Мораторий на убийства мирных жителей боевиками на Северном Кавказе не соблюдался, заявили эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нападения на мирных жителей не являются чем-то новым в тактике подполья Северного Кавказа, однако такие нападения не являются частью идеологии джихада, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко. Мораторий на убийство мирного населения членами подполья фактически не соблюдался, а в условиях сильной фрагментации, когда сеть перестает быть единой, целостной структурой, такие гарантии невозможны, полагает обозреватель "Известий" Орхан Джемаль.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее боевики Кабардино-Балкарии распространили видеообращение, в котором "амир" кабардино-балкарских боевиков Тенгиз Гукетлов берет на себя ответственность за убийства мирных жителей Ставропольского края, однако не уточняет, кого именно. Он также заявляет, что причиной этих действий является агрессия силовиков в отношении мирных мусульман Северного Кавказа. Как заявил Тенгиз Гукетлов, за последнее время силовиками в Кабардино-Балкарии были убиты 35 мирных мусульман, не имевших отношения к вооруженному подполью.
Султыгов: "Мемориал" не подтверждает информацию Гукетлова об убийствах мирных жителей
Правозащитный центр "Мемориал" не располагает информацией об убийствах мирных жителей сотрудниками силовых структур Кабардино-Балкарии, о которых заявил в видеообращении Тенгиз Гукетлов.
"Озвученными случаями мы не занимались, так как к нам не поступали обращения. Достоверно утверждать, что кто-то был мирный, а кто-то нет, мы также не можем. Мы отталкиваемся от сведений, предоставляемых нам свидетелями. Но и они иногда не дают полноты всей картины", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист ПЦ "Мемориал" Ибрагим Султыгов.
Тенгиз Гукетлов, известный как лидер группировки "Объединенный вилаят Кабарды, Балкарии и Карачая", находится в розыске по меньшей мере с лета 2012 года. "Кавказский узел" сообщал, что 10 июня 2012 года в ходе спецоперации в Баксане был убит его брат Жираслан Гукетлов, по версии силовиков, также примкнувший к вооруженному подполью. В своем видеообращении Тенгиз Гукетлов указал, что четверо жителей селения Светловодское Зольского района Кабардино-Балкарии были "зверски запытаны", а в Баксане силовиками были убиты два родных брата. Других подробностей убийства мусульман на территории КБР Гукетлов не приводит и не уточняет, когда именно имели место указанные события, и произошли ли они во время спецопераций.
Напомним, четверо уроженцев Кабардино-Балкарии Артур Жанов, Азамат Кумыков, Ризуан Вороков и Бек Теуважев были убиты 29 июля 2013 года недалеко от поселка Терский Георгиевского района Ставропольского края, когда открыли огонь по силовикам, пытавшимся остановить их автомобиль. По данным следствия, убитые были боевиками. Родственники убитых заявили о их непричастности к вооруженному подполью, а действия силовиков назвали "беспределом" и "отстрелом молодежи". Об убийстве 7 февраля сотрудниками правоохранительных структур местного жителя Мухаммада Молова заявил его односельчанин, житель селения Золукокоаже Кабардино-Балкарии. По данным односельчанина, нет никаких фактов, указывающих на причастность Молова к подполью. В свою очередь представитель правоохранительных органов сообщил, что в перестрелке убит предполагаемый боевик.
Малашенко: нападение на мирных жителей не является частью идеологии джихада
Нападение на мирных жителей не является уникальной особенностью тактики вооруженного подполья на Северном Кавказе, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, исламовед Алексей Малашенко. "В этом нет ничего нового, это (убийство мирных граждан) не идеология джихада, это идеология радикалов. Там, где можно мстить – они мстят, где их прижимают – они мстить не будут. Это порочный круг, что в Кабардино-Балкарии, что в Дагестане. Если мы посмотрим на то, что делают те же силовики, то и к ним могут быть претензии. Все это раскручивается по нарастающей", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
"Самое печальное, что есть теологическое объяснение всем этим убийствам, что те, кто живет на территориях, подчиненных несправедливому правителю, угнетающему ислам – эти люди тоже находятся под ударом", - рассказал Малашенко.
Исламовед привел в пример гражданскую войну в Алжире 1991 года, когда, опасаясь проигрыша на выборах в Национальную ассамблею, правящая партия "Фронт национального освобождения" отменила второй тур выборов и, совершив военный переворот, захватила власть в стране. После чего последовали репрессии членов оппозиционной исламской партии, в результате которых началась партизанская война против правительства и его сторонников, в ходе которой атакам подвергалось мирное население. "Это было в Алжире, являющемся мусульманским государством, где уничтожались целые деревни с детьми и женщинами, и обоснованием этого было то, что они живут под этим правителем и прямо или косвенно ему содействуют", - заключил Алексей Малашенко.
Джемаль: моратория на убийства мирных жителей у подполья никогда не было
В подполье Северного Кавказа никогда не было единого мнения в вопросе применения насилия в отношении мирных жителей, считает обозреватель газеты "Известия" Орхан Джемаль. "Моратория на убийство мирных жителей никогда не существовало. Была этическая полемика внутри подполья относительно разрешенности планировать мирных жителей в качестве целей, где разные стороны временами одерживали верх. Например, Шамиль Басаев считал, что можно. С его авторитетом, вплоть до его смерти, это определяло одну позицию. После его убийства в роли идеологов долгое время позиционировали молодое поколение - Анзора Астемирова, Ясина Расулова, Абузагира Мантаева, которые стояли на позициях, что нельзя, и мирных не убивали", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.
"Затем наиболее авторитетной, тяжеловесной позицией с приходом губденского "амира" Магомедали Вагабова стала дозволенность на убийство мирных граждан. С его подачи устроили теракты в Москве. А после наиболее тяжеловесное мнение было у Магомеда Сулейманова (кадий Дагестана, "амир" горного сектора, - прим. "Кавказского узла") и кадия "Имарата Кавказ" Алиасхаба Кебекова, которые считали, что нельзя", - сказал Джемаль.
Эксперт считает, что современное состояние подполья на Северном Кавказе можно охарактеризовать как разрозненное и сильно фрагментированное.
"В настоящий момент подполье начало сыпаться, утрачивая реальный центр и узел. Так, в свободное плавание ушел буйнакский джамаат, вполне возможно, что какой-то бред влез в голову неким ребятам из КБР, это перестает быть единой, целостной структурой. Сеть становится слишком сетевой и перестает себя признавать единым целым", - считает Джемаль.
Он пояснил, что при руководстве буйнакским джамаатом Бамматхана Шейхова действия группировки согласовывались с руководством "Имарата". "Сегодня он состоит из приезжих русских ребят, никому не подчиняется, находится в свободном плавании", - заключил Орхан Джемаль.
Он добавил, что даже в период наиболее тяжеловесных идеологических авторитетов в Северо-Кавказском подполье, какими являлись Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов, считающих неприемлемым нападения на мирных жителей и их убийства, были группы, которые им не подчинялись и игнорировали их мнение.
"После заявления Доку Умарова 2 февраля 2012 года был введен мораторий, когда он отдал приказ своим подчиненным избегать атак на мирные цели, так как, по его мнению, в России начались процессы гражданского протеста. Затем, летом прошлого года, было заявление, что мораторий снят", - напомнил Джемаль.
В 2013 году жертвами вооруженного конфликта в Ставропольском крае стали не менее 17 человек, из которых 13 убиты и четверо получили ранения. Обострение ситуации в регионе было отмечено в последнем квартале 2013 года, когда на территории края погибли семь человек, в том числе четыре мирных жителя, а два человека получили ранения. В январе 2014 года на территории края в автомобилях были найдены шесть убитых мужчин. По версии правоохранительных органов, к убийствам причастны жители Кабардино-Балкарии Вадим Шогенов, Анзор и Артур Маргушевы. 4 февраля пропал без вести имам поселка Мирный Шамиль Хубиев.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13