - закончила Зубаревич.
Делягин: государство должно менять кредитную политику фермерства
Эмбарго коснется кредитования российского фермерства, причем пока неизвестно, в какую сторону, считает директор Института проблем глобализации, издатель журнала "Свободная мысль" Михаил Делягин.
На сегодняшний день в России работает так называемая "удушающая петля Кудрина", рассказал эксперт. По его словам, этот термин применяется для обозначения экономического механизма, который был создан экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Согласно работающей схеме, российские сельхозпредприятия платят в казну налоги, которые затем вывозятся за границу и вкладываются в разнообразные резервные фонды, тем самым создавая в стране "денежный голод". Налогоплательщик, продолжает Делягин, вынужден брать кредиты на Западе, причем в качестве кредита "берутся свои собственные налоги", вывезенные государством.
"Если государство будет продолжать политику по созданию искусственного денежного голода внутри страны, тогда российским сельхозпроизводителям будет туго. К тому же "Россельхозбанк" попал под западные санкции, и его финансовые возможности сократились. Если государство перейдет к схеме, работающей во всех развитых странах, когда экономика получает деньги по потребности, а не в зависимости от того, сколько позволили заработать конкуренты, то санкций не заметит", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Делягин.
По его словам, есть и приходящие обстоятельства. "Введенные Россией санкции улучшили для производителей конъюнктуру внутри отечественного рынка, соответственно, стало легче взять кредит на развитие рыболовецкого хозяйства, создание предприятий по переработке овощей и фруктов или свинины", - отмечает эксперт.
По его словам, обособленно стоит Ростовская область, граничащая с Украиной. Здесь, продолжил эксперт, вести бизнес становится рискованно из-за обстрелов российской территории со стороны украинских силовиков.
Непосредственно рост цен зависит от политики федерального правительства - например, в Ростовской области, "захлебывающейся" от избытка рыбы, которая, впрочем, вылавливается "в значительной степени нелегально", поэтому не может быть централизованно поставлена в другие регионы, при господдержке политики "полного игнорирования произвола монополистов" произойдет "уверенный" рост цен, уверен эксперт.
"Любой монополист, воспользовавшись общественной тревогой, будет повышать цены. Такова природа монополий во всем мире. Никто в этом не виноват точно так же, как волк не виноват в том, что ест овец. В конце 2008 начале 2009 годов правительство Медведева сделало совершенно верное заявление о контроле роста цен от произвола монополий. Впрочем, это не сопровождается введением дополнительных полномочий Федеральной антимонопольной службы, боюсь, что все останется на словах", - считает Делягин.
Что касается регионов СКФО, где, как указывала Зубаревич, сельхозпроизводства почти нет, вину за это эксперт возлагает на сами республики.
"Если у Чечни и Ингушетии есть оправдания – там были военные действия, хотя не очень понятно, почему при громадном финансировании они восстановили города, но не восстановили предприятия, то другие республики… А что, там есть экономика?" - задался вопросом Делягин.
Федоров: ФАС будет контролировать цену на продукты
Сейчас федеральные власти пытаются предпринять меры по недопущению дефицита продовольствия или роста цен на импортные товары. 8 августа от пересмотра ценников предостерег первый вице-премьер Игорь Шувалов, 12 августа - вице-премьер Аркадий Дворкович. Итогом ряда совещаний стало установление обязательной отчетности организаций и муниципалитетов по ценам в магазинах по типовой форме, которую в ближайшее время утвердит Минпромторг.
Согласно разработанному плану, данные будут собирать каждую неделю. Для проверки будет разработана методика по их выборочной проверке, разработать которую 11 августа потребовал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он дал поручение Шувалову и Дворковичу привлечь к этому региональные власти. В случае нарушения антимонопольного законодательства в отношении поставщиков и глав розничных сетей могут быть возбуждены "административные и более строгие" дела, сообщил 12 августа глава Минсельхоза Николай Федоров, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
Фермеры в Ростовской области опасаются увеличения поставок мяса из Аргентины и Бразилии и заявляют о трудностях уборки урожая из-за обстрелов с Украины
Вопросом производства и сбыта говядины обеспокоены и фермеры Ростовской области. Так, генеральный директор одной из крупных местных ферм по разведению крупного рогатого скота, попросивший не называть его имени, рассказал, что после введения эмбарго ситуация, по крайней мере, на данный момент не поменялась.
Крестьянство опасается сравнительного с прошлыми перевозками увеличения поставок из Аргентины и Бразилии, что "неизменно приведет к полному краху производства", отмечает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
"Сейчас цена за килограмм говядины на нашей ферме достигает 70 рублей, причем реализация идет скудно. "Мраморную говядину" берут неохотно, что бы ни говорили эксперты – дело в том, что бизнесменам важен цвет мяса при продаже. "Белое мясо" сохраняет товарный вид до нескольких недель, за которые возможна переправка в другие регионы. "Мрамор" быстро темнеет и приобретает, по мнению скупщиков, непривлекательный вид. Но в этом есть доля правды – качественное мраморное мясо нужно употреблять в еду быстро", - рассказывает директор фермы.
Кроме того, сообщил он, "белое мясо" стоит "в разы" дешевле.
Фермеры из Ростовской области подтверждают слова Делягина относительно обстрелов со стороны Украины. Выступавшие 12 августа на Дне урожая в городе Сальске, где были подведены итоги жатвы в Ростовской области, крестьяне рассказывали, что в Куйбышевском районе в "небезопасной зоне" находится свыше тысячи гектаров, в том числе поля известного ООО "Рассвет".
Бои на граничащей территории местные жители увидели еще в начале июня. Все это время российская территория подвергается регулярному обстрелу: пули с украинской стороны массово летят в поля, посадки. Так, по словам владельца частной фермы Константина Дербенева, за июль ему приходилось четырежды эвакуировать два своих трактора с "и так небольшого поля", а также "упрашивать" не желавшего останавливать работы сына укрыться от бомбежек.
"Довольно страшно работать под пулями. Самих военных я не видел, но видел сосед. Проблема даже не в опасении за жизнь, а за урожай, который надо убирать быстро, а уборку приходится останавливать", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Константин Дербенев.
"Когда на украинской территории начался бой, мы вынуждены были эвакуировать своих работников с поля, сельскохозяйственные работы были приостановлены. Небольшое затишье наступило после того, как российские военные усилили охрану границы, до этого украинские военные неоднократно нарушали границу, мы все эти факты фиксировали и затем передавали в прокуратуру и погранслужбу", - цитирует гендиректора крупного фермерского хозяйства, ведущего производителя зерновых, рапса и подсолнечника в Куйбышевском районе Сергея Авакяна в своем отчете член Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Владимир Юданов.
Другие фермеры рассказывают, что для безопасности им даже приходилось носить бронежилеты. "С украинской стороны постоянно были обстрелы полей, мы работали с охраной – с нами стоял БТР, были и пограничники. Все работали в бронежилетах – и комбайнеры, и трактористы, и даже те, кто на отвозе был. Сегодня там саперы работали, неразорвавшиеся мины есть", – рассказал глава крестьянского хозяйства "Руно" Рудаков.
Он не досчитался как минимум 350 тонн пшеницы. По данным Куйбышевского районного управления сельского хозяйства, убытки понесли 15 хозяйств.
В ответ фермерам присутствовавший на празднике губернатор области Василий Голубев пообещал, что разработает комплекс мер, позволяющий поддерживать местных сельхозпроизводителей.
"Мы не просто будем помогать. Если будет нужно, мы примем региональный закон, который позволит поддержать селян, производителей продукции. Конечно, по-прежнему важным условием остается, во-первых, качество, а во-вторых, цена. Нельзя воспользоваться ситуацией и ни в коем случае недопустимо, чтобы цены росли", – заявил Голубев.
Оценивая последствия введения Россией продовольственного эмбарго, глава региона отметил, что "для российских аграриев и производителей наступает время, когда можно и нужно показать имеющийся потенциал".
"Убежден, что наши сельхозтоваропроизводители в состоянии накормить всю страну", - закончил Голубев.
"Кавказский узел" сообщал, что в Ставропольском крае агропромышленный комплекс, по данным властей региона, обеспечивает потребности местных жителей в сельхозпродукции на 76%, при этом Ставрополье может отправлять за пределы региона овощи, картофель и мясо птицы, а проблемы остаются в обеспечении местного населения молоком и мясом говядины. В Краснодарском крае власти заявляют о том, что отсутствие продуктов из Европы и Америки на местных прилавках никак не скажется на жителях Кубани, при этом местные аграрии выражают обеспокоенность зависимостью аграрного сектора от поставок импортного оборудования, семян, молодняка крупного рогатого скота, свиней и птицы. В Волгоградской области власти заявили о росте объемов производства молочной продукции, сыра и творога. Согласно данным статистики, в регионе в 2013 году увеличилось производство мяса, но уменьшилось производство яиц.
"Кавказский узел" на тематической странице "Эхо Украины" на Кавказе публикует материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38